Статья 357 НК РФ (последняя редакция с комментариями). Налогоплательщики

СТ 357 НК РФ.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Часть третья не применяется с 1 января 2017 г.

Не признаются налогоплательщиками UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2020 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в период по 31 декабря 2020 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным Федеральным законом, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Комментарий к Ст. 357 Налогового кодекса

Налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 357 НК РФ.

В соответствии с частью первой статьи 357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Признание физических и юридических лиц в соответствии с частью первой статьи 357 НК РФ налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном статьей 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 83 НК РФ местом нахождения имущества для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 пункта 5 статьи 83 НК РФ, признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Официальная позиция.

Как указано в Методических рекомендациях, Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России предусмотрено, что транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных этими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными:

- в паспорте транспортного средства, предусмотренном Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.1997 N 399/388/195 (зарегистрировано в Минюсте России 10.07.1997 N 1349);

- в справке-счете или заключенном в установленном порядке договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство (пункт 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, зарегистрирован Минюстом России 07.03.2003 N 4251).

Пунктом 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (далее - Правила регистрации), установлено, что регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации.

Пунктом 77 Правил регистрации определено, что при регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов (представительств) юридических лиц в свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств указывается в качестве собственника транспортных средств юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, - адрес филиала (представительства).

Таким образом, в случае регистрации транспортного средства по месту нахождения филиала организации налог подлежит уплате по месту нахождения филиала.

При этом если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены по месту нахождения филиала на временный учет, то уплата транспортного налога по месту их временной регистрации не производится. В этом случае транспортный налог подлежит уплате по месту постоянной государственной регистрации транспортного средства.

При передаче транспортных средств из одного филиала юридического лица в другой перерегистрация транспортного средства по месту нахождения филиала осуществляется на того же налогоплательщика, то есть смены лица, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, не происходит.

Об этом также упоминается в письме Минфина России от 12.10.2006 N 03-06-04-04/43.

Внимание!

Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) предусмотрено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными:

- в документе, подтверждающем право собственности;

- в паспорте самоходной машины и других видов техники (пункт 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденных Минсельхозпродом России от 16.01.1995, зарегистрированных Минюстом России 27.01.1995 N 785).

Транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств (пункт 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 02.03.1995 N 137, зарегистрирован в Минюсте России 18.04.1995 N 836).

Таким образом, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога.

Внимание!

В отношении водных судов государственной регистрации подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (статья 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статья 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Пунктом 14 Методических рекомендаций разъяснено, что государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьей 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. При этом суда подлежат государственной регистрации в:

- Государственном судовом реестре Российской Федерации;

- судовой книге;

- бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов).

Согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации в Российском международном реестре судов (далее - РМРС) регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг (в том числе для сдачи судов в аренду для оказания таких услуг). Регистрация судов в РМРС осуществляется капитанами морских торговых портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Регистрация судна осуществляется на имя собственника судна или на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру.

Пунктом 1 статьи 16 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации, в том числе РМРС.

Регистрация судна в РМРС подлежит ежегодному подтверждению. Порядок ежегодного подтверждения регистрации судна в РМРС устанавливается правилами регистрации судов и прав на них в морских торговых портах. При этом Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса России от 21.07.2006 N 87, которым установлена форма свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, выдаваемая при регистрации судна в Российском международном реестре судов.

Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности).

В соответствии с частью 2 пункта 5 Методических рекомендаций в отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре, плательщиком транспортного налога является фрахтователь судна.

Внимание!

Местом нахождения для воздушных транспортных средств согласно статье 83 НК РФ признается место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.

В соответствии со статьей 61 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатант - это гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства. При этом определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации) (пункты 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110).

Таким образом, в отношении воздушных судов именно эксплуатанты будут являться налогоплательщиками транспортного налога.

Официальная позиция.

В соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств" органом, осуществляющим государственную регистрацию воздушных транспортных средств, в сведениях о воздушном судне указывается место его базирования.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 30.03.2007 N 03-05-06-01/23, налогоплательщиком транспортного налога в отношении воздушных транспортных средств является лицо, на которое зарегистрировано данное транспортное средство в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

Если воздушное судно зарегистрировано в Государственном реестре гражданских воздушных судов на эксплуатанта и последнему выдано свидетельство о регистрации воздушного судна в Государственной службе гражданской авиации Минтранса России, он, по мнению налогового органа, и является плательщиком транспортного налога.

Судебная практика.

Пример.

Суть дела.

Налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации налогоплательщика по транспортному налогу за 2005 г.

В ходе проверки установлено, что налогоплательщик в 2005 г. арендовал на условиях лизинга 15 воздушных судов, в отношении которых налогоплательщик являлся эксплуатантом, что подтверждено договорами лизинга и свидетельствами о государственной регистрации воздушных судов.

По результатам проверки вынесено решение, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Также налогоплательщику доначислен транспортный налог за 2005 год.

Основанием доначисления налога и привлечения к налоговой ответственности налоговый орган указал неисчисление транспортного налога с воздушных судов, эксплуатантом которых налогоплательщик являлся на основании договоров лизинга.

Требованием налогоплательщику предложено уплатить суммы доначисленного налога и пени в добровольном порядке.

Не согласившись с указанным требованием, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Позиция суда.

Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

В пункте 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются в том числе самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.

Законодательно порядок регистрации воздушных судов не определен.

Вместе с тем государственная регистрация воздушных судов как объектов недвижимости регулируется статьей 131 ГК РФ. В соответствии с данной нормой государственной регистрации подлежит право собственности, другие вещные права на недвижимое имущество, а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Нормы статьи 131 ГК РФ применительно к воздушным судам нашли свое отражение и в пункте 9 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, устанавливающей необходимость государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на воздушное судно, а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Судом установлено, что в свидетельствах о регистрации гражданских воздушных судов налогоплательщик указан как эксплуатант воздушных судов, собственниками указаны иные юридические лица. При этом именно собственник, а не эксплуатант является субъектом вещного права.

Исходя из того, что объектами государственной регистрации прав в соответствии со статьей 131 ГК РФ являются вещные права на данный объект недвижимости и ограничения этих вещных прав, суд пришел к выводу о том, что в соответствии со статьей 357 НК РФ под лицами, на которых согласно законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, понимаются субъекты вещных прав (собственники).

Ссылка представителя налогового органа на Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2006 N А26-7328/2005-213 несостоятельна, так как не опровергает выводов суда, поскольку из вышеназванного Постановления следует, что за признанием недействительным решения налогового органа об отказе в предоставлении льготы по транспортному налогу, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ, обратился именно собственник транспортных средств, переданных в аренду иным лицам, и отказом в удовлетворении его требований послужило непредставление документов, подтверждающих основание для предоставления такой льготы (доказательств осуществления самим заявителем перевозочной деятельности), а не тот факт, что заявитель не является налогоплательщиком данного налога.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.02.2007 N А33-9458/06-Ф02-477/07.

Официальная позиция.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 20.10.2006 N 03-06-01-04/191, если воздушное судно не прошло государственную регистрацию, организация, являющаяся эксплуатантом судна и использующим его для полетов (например, на основании договора аренды), все равно должна уплачивать транспортный налог. По мнению налогового органа, в данном случае можно сделать вывод о том, что воздушное судно зарегистрировано на эксплуатанта.

Внимание!

Пунктом 4 Методических рекомендаций разъяснено, что транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств (пункт 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, утвержденных Приказом ГТК России от 02.03.1995 N 137, зарегистрированных в Минюсте России 18.04.1995 N 836).

Указанные владельцы транспортных средств будут являться плательщиками транспортного налога.

С учетом изложенного плательщиком транспортного налога будет являться владелец автомобиля, зарегистрированного в иностранном государстве.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

В качестве исключения плательщиками налога также признаются физические лица, получившие транспортное средство по доверенности до даты опубликования главы 28 НК РФ (29.07.2002).

Таким образом, по транспортным средствам, переданным по доверенности после 29.07.2002 (включая указанную дату), налогоплательщиками являются физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. А по транспортным средствам, переданным по доверенности до 29.07.2002, налогоплательщиками будут являться лица, получившие транспортные средства по доверенности.

В соответствии со статьей 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. При этом согласно гражданскому законодательству РФ передача по доверенности транспортного средства другому лицу не влечет изменения права собственности на указанное транспортное средство. Следовательно, по истечении трех лет с момента выдачи доверенности плательщиками налога будут являться физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Таким образом, по зарегистрированному на физическое лицо транспортному средству до месяца, в котором транспортное средство будет зарегистрировано за другим лицом или снято с учета в органах ГИБДД МВД России, плательщиком транспортного налога является физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Если срок доверенности истекает в течение налогового периода, то налог за период с начала года по месяц истечения срока доверенности уплачивает лицо, получившее транспортное средство по доверенности до 29.07.2002. А за период с месяца, следующего за истечением срока доверенности до конца налогового периода, - лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

По транспортным средствам, переданным по доверенности до 29.07.2002, владельцы, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, обязаны направить в налоговую инспекцию по месту своего жительства уведомление о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:

1) лицо, на которое зарегистрировано автотранспортное средство и которое представляет данное уведомление;

2) транспортное средство;

3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;

4) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

5) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

Статья 357 НК РФ устанавливает три условия, при соблюдении которых налогоплательщиком может быть признано лицо, указанное в доверенности:

1) транспортное средство приобретено до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ;

2) транспортное средство передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ;

3) на основании доверенности переданы права на владение и распоряжение автотранспортным средством.

В соответствии с установленным порядком документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться:

- договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату;

- справка-счет;

- документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств на собственника транспортных средств).

Документами, подтверждающими передачу транспортных средств, могут являться:

- расписка в получении транспортных средств;

- документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю.

Документами, подтверждающими передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством, могут являться:

- доверенность на право, в том числе владения и распоряжения;

- копия доверенности, заверенная нотариусом.

Документы, подтверждающие факт приобретения и передачи транспортных средств, а также наличие доверенности, могут быть представлены в налоговый орган лицом, на которое зарегистрированы транспортные средства, вместе с уведомлением, предусмотренным статьей 357 НК РФ.

Уведомление о передаче на основании доверенности транспортного средства представляется лицом, на которое зарегистрировано указанное транспортное средство, в налоговый орган по месту своего жительства.

В случае если налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту своего жительства, отличен от налогового органа, в котором это физическое лицо состоит на учете по месту нахождения указанного выше транспортного средства, то налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту своего жительства, полученное уведомление и все приложенные документы направляет в налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на налоговом учете по месту нахождения транспортных средств, в установленном порядке (Приказ МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309, зарегистрированный Минюстом России 22.12.1998 N 1664).

Налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту нахождения транспортных средств, извещает владельца транспортного средства и физическое лицо, которому на основании доверенности передано данное транспортное средство, о поступлении указанного уведомления и проводит работу по подтверждению условий, установленных статьей 357 НК РФ. При соблюдении всех условий налогоплательщиком может быть признано лицо, указанное в доверенности.

В соответствии со статьей 31 НК РФ налоговые органы вправе затребовать как у владельца, на которого зарегистрировано транспортное средство, так и у лица, которому транспортное средство передано на основании доверенности, документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных частью второй статьи 357 НК РФ.

При подтверждении указанных условий налоговый орган по месту нахождения транспортного средства извещает лицо, на которое оно зарегистрировано, и лицо, которому это транспортное средство передано по доверенности, о признании последнего налогоплательщиком транспортного налога по данному транспортному средству. При этом указанный налоговый орган открывает карточку лицевого счета по транспортному налогу на лицо, которому транспортное средство передано по доверенности.

В случае если налоговый орган не может подтвердить соблюдение условий, установленных статьей 357 НК РФ, налоговый орган по месту нахождения транспортных средств извещает лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, о невозможности признания налогоплательщиком транспортного налога лица, указанного в доверенности, с приведением оснований невозможности применения части второй статьи 357 НК РФ.

Официальная позиция.

Порядок уплаты транспортного налога при передаче транспортного средства на основании доверенности на право владения и распоряжения разъясняется в письме Управления МНС России по Санкт-Петербургу от 07.10.2003 N 07-04/21137.

Учитывая, что транспортный налог подлежит зачислению в территориальный бюджет, с целью оптимизации работы районных налоговых инспекций при передаче транспортных средств на основании доверенности физическим лицам, районная налоговая инспекция по месту жительства физического лица, на которого зарегистрированы транспортные средства, передает сведения в районные налоговые инспекции по месту жительства физических лиц, владеющих транспортными средствами на основании доверенностей, которые и привлекают данных физических лиц к уплате транспортного налога. При этом с целью формирования базы данных владельцев транспортных средств районная налоговая инспекция по месту жительства физического лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, ставит на учет данное физическое лицо как плательщика транспортного налога (с освобождением от уплаты налога на время действия доверенности).

При передаче транспортных средств на основании доверенности физическим лицам, проживающим в других субъектах РФ, налоговый орган по месту нахождения транспортного средства извещает лицо, на которое оно зарегистрировано, и лицо, которому это транспортное средство передано на основании доверенности и проживающее в другом субъекте РФ, о признании его налогоплательщиком транспортного налога по данному транспортному средству. При этом с целью формирования базы данных владельцев транспортных средств районная налоговая инспекция по месту жительства физического лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, ставит на учет данное физическое лицо как плательщика транспортного налога (с освобождением от уплаты налога на время действия доверенности).

В соответствии с пунктом 10 Методических рекомендаций налоговые органы на основании статьи 31 НК РФ вправе затребовать как у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, так и у лица, которому транспортное средство передано на основании доверенности, документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных частью второй статьи 357 НК РФ.

Согласно абзацу 7 пункта 7 Методических рекомендаций в уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:

- лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;

- транспортное средство;

- лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;

- доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

- нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

Учитывая изложенное, в случае если представленные сведения не идентифицируют лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности (в т.ч. устаревшие данные о месте жительства указанного лица), налоговые органы вправе признать сведения, указанные в уведомлении, недостаточными и привлечь к уплате налога лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

В настоящее время в ППС ИК за плательщика транспортного налога принимается физическое лицо - владелец транспортных средств, а не физическое лицо, которому передали транспортное средство по доверенности. Если имеется необходимость освободить от налогообложения доверителя, то можно ввести повод окончания владения как "другие причины", указав в комментарии номер, дату доверенности и данные доверенного лица. При этом нужно иметь в виду, что во избежание уменьшения базы налогообложения необходимо данное транспортное средство зарегистрировать на доверенное лицо с причиной начала владения "другие причины".

Судебная практика.

Пример.

Поскольку транспортное средство (грузовой автомобиль) зарегистрировано на индивидуального предпринимателя, налоговый орган начислил ему транспортный налог.

Транспортный налог предприниматель не уплатил, поскольку указанная автомашина передана другому физическому лицу, который в силу части 2 статьи 357 НК РФ и является плательщиком данного налога.

Действительно, в соответствии с частью 2 статьи 357 НК РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона N 117-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Суд трижды запрашивал у предпринимателя документы и доказательства в обоснование своих доводов.

Поскольку предпринимателем не представлено доказательств передачи третьему лицу спорного автомобиля, суд принял решение о взыскании налога, начисленного за этот автомобиль.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2004 N Ф04-8561/2004(6813-А75-15).

Внимание!

Согласно пункту 32 Приказа МВД РФ от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при вывозе транспортных средств за пределы Российской Федерации транспортное средство подлежит снятию с регистрационного учета.

Другой комментарий к Статье 357 НК РФ