Статья 333.3 НК РФ (последняя редакция с комментариями). Ставки сборов

СТ 333.3 НК РФ.

1. Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в следующих размерах,
если иное не установлено пунктами 2 и 3 настоящей статьи:

Наименование объекта животного мира

Ставка сбора в рублях (за одно животное)

Овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом

15 000

Медведь (за исключением камчатских популяций и медведя белогрудого)

3 000

Медведь бурый (камчатские популяции), медведь белогрудый

6 000

Благородный олень, лось

1 500

Пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон

600

Косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха

450

Дикий северный олень, сайгак

300

Соболь, выдра

120

Барсук, куница, сурок, бобр

60

Харза

100

Енот-полоскун

30

Степной кот, камышовый кот

100

Европейская норка

30

Глухарь, глухарь каменный

100

Улар кавказский

100

Саджа

30

Фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, камышница

20

2. При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки
сбора за пользование объектами животного мира устанавливаются в размере 50 процентов ставок,
установленных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Ставки сбора за каждый объект животного мира, указанный в пункте 1 настоящей статьи,
устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами животного мира
осуществляется в целях:
охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от
заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава
объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде
его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в
соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;
изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

4. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских
млекопитающих, устанавливаются в следующих размерах, если иное не установлено пунктом 6
настоящей статьи:

Наименование объекта водных биологических ресурсов

Ставка сбора в рублях (за одну тонну)

Дальневосточный бассейн (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Чукотском, Восточно-Сибирском, Беринговом, Охотском, Японском морях и Тихом океане)

Минтай Охотского моря

3 500

Минтай других районов промысла

2 000

Треска

3 000

Сельдь Берингова моря

400

Сельдь Охотского моря в весенне-летний период промысла

400

Сельдь других районов и сроков промысла

200

Палтус

3 500

Терпуг

750

Морской окунь

1 500

Угольная

1 500

Тунец

600

Корюшка

200

Сайра

150

Голец

200

Горбуша

3 500

Кета

4 000

Кета амурская осенняя

3 000

Кижуч

4 000

Чавыча

6 000

Нерка

20 000

Сима

6 000

Щипощек

200

Осетровые *

5 500

Камбала, навага, мойва, анчоус, ликоды, макрурусы, сайка, лемонема, бычки, рыбы-собаки, песчанка, акулы, скаты, кефалевые рыбы, прочие

10

Краб камчатский западного побережья Камчатки

35 000

Краб камчатский североохотоморский

35 000

Краб камчатский других районов промысла

35 000

Краб синий

35 000

Краб равношипый

20 000

Краб-стригун бэрди охотоморский

35 000

Краб-стригун бэрди других районов промысла

13 000

Краб-стригун опилио

35 000

Краб-стригун ангулятус

8 000

Краб-стригун красный

8 000

Краб-стригун веррилла

200

Краб-стригун таннери

200

Краб коуэзи

200

Краб колючий района южных Курильских островов

25 000

Краб колючий других районов промысла

13 000

Краб волосатый четырехугольный района юго- восточного Сахалина и залива Анива зоны Охотского моря и юго-западного Сахалина зоны Японского моря

20 000

Краб волосатый четырехугольный других районов промысла

9 000

Креветка углохвостая

200

Креветка северная

3 000

Креветка северная Берингова моря

200

Креветка травяная

2 600

Креветка гребенчатая

5 000

Другие виды креветок

200

Кальмар

500

Кальмар подзоны Приморья

200

Осьминоги

1 000

Трубач

12 000

Морской гребешок

9 000

Прочие моллюски (мидия, спизула, кообикула и другие)

20

Трепанг

30 000

Кукумария

300

Морской еж серый

6 000

Морской еж черный

2 600

Морской еж прочий (палевый, многоиглый, зеленый и другие)

6 000

Водоросли

10

Прочие водные биологические ресурсы

200

Северный бассейн (Белое море, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в море Лаптевых, Карском и Баренцевом морях и районе архипелага Шпицберген)

Треска

5 000

Пикша

3 500

Атлантический лосось (семга)

7 500

Горбуша

200

Сельдь

400

Сельдь чешско-печорская и беломорская

100

Камбала

200

Палтус черный

7 000

Морской окунь

1 500

Сайда

50

Сиговые

1 800

Ряпушка, корюшка, навага, зубатки

200

Сайка, мойва, пинагор, песчанка европейская, звездчатый скат, полярная акула, менек, прочие

20

Краб камчатский

30 000

Креветка северная

3 000

Креветка шримс-медвежонок

2 000

Креветки другие (эвфаузииды)

20

Морской гребешок

9 000

Прочие моллюски

20

Морской еж зеленый

3 000

Кукумария

300

Водоросли

10

Краб-стригун опилио

35 000

Балтийский бассейн (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Балтийском море, Вислинском, Куршском и Финском заливах)

Салака (сельдь)

20

Шпрот (килька)

20

Атлантический лосось (балтийский лосось)

7 500

Треска

2 500

Сиг-пыжьян

1 500

Камбала-тюрбо

400

Камбала других видов

50

Угорь

10 000

Минога

7 000

Судак

1 500

Рыбец (сырть)

1 800

Окунь

400

Ряпушка, лещ, щука, налим, колюшка, плотва, корюшка, ерш, снеток, чехонь, красноперка, густера, прочие

20

Каспийский бассейн (районы Каспийского моря, в которых Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства)

Килька (анчоусовидная, большеглазая, обыкновенная)

20

Сельдь (долгинская, каспийский пузанок, большеглазый пузанок, проходная-черноспинка)

20

Крупный частик (кефаль, атерина, лещ, сазан, сом, густера, щука, прочие, за исключением судака и кутума)

150

Судак

1 000

Кутум

1 000

Вобла

200

Осетровые *

5 500

Красноперка, линь, окунь, карась, прочие пресноводные в прилове

20

Азово-Черноморский бассейн (внутренние морские воды и территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации в Черном море, районы Азовского моря с Таганрогским заливом, в которых Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства)

Судак

1 000

Камбала-калкан

2 000

Кефаль всех видов

1 000

Лещ

150

Тарань

150

Хамса

20

Тюлька

20

Шпрот (килька)

20

Рыбец (сырть)

1 800

Барабуля

1 800

Сельдь

450

Пиленгас

450

Осетровые *

5 500

Скат, чехонь, акула-катран, ставрида, атерина, бычки, скафарка, мерланг, прочие

10

Прочие водные биологические ресурсы (моллюски, водоросли)

10

Внутренние водные объекты (реки, водохранилища, озера)

Осетровые *

5 500

Атлантический лосось (балтийский лосось, семга), чавыча, кета осенняя амурская, кижуч, нельма, таймень, нерка, угорь

5 000

Кета, сима, кумжа

3 000

Байкальский белый хариус, чир, муксун

2 100

Кунджа, мальма, голец, палия, форель всех видов, ленок, сиг, омуль, пыжьян, пелядь, усач, черноспинка, рыбец (сырть), жерех, хариус, шемая, кутум, сом, минога

1 200

Белый амур, жерех, толстолобик, сом р. Волги

150

Крупный частик (за исключением судака)

150

Судак

1 000

Рипус, тарань, вобла, ряпушка

80

Артемия

2 000

Гаммарус

1 000

Раки

1 000

Прочие объекты водных биологических ресурсов

20

* Сбор взимается в случае разрешенного промысла.

5. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов - морское млекопитающее
устанавливаются в следующих размерах, если иное не установлено пунктом 6 настоящей статьи:

Наименование объекта водных биологических ресурсов - морского млекопитающего

Ставка сбора в рублях (за одну тонну)

Касатка и другие китообразные (за исключением белухи)

30 000

Белуха

7 000

Тихоокеанский морж

1 500

Котик морской

10

Кольчатая нерпа (акиба)

10

Крылатка

10

Морской заяц (лахтак)

10

Ларга

10

Гренландский тюлень

10

Каспийский тюлень

10

Байкальская нерпа

10

6. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах
4 и 5 настоящей статьи, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими
объектами водных биологических ресурсов осуществляется при:
рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях.

7. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и
5 настоящей статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций,
включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для
российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов),
устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей
статьи.
В целях настоящей главы градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными
организациями признаются организации, которые удовлетворяют следующим критериям:
осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве
собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-
чартера);
зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации
добытых (выловленных) ими водных биологических ресурсов и (или) иной продукции из водных
биологических ресурсов, произведенной из добытых (выловленных) ими водных биологических
ресурсов, составляет не менее 70 процентов за календарный год, предшествующий году выдачи
разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
численность работников с учетом совместно проживающих с ними членов семей по
состоянию на 1 января календарного года, в котором осуществляется выдача разрешения на добычу
(вылов) водных биологических ресурсов, составляет не менее половины численности населения
соответствующего населенного пункта.
В целях настоящей главы рыбохозяйственными организациями признаются организации,
осуществляющие рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных
биологических ресурсов (в том числе на судах рыбопромыслового флота, используемых на
основании договоров фрахтования) и реализующие эти уловы и продукцию, при условии, если в
общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации
их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции
из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов.

8. Утратил силу.

9. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4
и 5 настоящей статьи, для индивидуальных предпринимателей, которые удовлетворяют критериям, предусмотренным для рыбохозяйственных организаций абзацем седьмым пункта 7 настоящей
статьи, устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5
настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 333.3 Налогового кодекса

1. До введения в действие гл. 25.1 НК РФ (см. комментарий к ст. 3 Закона) ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" было установлено, что пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания в соответствии с ч. 4 ст. 34 названного Закона (т.е. на основании лицензий или разрешений) предоставляется за плату, размеры которой устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством РФ.

Во исполнение приведенной нормы в п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" <*> предусматривалось, что конкретные размеры платы за пользование объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством РФ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4607.

Постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. N 1 <*> были утверждены предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено. Указанным Постановлением также предусматривалось, что конкретные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых осуществляется по именным разовым лицензиям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденными предельными размерами и с учетом затрат на мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защите от вредных воздействий, на ведение государственного мониторинга объектов животного мира, научно-исследовательские работы, а также на иные цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием этих объектов животного мира и среды их обитания.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 243.

Предельные размеры платы были установлены кратно минимальному размеру оплаты труда либо за одно животное, либо в целом за всю группу животных за год.

За одно животное были установлены следующие предельные размеры платы:

овцебык, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом - 5 - 10 МРОТ;

лось - 3 - 6 МРОТ;

благородный олень - 2 - 4 МРОТ;

пятнистый олень, лань - 1 - 2,5 МРОТ;

дикий северный олень - 1 - 1,5 МРОТ;

косули - 1 - 2 МРОТ;

снежный баран, сибирский горный козел, серна, туры, муфлон - 2 - 3 МРОТ;

сайгак - 0,5 - 1 МРОТ;

кабан - 1 - 2 МРОТ;

кабарга - 0,5 - 1,5 МРОТ;

медведи - 3 - 6 МРОТ;

бобр - 0,1 - 0,5 МРОТ;

выдра, соболь - 0,2 - 0,6 МРОТ;

рысь, росомаха - 0,2 - 0,9 МРОТ;

барсук, куницы, сурки - 0,1 - 0,5 МРОТ.

В целом за всю группу животных за год были установлены следующие предельные размеры платы:

харза, енот-полоскун, норки, лисица, песец, енотовидная собака, дикие кошки, хори, горностай, солонгой, колонок, корсак, белки, ондатра, зайцы, дикий кролик - 0,1 - 1 МРОТ;

гуси, казарки, глухари, тетерева, фазаны, улары, рябчик, утки, кеклик, куропатки, пастушки, кулики, перепела, голуби, саджа - 0,1 - 1 МРОТ.

Несложно заметить, что в отличие от ранее действовавшего порядка п. 1 комментируемой статьи установлены фиксированные ставки сбора в рублях за каждый объект животного мира.

Следует также отметить существенное повышение ставок платежей: если ранее ставка платежа, например, за лося составляла от 300 до 600 руб., то сейчас - 1 500 руб. Однако это касается не всех позиций приведенного перечня животных. Например, если раньше за рысь подлежало уплате от 200 до 900 руб., то в настоящее время следует уплатить 450 руб. сбора.

Рассматривая ставки сбора за пользование объектами животного мира, целесообразно привести действующие таксы, применяемые в соответствии со ст. 56 Федерального закона "О животном мире" при исчислении ущерба животному миру в случае причинения вреда объектам животного мира и среде их обитания (см. комментарий к ст. 333.1 НК РФ).

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 25 мая 1999 г. N 399 утверждены следующие таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты <*> (по видам охотничьих животных указан размер иска в кратности к минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом).
--------------------------------
<*> Российская газета. 1999. 11 августа. N 156.

Млекопитающие (кроме видов, подвидов, популяций, занесенных в Красную книгу Российской Федерации):

лось, благородный олень, овцебык, гибрид зубра с бизоном и домашним скотом, медведи - 50;

пятнистый олень, лань, кабан, кабарга, дикий северный олень, косуля, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, тур, снежный баран - 30;

соболь, рысь, выдра, росомаха - 20;

лисица, енотовидная собака, енот-полоскун, барсук, харза, норка, бобр, куница, песец - 10;

корсак, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, сурки - 5;

зайцы, дикий кролик, ондатра, белка - 2;

суслики, кроты, бурундуки, водяная полевка, летяга, хомяки, волк, шакал - 0,1.

Птицы (кроме видов, подвидов, популяций, занесенных в Красную книгу Российской Федерации):

гуси, казарки, глухари, улары - 3;

тетерев, фазан - 2;

куропатки, перепела, кеклик, пастушок, обыкновенные погоныш, коростель, камышница, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы, утки, лысуха, рябчик - 1.

В примечании к таксам указано следующее:

в данных таксах указаны суммы причиненного ущерба за незаконный отстрел или умерщвление другими способами одной особи независимо от пола и возраста;

в случае причинения ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, на территории государственных заповедников и государственных заказников ущерб исчисляется в двойном размере по сравнению с указанным в шкале;

за незаконную раскопку выводковых нор барсука, лисицы, енотовидной собаки, сурка, выдры, дикого кролика, а также незаконное разрушение одного жилища ондатры или бобра или одной плотины бобра ущерб исчисляется в трехкратном размере суммы иска за особь соответствующего вида.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено снижение предусмотренных в п. 1 статьи ставок сбора за пользование объектами животного мира при изъятии молодняка диких копытных животных. При этом непосредственно в тексте дано пояснение, согласно которому под молодняком следует понимать животных в возрасте до одного года.

Ранее действовавшим порядком также предусматривалось снижение предельных размеров платы за пользование объектами животного мира при изъятии молодняка. В примечании к утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. N 1 предельным размерам платы за пользование объектами животного мира было указано, что плата за изъятие молодняка (возраст до 1 года) копытных животных устанавливается в пределах 30 - 50% размера платы за одно животное соответствующего вида. В отличие от действующего порядка раньше это касалось и молодняка медведей.

Следует отметить, что, по мнению Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, выраженному в упоминавшемся выше (см. Введение) заключении по законопроекту, норму п. 2 комментируемой статьи следует квалифицировать как неадминистрируемую - возрастной параметр может учитываться при оформлении лицензии на изъятие животного, однако при реальном изъятии животного в каждом конкретном случае потребуется охотоведческая экспертиза, в противном случае подавляющее большинство лицензий будет оформляться на изъятие молодняка.

Нельзя не согласиться с тем, что определить возраст животного не так-то просто. Соответственно, довольно сложно и проконтролировать уплату сбора. Тем не менее рассматриваемая норма из проекта Закона исключена не была.

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает случаи, когда ставки сбора за пользование объектами животного мира устанавливаются в размере 0 рублей, т.е. случаи, когда сбор за пользование объектами животного мира не уплачивается.

Основания применения ставки сбора за пользование объектами животного мира в размере 0 рублей распределены по двум группам, которые содержатся в абз. 2 и 3 п. 3 комментируемой статьи соответственно.

Согласно абз. 2 п. 3 комментируемой статьи ставки сбора 0 рублей устанавливаются в случаях, если пользование объектами животного мира осуществляется в целях:

охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека;

предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных;

регулирования видового состава объектов животного мира;

предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания;

воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти (об уполномоченном органе исполнительной власти см. комментарий к ст. 333.1 НК РФ).

Согласно абз. 3 п. 3 комментируемой статьи ставки сбора 0 рублей устанавливаются в случаях, если пользование объектами животного мира осуществляется в целях:

изучения запасов и промышленной экспертизы;

в научных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 27 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", содержащейся в гл. III "Охрана объектов животного мира и среды их обитания", установлены меры по регулированию численности объектов животного мира, их цели и принципы осуществления:

в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира;

регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов;

объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, а также порядок регулирования определяются специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.

Рассматривая приведенные положения, приходится отмечать, что их формулировки, к сожалению, не вполне согласуются ни с положениями Федерального закона "О животном мире", ни с положениями других законодательных актов федерального уровня.

Прежде всего, в соответствии с ч. 2 ст. 44 Федерального закона "О животном мире" допускается по разрешениям соответствующих специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания пользование животным миром с изъятием объектов животного мира из природной среды только в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях. Такой вид пользования животным миром, как изучение запасов и промышленная экспертиза, Федеральным законом "О животном мире" не предусмотрен (см. комментарий к ст. 333.1 НК РФ).

Иные законодательные акты федерального уровня также не содержат положений, касающихся изъятия объектов животного мира из природной среды в целях изучения запасов и промышленной экспертизы. Необходимо, однако, отметить, что согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона "О животном мире" законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром, нежели указанные в ч. 1 ст. 34 названного Закона.

4. Пунктом 4 комментируемой статьи установлены фиксированные ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Как и раньше, ставки установлены в рублях за 1 тонну водных биологических ресурсов.

Объекты водных биологических ресурсов распределены в п. 4 комментируемой статьи по следующим группам: Дальневосточный бассейн, Северный бассейн, Белое море, Балтийский бассейн, Каспийский бассейн, Азово-Черноморский бассейн и внутренние водные объекты.

В каждой из указанных групп объектов водных биологических ресурсов содержится такая позиция, как "прочие объекты водных биологических ресурсов". Представляется, что это не означает неясности в определении объекта обложения сбора, т.к. согласно п. 1 ст. 333.2 НК РФ под "прочими" понимаются не любые другие объекты водных биологических ресурсов, нежели указанные в п. 4 комментируемой статьи, а только те, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. комментарий к ст. 333.1 и 333.2 НК РФ). Хотя, конечно, некоторая редакционная неточность в п. 1 ст. 333.2 НК РФ присутствует: указанный пункт при определении объектов обложения отсылает к перечню, установленному п. 4 комментируемой статьи.

При установлении ставок сбора в отношении осетровых в п. 4 комментируемой статьи сделано примечание, что сбор взимается в случае разрешенного промысла.

Следует отметить, что в отличие от ранее действовавшего порядка гл. 25.1 НК РФ, во-первых, установлена плата за гораздо большее количество видов объектов водных биологических ресурсов (в том числе установлена плата за пользование пресноводными объектами водных биологических ресурсов) и, во-вторых, существенно повышены ставки платежей (например, ставки в отношении минтая Охотского моря, открывающего перечень, возросли с 75 руб. до 3 500 руб., т.е. в сорок с лишним раз).

В пункте 5 комментируемой статьи отдельно установлены ставки за пользование объектами водных биологических ресурсов в отношении таких объектов, как морские млекопитающие. При этом ставки сбора установлены в рублях за одно млекопитающее.

Ранее, до введения в действие гл. 25.1 НК РФ, плата за пользование морскими млекопитающими установлена не была.

Рассматривая ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, также целесообразно привести действующие таксы, применяемые при исчислении ущерба животному миру в случае причинения вреда объектам водных биологических ресурсов (см. комментарий к ст. 333.1 НК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 515 утверждены следующие таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также анадромных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 724) <*>:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 604; 2000. N 40. Ст. 3972.

Водные биологические ресурсы (таксы указаны в рублях за 1 экземпляр независимо от размера и веса):

проходные, полупроходные и пресноводные рыбы:

белуга, калуга - 12500;

амурский осетр, персидский осетр, русский осетр, сибирский осетр - 8350;

севрюга, гибриды осетровых рыб, белорыбица - 4200;

семга, чавыча, кета осенняя амурская, кижуч, нельма, таймень, нерка, балтийский лосось, каспийский лосось, черноморский лосось - 1250;

кета, сима, кумжа - 580;

байкальский белый хариус, стерлядь, угорь, чир, муксун - 420;

горбуша, кунджа, голец, палия, форель всех видов, ленок, сиги, омуль, пыжьян, пелядь, мальма, усач, черноспинка, рыбец, сырть, судак, жерех, хариус, шемая, сазан, карп, щука, белый амур, толстолобик, кутум, сом, кефаль всех видов, минога - 250;

рипус, тарань, вобла, ряпушка, лещ - 25;

тугун, голавль, подуст, окунь - 17;

морские рыбы:

белокорый палтус, камбала-калкан, длинноперый морской ерш - 420;

палтус (кроме белокорого), луфарь - 250;

зубатка, акула - 100;

треска, пикша, сайда, угольная рыба - 60;

камбала (кроме камбалы-калкан), сельдь, скумбрия, минтай, морской окунь, морской язык, морской налим - 50;

бычок, корюшка, мойва, сайка, лемонема, макрурус, другие рыбы - 20;

морские млекопитающие:

кашалот - 175000;

малый полосатик (минке), белуха, другие китообразные - 50000;

дельфины - 2000;

тихоокеанский морж - 21000;

морской котик - 13000;

серый тюлень, островной тюлень - 10000;

гренландский тюлень, морской заяц, хохлач - 5800;

крылатка, ларга - 3340;

кольчатая нерпа, каспийский тюлень, байкальский тюлень, тюлень обыкновенный - 2500;

водные беспозвоночные, водоросли, морские травы:

камчатский краб, синий краб, волосатый краб - 835;

равношипый краб - 670;

крабы-стригуны (опилио, бэрди) - 580;

колючий краб, другие крабы, осьминог, трепанги - 83;

кальмар, каракатица - 8;

креветка гребенчатая, шримс-медвежонок, раки, морские ежи, морские гребешки - 42;

равнолапая, северная, травяная креветки - 25;

другие виды креветок - 17;

брюхоногие моллюски, устрицы, мидии - 8;

другие двустворчатые моллюски, морские звезды, змеехвостки, другие иглокожие - 2;

(для следующих видов биологических ресурсов таксы указаны в рублях за 1 килограмм)

губки "сидячих" видов - 3;

водоросли "сидячих" видов - 13;

морские травы - 3;

кормовые организмы:

мотыль, гаммарус, трубочник, артемия, полихеты и другие - 334;

икра:

белуги, калуги - 8350;

других осетровых видов рыб - 5000;

лососевых видов рыб - 3340;

других видов рыб - 835;

морских беспозвоночных - 1670.

5. В пункте 6 комментируемой статьи предусмотрены случаи, когда ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 0 рублей, т.е. случаи, когда сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов не уплачивается, - они аналогичны предусмотренным п. 3 комментируемой статьи случаям установления ставки сбора за пользования объектами животного мира в размере 0 рублей, прокомментированным выше.

Рассматривая положения п. 6 комментируемой статьи, наряду с приведенными выше положениями Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" необходимо учитывать положения законодательства, регулирующего пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Внутренние морские воды и территориальное море

Статья 20 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" предусматривает следующее в отношении исследования, разведки, разработки (добычи) и охраны водных биологических ресурсов и других природных ресурсов и окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря:

исследование, разведка, разработка (добыча) и охрана водных биологических ресурсов и других природных ресурсов и окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях и охрана памятников истории и культуры осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1);

иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц иностранных государств и международные организации могут проводить исследования, разведку и разработку (добычу) водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также другую деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательного аппарата, в порядке, предусмотренном названным Законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, подлежащими ратификации (п. 2);

порядок и формы осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территория которых примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, по вопросам исследования, разведки, разработки (добычи) и охраны водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, деятельности на особо охраняемых природных территориях, а также охраны памятников истории и культуры, памятников природы определяются по соглашению между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территория которых примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю (п. 3);

проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется в соответствии с положениями гл. IV названного Закона (п. 4).

В статье 24 гл. IV Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22 апреля 2003 г. N 49-ФЗ <*>) дано определение морских научных исследований и изложены принципы их проведения:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1556.

в целях названного Закона морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере;

настоящее определение не распространяется на исследования водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, указанные в ст. 20 названного Закона;

морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не создавать угрозу обороне и безопасности Российской Федерации;

размещение и использование во внутренних морских водах, в территориальном море научно-исследовательских установок и оборудования любого типа в целях проведения морских научных исследований осуществляются в порядке, предусмотренном названным Законом для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями.

Глава IV Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" содержит также следующие статьи:

статья 25 "Представление и содержание запроса на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и в территориальном море";

статья 26 "Порядок рассмотрения запросов";

статья 27 "Основания для отказа в разрешении на проведение морских научных исследований";

статья 28 "Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих морские научные исследования";

статья 29 "Передача и опубликование результатов морских научных исследований";

статья 30 "Изменения программы морских научных исследований";

статья 31 "Приостановление или прекращение морских научных исследований".

Континентальный шельф Российской Федерации

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 333.1 НК РФ), ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" предусмотрены следующие виды использования живых ресурсов:

вылов живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и определения общего допустимого улова;

вылов живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;

вылов живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских целях;

разведка и промысел живых ресурсов;

товарное выращивание живых ресурсов;

искусственное воспроизводство живых ресурсов;

любительский и спортивный вылов живых ресурсов.

В статье 4 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" даны следующие определения:

морские научные исследования на континентальном шельфе - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах;

морские ресурсные исследования на континентальном шельфе - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов и промысел живых ресурсов.

Морские научные исследования на континентальном шельфе осуществляются в соответствии с положениями гл. V Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22 апреля 2003 г. N 50-ФЗ <*>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1557.

В статье 23 гл. V указанного Закона установлены следующие принципы проведения морских научных исследований:

морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не должны создавать угрозу обороне и безопасности Российской Федерации;

морские научные исследования могут проводиться: федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; физическими и юридическими лицами Российской Федерации; иностранными государствами и компетентными международными организациями, а также уполномоченными иностранными государствами или компетентными международными организациями; иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами;

правила проведения морских научных исследований, включая порядок представления запросов на проведение морских научных исследований и принятия по запросам решений, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с международными договорами Российской Федерации и названным Законом.

Глава V Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" содержит также следующие статьи:

статья 24 "Порядок рассмотрения запросов";

статья 25 "Основания для отказа в разрешении на проведение морских научных исследований";

статья 26 "Особенности в получении разрешения на проведение морских научных исследований, осуществляемых компетентными международными организациями";

статья 27 "Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих морские научные исследования";

статья 28 "Передача и опубликование результатов морских научных исследований";

статья 29 "Изменения программы морских научных исследований";

статья 30 "Приостановление или прекращение морских научных исследований".

Исключительная экономическая зона Российской Федерации

В пункте 1 ст. 4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22 апреля 2003 г. N 48-ФЗ <*>) даны следующие определения:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1555.

морские научные исследования в исключительной экономической зоне - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере;

морские ресурсные исследования в исключительной экономической зоне - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и промысел живых ресурсов, а также на изучение, разведку и разработку неживых ресурсов.

Исследования живых ресурсов и морские научные исследования в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с положениями гл. IV Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

Статья 18 указанного Закона предусматривает составление планов проведения исследований живых ресурсов: согласно п. 1 указанной статьи ежегодные планы проведения ресурсных исследований живых ресурсов составляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а при необходимости с - другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, на основе федеральных стратегии, программ и планов.

В пункте 1 ст. 19 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" определены следующие принципы проведения исследований живых ресурсов:

исследования живых ресурсов должны носить исключительно мирный характер, в том числе не должны создавать угрозу обороне и безопасности Российской Федерации;

исследования живых ресурсов могут проводиться: федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами; иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями.

Постановление Правительства РФ от 28.03.2001 N 249 "Об утверждении Правил представления запросов на проведение морских научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации и принятия по ним решений" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 391 "Об утверждении Правил проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации и о внесении дополнения в пункт 9 Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации".

Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 249 утверждены Правила представления запросов на проведение морских научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации и принятия по ним решений <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 15. Ст. 1490.

Глава IV Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" содержит также следующие статьи:

статья 20 "Порядок рассмотрения запросов";

статья 21 "Основания для отказа в разрешении на проведение исследований живых ресурсов";

статья 23 "Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих исследования живых ресурсов";

статья 24 "Передача и опубликование результатов исследований живых ресурсов";

статья 25 "Изменение программы исследований живых ресурсов";

статья 26 "Приостановление либо прекращение исследований живых ресурсов".

Статьей 26.1 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" установлено следующее в отношении морских научных исследований:

морские научные исследования на основании соответствующих разрешений могут проводиться российскими заявителями, иностранными государствами и компетентными международными организациями, а также иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, уполномоченными иностранными государствами или компетентными международными организациями (п. 1);

морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не должны создавать угрозу обороне и безопасности Российской Федерации (п. 2);

условия и порядок выдачи разрешений на проведение морских научных исследований, а также порядок проведения указанных исследований устанавливаются Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" и международными договорами Российской Федерации (п. 3);

морские научные исследования, район проведения которых хотя бы частично находится во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (п. 4);

размещение и использование в исключительной экономической зоне научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за исключением таких, которые непосредственно предназначены для проведения исследований живых или неживых ресурсов, а также обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями (п. 5).

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 391 утверждены Правила проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3338.

6. Пунктом 7 комментируемой статьи ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций установлены в размере 15% ставок сбора, предусмотренных п. 4 и 5 комментируемой статьи.

При этом в п. 7 комментируемой статьи содержатся два условия, при выполнении которых могут применяться ставки сбора в размере 15% от общих ставок:

во-первых, градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, применяющие пониженные ставки сборов, должны быть включены в перечень, утверждаемый Правительством РФ. В настоящее время сведений о таком перечне не имеется;

во-вторых, пониженная ставка сбора может применяться только в отношении объема промышленных квот, не превышающего годового объема промышленных квот, выделенного этим организациям на бесплатной основе в 2001 г.

В абзаце 3 п. 7 комментируемой статьи определены критерии, при соответствии которым организации признаются в целях гл. 25.1 НК РФ градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями:

численность работающих в организации с учетом совместно проживающих с ними членов семей должна составлять не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;

организация функционирует на 1 января 2002 г. не менее пяти лет;

организация эксплуатирует только находящиеся у нее на праве собственности рыбопромысловые суда;

организация зарегистрирована в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

объем реализованной организацией рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ею продукции.

Другой комментарий к Статье 333.3 НК РФ