Статья 333.16 НК РФ (последняя редакция с комментариями). Государственная пошлина

СТ 333.16 НК РФ.

1. Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего
Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные
органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении
этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением
действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В целях настоящей главы выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически
значимым действиям.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы и должностные лица, за исключением
консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически
значимых действий, предусмотренных настоящей главой, иные платежи, за исключением
государственной пошлины.

Комментарий к Ст. 333.16 Налогового кодекса

Согласно ч. 1 комментируемой статьи государственная пошлина представляет собой определенный сбор, как и другие сборы, налоги, уплачиваемый в обязательном порядке в доходные статьи бюджета соответствующего уровня. Когда граждане и организации (налогоплательщики) заполняют платежные поручения и квитанции, то там среди прочих реквизитов они указывают код бюджетной классификации. Это не что иное, как "адрес" доходной части бюджета, в который поступят данные средства.

Данный сбор уплачивается его плательщиками, плательщиками сбора будут являться граждане и организации (подробнее о плательщиках сбора сказано в комментарии к ст. 333.17 НК РФ). Государственная пошлина уплачивается в случаях, когда плательщики обращаются в органы государственной власти и местного самоуправления за совершением юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать те действия, которые влекут изменение, возникновение и прекращение прав и обязанностей налогоплательщиков. Собственно, сами действия плательщикам сбора для того и нужны, что бы как-то изменить свои правоотношения с третьими лицами, органами государственной власти, организациями и учреждениями. Юридически значимые действия выражаются в выдаче каких-либо правоустанавливающих документов, выдаче копий и дубликатов из материалов дела, хранящихся в судах, совершении действий по заверению копий документов, нотариальных действий, совершении действий по сборам за выдачу разрешений, других действий.

Определенным категориям граждан комментируемая глава НК РФ предоставляет льготы по уплате государственной пошлины. Относительно государственной пошлины, которая устанавливается настоящей главой, можно отметить, что правила данной главы НК РФ распространяются на действия всех государственных органов, облагаемых государственной пошлиной, кроме консульских учреждений.

Все те юридически значимые действия, которые облагаются государственной пошлиной, возникают не в произвольном порядке, а строго предусмотрены законодательством РФ. При этом законодательство на федеральном уровне, какие-либо нормативные и законодательные акты субъектов РФ или нормативные акты органов местного самоуправления устанавливать виды деятельности, за которые будет взиматься государственная пошлина, не вправе. А вот полномочия на совершения данных юридически значимых действий могут устанавливаться нормативными и законодательными актами не только федерального, но и регионального, и местного уровня.

Также ч. 2 комментируемой статьи запрещает взимать какие-либо другие платежи за совершение юридически значимых действий, кроме той государственной пошлины, которая предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Увеличивать или уменьшать размеры государственной пошлины данные органы по своей инициативе также права не имеют.

Другой комментарий к Статье 333.16 НК РФ