СЭЗ: проблемы и перспективы

Любая специальная экономическая зона, как говорят специалисты, держится на трех китах: это льготное налогообложение, инфраструктура и администрирование.

Новый Налоговый кодекс может подорвать развитие специальных экономических зон, расположенных на территории Казахстана, считают некоторые специалисты.

Налоги - не прихоть государства, а источник его существования. А если кто-то налоги не платит, значит, налоговая нагрузка равномерно перераспределяется на всех остальных граждан страны. Учитывая временный характер существования зон и их социальную значимость, можно было бы смириться с такой несправедливостью, но некоторые предприниматели посчитали, что это рай для избранных, причем за чужой счет.

Некоторые недобросовестные компании завозят значительные партии товаров по льготному режиму на территорию СЭЗ, а потом контрабандно вывозят их для продажи по всей стране. Контрабандный груз резко подрывает цены товаров, завезенных или произведенных с уплатой всех таможенных пошлин и налогов.
Поэтому добросовестные импортеры и производители посчитали необходимым внести поправки в законодательство. Среди раздраженных на СЭЗ нашлись и чиновники, и депутаты, которые пошли дальше. Как результат - поправки в Налоговый кодекс.

А "Морпорт Актау" против
Одной из самых эффективных экономических зон является "Морпорт Актау". Но никаких налоговых исключений не будет даже для нее.
По мнению директора СЭЗ "Морпорт Актау" Зейнуллы Казиева, нововведения в кодексе могут негативно отразиться на специальных экономических зонах. Сама идея появления таких территорий в регионах обусловлена стремлением подтянуть их социально-экономический уровень до среднегосударственного и, более того, превратить в форпост развивающейся экономики. И в том и в другом случае государство идет на определенные жертвы ради поставленной цели: оно отказывается от части причитающихся ему налогов.
- Говорить о том, что освобождение ограниченной территории от налогообложения негативно отражается на кошельках всех остальных граждан республики, по меньшей мере, несправедливо, - считает Зейнулла Казиев. - Вспомним Арабские Эмираты. Ведь благодаря существованию льготного налогового режима эта страна превратилась в настоящий рай для инвесторов и, как следствие, для собственных граждан.
СЭЗ "Морпорт Актау" существует с 2002 года. За это время построены или находятся в стадии завершения такие проекты, как завод морских металлических конструкций Keppel Kazakhstan, завод по выпуску труб нефтяного сортамента "Арселор Миттал Турболар Актау", Актауский завод стекловолокнистых труб. Все эти объекты не только привлекли в казахстанскую экономику иностранные инвестиции в размере более девяти млрд тенге, но и позволили открыть около полутора тысяч новых рабочих мест. Что немаловажно для региона. В стадии решения находится еще 14 инвестиционных проектов. Однако уже сейчас есть факторы, тормозящие процесс и пугающие иностранцев. А в ожидании поправок в Налоговый кодекс потенциальные инвесторы и вовсе притихли.
Зейнулла Казиев говорит, что любая специальная экономическая зона держится на трех китах: это льготное налогообложение, инфраструктура и администрирование. Но, разбираясь с каждым китом, приходишь к выводу, что они какие-то тощие, жира явно не нагулявшие и оттого к промышленной ловле не пригодные.

Администрирование
- В старом Налоговом кодексе был так называемый перечень приоритетных видов деятельности, - говорит директор СЭЗ "Морпорт Актау", - он определяет список видов деятельности, по которым можно давать преференции. Этот перечень мы предлагали исключить из Налогового кодекса, потому что он очень узкий, и если приходит инвестор, который не попадает в этот список, то начало работы откладывается, как минимум, на год. Инвестор теряет время, а иногда и интерес к нашей СЭЗ. Мы это объясняли на всех уровнях вплоть до премьер-министра. Все вроде соглашаются: "Да это нонсенс! Зачем ждать?". Но разработчики Налогового кодекса уверены, что документ должен быть глобальным и неизменным.
На сегодняшний день вопросы развития СЭЗ находятся в компетенции трех министерств: Минэнерго и минеральных ресурсов, Мининдустрии и торговли и даже Министерства туризма и спорта, а также областных акиматов. Не проще ли отдать СЭЗ в ведомство какого-нибудь одного уполномоченного органа, чтобы, решая административные вопросы, не вести переписку по году и более?

Налогообложение
Если хотя бы один кит, на которых держатся СЭЗ, окончательно отощает, два других просто не удержат эту громадину, СЭЗ станут элементарно потопляемы. Поэтому льготный режим на территориях СЭЗ необходимо сохранить. Эти территории должны быть привлекательны для всех инвесторов, каким бы видом деятельности они ни занимались.
- А начиналось все с так называемого отверточного производства, - говорит Зейнулла Казиев. - Мы хотим создать производства несырьевой направленности. Но для этого надо вырастить кадры. Специалистов у нас мало. И отверточное производство очень бы помогло обучить кадры.
Во всех СЭЗ по всему миру этот механизм себя зарекомендовал. Он прост: известная фирма привозит на территорию СЭЗ свое оборудование, нанимает рабочих и из своих комплектующих производит товар. Это могут быть дешевые будильники или дорогостоящие автомобили. Потом этот товар продается по всему миру. Государство при этом ничего не теряет. А в регионе появляются рабочие, умеющие создавать, а также менеджеры, умеющие торговать на мировых рынках.
- Поэтому в новой интерпретации Налогового кодекса нужно сохранить особый налоговый режим для участников СЭЗ в части полного освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога, - считает Зейнулла Казиев.

Инфраструктура
Территория СЭЗ "Морпорт Актау" постоянно расширяется. В этом плане акимат Мангистауской области идет навстречу администрации СЭЗ. На местном уровне разработаны все нормативные документы, но:
Местному бюджету не по силам построить необходимую инфраструктуру на территории СЭЗ. Денег хватило только на строительство ограждений вокруг СЭЗ.
Попытка привлечь к строительству дорог и коммуникаций частных инвесторов ни к чему не привела. Местные частники не хотят вкладывать деньги в строительство дорог, они практически никогда не окупались в нашей стране. Не хотят прокладывать трубы водо- и теплоснабжения, газ, свет. А зарубежные инвесторы хотят прийти на место, где уже практически все есть. Поставить корпуса заводов и начать работать. Не предложим мы, постараются китайцы, индонезийцы или арабы.
Как видно, утверждение о том, что киты, поддерживающие СЭЗ, тощие, не беспочвенно. Надо бы их подкормить, а не пытаться заставить самостоятельно искать пищу.
А обиженные предприниматели нашли защиту явно не там. Как говорится, если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет, то, значит, с ними вести неравный бой должны не депутаты, а МВД, финпол и другие правоохранительные органы. Главное, чтобы следствие вели знатоки. И законы принимали профессионалы.