СТ 172 НК РФ.
1. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов. В случае создания налогоплательщиком нематериальных активов (собственными силами и (или) с привлечением третьих лиц) вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для создания таких нематериальных активов, в том числе сумм налога, предъявленных налогоплательщику по договорам на создание нематериальных активов, производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах, налоговые вычеты, произведенные в порядке, предусмотренном настоящей главой, при последующей оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав не корректируются. Разницы в сумме налога, возникающие у покупателя при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса.
1.1. Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 настоящего Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
При получении счета-фактуры покупателем от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до установленного статьей 174 настоящего Кодекса срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период покупатель вправе принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. Утратил силу с 1 января 2009 г.
3. Вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.
Вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, отказавшихся от применения налоговой ставки, указанной в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 164 настоящего Кодекса, а также на операции по реализации товаров, указанных в подпункте 1 (за исключением сырьевых товаров) и подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса.
4. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 5 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.
5. Вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.
Вычеты сумм налога, указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на момент определения налоговой базы, установленный пунктом 10 статьи 167 настоящего Кодекса.
В случае реорганизации организации вычет указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса сумм налога, которые не были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету до момента завершения реорганизации, производится правопреемником (правопреемниками) по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного реорганизованной (реорганизуемой) организацией при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса.
6. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
Вычеты сумм налога, исчисленных с оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 - 4 статьи 155 настоящего Кодекса, производятся с даты передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного в соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 154 настоящего Кодекса.
7. При определении момента определения налоговой базы в порядке, предусмотренном пунктом 13 статьи 167 настоящего Кодекса, вычеты сумм налога осуществляются в момент определения налоговой базы.
8. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 11 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся после принятия на учет имущества, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, полученных в качестве оплаты вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд).
9. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 12 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.
10. Вычеты суммы разницы, указанной в пункте 13 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном пунктами 5.2 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.
11. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 4.1 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании документов и сведений, указанных в пункте 8.1 статьи 169.1 настоящего Кодекса.
При полном или частичном неподтверждении таможенным органом Российской Федерации факта вывоза товаров физическим лицом - гражданином иностранного государства, указанным в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств - членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации вычеты сумм налога производятся только в отношении товаров, фактический вывоз которых подтвержден таможенным органом Российской Федерации.
Вычеты сумм налога производятся в пределах одного года с даты компенсации суммы налога физическому лицу - гражданину иностранного государства, указанному в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса.
Ошибки в документах (чеках) для компенсации суммы налога, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать налогоплательщика - организацию розничной торговли, иностранное государство, уполномоченным органом которого выдан паспорт физическому лицу - гражданину иностранного государства, указанному в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса, наименование реализованных товаров, а также сумму налога, исчисленную организацией розничной торговли по реализованным товарам, не являются основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога.
Внимание!
Последний абзац пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Официальная позиция.
В письме ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4428@ рассмотрен вопрос о применении вычетов по НДС по выполненным СМР до окончания капитального строительства на основании счетов-фактур и актов по форме N КС-2, предъявляемых подрядчиком ежемесячно, если работы учитываются на счете 08. В письме дано нижеследующее разъяснение.
Абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В рассматриваемой ситуации вычеты сумм налога по выполненным строительно-монтажным работам производятся на основании счетов-фактур, выставленных в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ, после принятия налогоплательщиком указанных работ на учет, в том числе на счет 08 "Вложение во внеоборотные активы", при наличии соответствующих первичных документов.
При этом при рассмотрении вопроса правомерности применения налогоплательщиками налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при осуществлении капитального строительства налоговому органу следует учитывать в том числе условия заключенных договоров, а также порядок расчетов между субъектами правоотношений и принятия результатов выполненных работ.
Внимание!
Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" комментируемая статья дополнена пунктом 1.1, который устанавливает, что налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Официальная позиция.
Так, в письме Минфина России от 12.02.2015 N 03-07-11/6141 рассмотрен вопрос о применении вычета по НДС при приобретении ОС и нематериальных активов. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.
Что касается налогового периода, в котором суммы налога могут быть заявлены налогоплательщиком к вычету, то в соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, вступившим в силу с 1 января 2015 года, налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Актуальная проблема.
В судебной практике встречаются споры относительно права налогоплательщика на налоговые вычеты сумм НДС, если счет-фактура выставлен физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем.
В статьях 169, 171 - 172 НК РФ установлены условия для реализации налогоплательщиками своего права на налоговые вычеты.
Таким образом, физические лица, у которых нет статуса индивидуального предпринимателя, не считаются плательщиками НДС и, соответственно, не могут выставлять счета-фактуры на суммы оплаченных товаров (работ, услуг).
Исходя из изложенного и поскольку без счетов-фактур принять к вычету НДС нельзя, права на налоговые вычеты сумм НДС, если счет-фактура выставлен физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, у налогоплательщика нет.
Данные выводы подтверждаются и судебной практикой.
Как следует из Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 N 17АП-10382/2009-АК (Постановлением ФАС Уральского округа от 27.02.2010 N Ф09-972/10-С2 данное Постановление оставлено без изменения), при реализации физическим лицом, хотя и имеющим статус индивидуального предпринимателя, товаров (работ, услуг), но вне рамок осуществления предпринимательской деятельности, объекта обложения НДС не образует; физическое лицо не вправе предъявлять своим покупателям НДС к уплате, поскольку не является плательщиком этого налога.
Актуальная проблема.
В судебной практике встречаются споры относительно правомерности применения налоговых вычетов в отношении сумм НДС, уплаченных правопредшественником налогоплательщика по неисполненной сделке.
Судебная практика.
Как свидетельствует судебная практика, налоговые органы на местах полагают, что налогоплательщик - правопреемник по неисполненной сделке приобретает не все права и обязанности правопредшественника.
В то же время такие доводы налогового органа отклоняют, указывая, что права и обязанности правопредшественника переходят к правопреемнику полностью в части, установленной реорганизационными документами (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2008 N А11-4205/2007-К2-21/206).
Актуальная проблема.
В судебной практике встречаются споры по вопросу необходимости для целей правомерности применения налоговых вычетов ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по операциям, как облагаемым, так и не облагаемым данным налогом, в случае если налогоплательщик одновременно осуществляет операции по приобретению товаров (работ, услуг), подлежащие налогообложению, и операции по реализации ценных бумаг (векселей), освобождаемые от налогообложения на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, за исключением базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, подлежащего налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Исходя из пункта 1 статьи 39 НК РФ передача права собственности на товары признается реализацией товаров.
Пунктом 3 статьи 38 НК РФ установлено, что товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Статьей 128 ГК РФ закреплено, что ценные бумаги относятся к имуществу.
Официальная позиция.
В письме ФНС России от 27.02.2015 N ГД-4-3/3083@ разъясняется, что на основании пунктов 1 и 5 статьи 172 НК РФ указанные суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления налогооблагаемых операций, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по работам, выполненным подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ, принимаются к вычету у налогоплательщика на основании выставленных в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ продавцами счетов-фактур после принятия товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов. При этом завершенный капитальным строительством объект должен быть использован в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
С учетом изложенного вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику, утратившему право на применение упрощенной системы налогообложения, производятся на основании счетов-фактур, выставленных подрядными организациями при выполнении работ в отношении указанного объекта недвижимости начиная с 01.07.2014, то есть в периоде применения данным налогоплательщиком общей системы налогообложения, при выполнении условий, установленных статьями 171 и 172 НК РФ.
Официальная позиция.
Как указано в письме Минфина России от 21.03.2011 N 03-02-07/1-79, в силу подпункта 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ, определяющей перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, операции по реализации ценных бумаг не подлежат налогообложению.
Таким образом, в целях применения налога на добавленную стоимость передача права собственности на вексель третьего лица, в том числе в обмен на товары (работы, услуги), признается реализацией векселя, освобождаемой от налогообложения на основании статьи 149 НК РФ.
Судебная практика.
В судебной практике по данному вопросу существует противоположная позиция.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.04.2011 N А65-14950/2010 отмечается, что вексель является товаром, а передача его является реализацией в силу статьи 146 НК РФ лишь в том случае, если право собственности на вексель переходит от одного лица к другому по договору купли-продажи, в котором сам вексель выступает как объект купли-продажи.
Таким образом, передача налогоплательщиком векселей третьего лица поставщику в хозяйственных расчетах за поставленный газ не является их реализацией в целях налогообложения, поскольку в этом случае вексель не является товаром.
В связи с этим несостоятелен вывод о том, что налогоплательщик согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ обязан вести раздельный учет по операциям с ценными бумагами, так как использование векселя налогоплательщиком исключительно как средство платежа (для осуществления расчетов с контрагентами) не является реализацией ценной бумаги.
Суд приходит к мнению, что передачу векселя третьего лица в счет оплаты газа нельзя рассматривать как осуществление не облагаемой НДС операции, предусмотренной подпунктом 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ, требующей ведения раздельного учета затрат в силу пункта 4 статьи 170 НК РФ.
Актуальная проблема.
В соответствии с пунктом 7 статьи 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки, в том числе расходам на наем жилого помещения, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, подлежат вычету при исчислении налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг), либо на основании других документов, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
На основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
В связи с этим возникает вопрос применения налога на добавленную стоимость в отношении расходов на наем жилого помещения в период нахождения сотрудника организации в командировке и правомерности их подтверждения выданным бланком строгой отчетности с не выделенным НДС.
Официальная позиция.
По мнению финансового ведомства, основанием для вычета налога на добавленную стоимость, уплаченного за услуги гостиниц, являются счет-фактура и документы, подтверждающие фактическую уплату налога, либо бланк строгой отчетности, в котором обязательно указана сумма налога (письмо от 19.07.2013 N 03-07-11/28554).
Аналогичные выводы содержат письма Минфина России от 03.04.2013 N 03-07-11/10861 и от 21.11.2012 N 03-07-11/502.
Судебная практика.
Арбитражные суды приходят к противоположным выводам.
Исходя из Постановления ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 N А57-3429/06-25 (Определением ВАС РФ от 24.07.2009 N ВАС-8249/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) налоговое законодательство прямо предусматривает возможность подтверждать правомерность вычета по НДС иными документами установленной формы, помимо счетов-фактур, что будет являться выполнением необходимых требований для применения вычетов. Так, в материалах дела имелись счета гостиниц формы N 3-Г, утвержденные письмом Минфина Российской Федерации от 13.12.1993 N 121. Суд признал, что разработанный бланк строгой отчетности, используемый гостиницами, является документом строгой отчетности и подлежит использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств, и пришел к выводу о том, что налогоплательщик применил вычет НДС правомерно несмотря на то, что сумма налога не выделялась отдельной строкой.
По обстоятельствам дела, рассмотренного ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 20.11.2007 N А33-9940/06-Ф02-8607/07, налоговый орган отказал в применении вычетов сумм налога, уплаченных по командировочным расходам, указав, что в представленных налогоплательщиком документах по оплате гостиничных услуг не выделена отдельной строкой сумма налога на добавленную стоимость. Однако, по мнению суда, налоговое законодательство допускает, что при оказании услуг по розничным ценам (тарифам) предъявленная покупателю сумма налога может не выделяться отдельной строкой в выдаваемых исполнителем услуг документах установленной формы. Причем данное обстоятельство не препятствует в применении вычетов сумм налога, уплаченных по таким документам.
Актуальная проблема.
На основании Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).
При этом пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, производятся в полном объеме на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, после принятия на учет основных средств.
При этом НК РФ не поясняет, на каком именно счете нужно отразить приобретенное имущество.
Официальная позиция.
В соответствии с многочисленными разъяснениями финансового ведомства суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами при приобретении основных средств, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, после принятия их на учет в качестве основных средств, то есть после отражения имущества на счете 01 (письма Минфина России от 29.01.2013 N 03-07-14/06, от 24.01.2013 N 03-07-11/19, от 28.08.2012 N 03-07-11/330, от 16.08.2012 N 03-07-11/303).
Внимание!
Пункт 6 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 238-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", согласно которой вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 НК РФ, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
Официальная позиция.
Так, в письме Минфина России от 28.11.2014 N 03-07-11/60891 рассмотрен вопрос о восстановлении НДС покупателями, перечислившими суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, а также о вычете НДС, исчисленного продавцами с указанных сумм, в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 N 238-ФЗ. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующие разъяснения.
В случае если договором предусмотрен частичный зачет сумм ранее перечисленной оплаты (частичной оплаты) в оплату стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, восстановление покупателем сумм налога на добавленную стоимость, принятых им к вычету по ранее перечисленной оплате (частичной оплате), производится в размере, соответствующем части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, в оплату которых засчитываются суммы ранее перечисленной оплаты (частичной оплаты) на основании договора.
Соответственно, вычеты сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных продавцом с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производятся продавцом в размере, соответствующем части стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых засчитываются суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты) на основании договора.
Поскольку на основании пункта 1 статьи 3 Закона указанные нормы статей 170 и 172 НК РФ вступили в силу с 1 октября 2014 года, вышеизложенные порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость покупателем и порядок применения вычетов продавцом применяются в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) с 1 октября 2014 года. При этом суммы налога с сумм оплаты, частичной оплаты, восстановленные покупателем и принятые к вычету продавцом в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ и пунктом 6 статьи 172 НК РФ в редакции, действующей до 1 октября 2014 года, повторно покупателем не восстанавливаются (продавцом к вычету не принимаются).
Внимание!
В соответствии с пунктом 9 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 12 статьи 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.
В пункте 1 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 названной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.
Следовательно, предъявление НДС к вычету при перечислении налогоплательщиком оплаты в счет предстоящих поставок возможно при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты, представлении счетов-фактур, выставленных продавцом при получении предоплаты, и документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм предоплаты продавцу (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2013 N А56-61981/2012, от 14.06.2013 N А13-2061/2011).
Официальная позиция.
Так, в письме Минфина России от 23.03.2015 N 03-07-08/15770 рассмотрен вопрос о принятии к вычету НДС в отношении предварительной оплаты (частичной оплаты) товаров, используемых при осуществлении операций, облагаемых по ставке НДС 0%. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.
Пунктом 9 статьи 172 НК РФ установлено, что указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), документов, подтверждающих фактическое перечисление этих сумм, и при наличии договора, предусматривающего их перечисление.
Таким образом, принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), используемых налогоплательщиком в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, осуществляется в вышеуказанном порядке.
Важно!
Необходимо иметь в виду, что при осуществлении указанного вычета в графе 7 книги покупок отражаются реквизиты документов, подтверждающих перечисление сумм авансовых платежей. На данный аспект также обращают внимание официальные органы в своих разъяснениях (см., например, письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-07-11/13816).
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 17.07.2014 N 03-07-11/35131 рассмотрен вопрос о применении вычетов по НДС организациями, эксплуатирующими особо радиационно или ядерно опасные производства и объекты, при оплате услуг по захоронению радиоактивных отходов, оказываемых продавцом, через Госкорпорацию "Росатом". По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.
В случае если система учета денежных средств, перечисляемых покупателями в Госкорпорацию "Росатом" и Госкорпорацией "Росатом" продавцу, позволяет идентифицировать сумму оплаты услуг по захоронению радиоактивных отходов, перечисленную покупателем на основании платежно-расчетных документов в специальный резервный фонд Госкорпорации "Росатом", с суммой предоплаты, перечисленной продавцу из этого фонда в счет предстоящего оказания услуг, при наличии соответствующих условий в договоре, при выполнении требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 171 НК РФ, вычеты сумм налога на добавленную стоимость, указанных в пункте 12 статьи 171 НК РФ, производятся покупателем на основании счета-фактуры, выставленного продавцом покупателю при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг. При этом в строке 5 счета-фактуры указываются реквизиты (номер и дата составления) платежно-расчетных документов о перечислении продавцу покупателем суммы налога на добавленную стоимость и госкорпорацией "Росатом" суммы предоплаты.
Кроме того, в платежном поручении на перечисление покупателем продавцу суммы налога следует указать реквизиты (номер и дату) счета, выставляемого продавцом покупателю на уплату конкретной суммы налога на добавленную стоимость, соответствующей сумме предоплаты, полученной продавцом от Госкорпорации "Росатом".
Официальная позиция.
В письме ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@ "О корректировке универсального передаточного документа" разъясняется, что из пункта 10 статьи 172 НК РФ следует, что наличие документа (договора, соглашения, иного первичного документа), подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является у продавца основанием для выставления корректировочного счета-фактуры в порядке, установленном пунктом 5.2 статьи 169 НК РФ.
При этом глава 21 НК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" не содержат ограничений на введение в формы корректировочных счетов-фактур дополнительных реквизитов.
Таким образом, информация корректировочных счетов-фактур может быть объединена с информацией, относящейся к документу, подтверждающему согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгрузки.
Такой комплексный документ при соблюдении требований Закона N 402-ФЗ и главы 21 НК РФ позволяет экономическому субъекту использовать право на налоговый вычет по НДС (продавцу и покупателю на основании пункта 13 статьи 171 НК РФ), а также подтверждать затраты в целях исчисления налога на прибыль организаций (и других налогов).
Учитывая изложенное, ФНС России рекомендует к применению форму универсального корректировочного документа (далее - УКД) на основе формы корректировочного счета-фактуры.
Как и форма предложенного ранее в письме ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ УПД, форма УКД носит рекомендательный характер. Неприменение данной формы для оформления случаев изменения стоимости отгрузки не может быть основанием для отказа в учете этих изменений в целях налогообложения. Кроме того, предложение данной формы не ограничивает права экономических субъектов на использование иных самостоятельно разработанных и соответствующих положениям статьи 9 Закона N 402-ФЗ форм первичных учетных документов и формы корректировочного счета-фактуры, установленной Постановлением N 1137.
Изменение общей стоимости поставки также может быть обусловлено допущенными продавцом ошибками в первоначально составленных по факту отгрузки документах. Кроме того, продавец и покупатель могут допустить в первоначально оформленном по факту отгрузки УПД ошибки и в других показателях, кроме общей стоимости поставки.