Статья 105.15. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля

СТ 105.15 НК РФ.

1. Налогоплательщик по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, представляет документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании. Под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и содержащий следующие сведения:

1) о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой:

перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке;

сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении;

2) в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 настоящего Кодекса, следующие сведения об использованных методах:

обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;

указание на используемые источники информации;

расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;

сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;

сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);

сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств);

произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса (в случае их осуществления).

2. Налогоплательщик вправе предоставить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки.

3. Указанная в пункте 1 настоящей статьи документация может быть истребована у налогоплательщика федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

4. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не применяются в следующих случаях:

1) если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов в соответствии с пунктом 8 статьи 105.3 настоящего Кодекса либо цена является регулируемой и применяется в соответствии со статьей 105.4 настоящего Кодекса;

2) при осуществлении налогоплательщиком сделок с лицами, с которыми он не является взаимозависимым;

3) при сделках с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса);

4) при осуществлении сделок, в отношении которых в соответствии с главой 14.6 настоящего Кодекса заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.

5. По сделкам, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе представить указанную документацию в добровольном порядке.

6. Детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).

Комментарий к Ст. 105.15 Налогового кодекса

В комментируемой статье регламентируется подготовка и представление документации в целях налогового контроля в части обоснования соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным. На налогоплательщике лежит обязанность уведомлять налоговые органы о совершенных им в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены такие сделки. В уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган, указывается информация, предусмотренная п. 3 комментируемой статьи. При этом раскрытие информации об использованных методах, предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ, в уведомлении о контролируемых сделках указанным пунктом не предусмотрено.

Документация, содержащая вышеуказанную информацию, может быть истребована у налогоплательщика Федеральной налоговой службой не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки, в порядке, установленном комментируемой статьей. Таким образом, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено предварительное декларирование налогоплательщиком выбора метода ценообразования.

В случае использования налогоплательщиком методов, регламентированных гл. 14.3 комментируемого Кодекса, налогоплательщик представляет по требованию Федеральной налоговой службы документы, содержащие сведения об использованных методах (в том числе обоснование причин выбора и способа применения используемого метода, указание на используемые источники информации). Кроме того, в целях налогового контроля налогоплательщик вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки. При этом детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки). Из этого исходит Минфин России в своих разъяснениях, доведенных в письме от 28 ноября 2011 года N 03-01-07/5-14.

Из смысла п. 1 комментируемой статьи следует, что документация представляется стороной сделки (группы однородных сделок), которой адресовано соответствующее требование Федеральной налоговой службы. При этом законодательство о налогах и сборах не устанавливает ограничений на использование информации, представленной контрагентом по сделке. В связи с этим финансовое ведомство в своем письме от 26 марта 2012 года N 03-01-18/2-41 сделало вывод о том, что подготовка документации, предусмотренной комментируемой статьей, может осуществляться как стороной сделки (группы однородных сделок), которой адресовано соответствующее требование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, так и лицами, являющимися контрагентами по таким сделкам. При этом представление указанной документации осуществляется исключительно лицом, которому адресовано соответствующее требование.

При подготовке документации, предусмотренной комментируемой статьей, необходимо учитывать, что в силу п. 10 ст. 105.14 НК РФ (см. комментарий к ней) по заявлению Федеральной налоговой службы суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным данной статьей. Следовательно, в отношении налогоплательщика, совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), будут применяться положения ст. 105.15 - 105.17. В связи с этим Федеральная налоговая служба указала на то, что в целях обеспечения сохранности документации, предусмотренной комментируемой статьей, необходимо руководствоваться подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ (см. комментарий к ней), согласно которому налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Федеральная налоговая служба в своем письме от 30 августа 2012 года N ОА-4-13/14433@ "О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля" довела до налогоплательщиков (1) рекомендации относительно структуры и содержания рассматриваемой документации; рекомендации относительно этапов подготовки такой документации. Рекомендуемое содержание документации, представляемой в соответствии с комментируемой статьей, включает в себя: 1) титульный лист: полное и сокращенное наименования налогоплательщика и контрагента по контролируемой сделке (группе однородных сделок), идентификационный номер налогоплательщика и контрагента по контролируемой сделке (группе однородных сделок), адрес государственной регистрации налогоплательщика и контрагента по контролируемой сделке (группе однородных сделок), государственный регистрационный номер налогоплательщика и контрагента по контролируемой сделке (группе однородных сделок), наименование контролируемой сделки (группы однородных сделок); 2) описание основных характеристик сферы (вида) деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), необходимое для понимания особенностей процесса ценообразования; 3) анализ взаимозависимых лиц или описание основных характеристик группы компаний, в которую входит налогоплательщик (лица), совершивший контролируемую сделку (группу однородных сделок); 4) сведения о контролируемой сделке и функциональный анализ; 5) выбор методики ценообразования для целей налогообложения и источников информации; 6) определение интервала рыночных цен или рентабельности.

Другой комментарий к Статье 105.15 НК РФ