Статья 105.22 НК РФ (последняя редакция с комментариями). Порядок заключения соглашения о ценообразовании

СТ 105.22 НК РФ.

1. К заявлению налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании, представленному налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, прилагаются:

1) проект соглашения о ценообразовании;

2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение о ценообразовании;

3) копии учредительных документов налогоплательщика;

4) утратил силу с 17 марта 2021 г. - Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. N 6-ФЗ

5) утратил силу с 17 марта 2021 г. - Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. N 6-ФЗ

6) бухгалтерская (финансовая) отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;

7) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании;

8) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения о ценообразовании.

2. Документы, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в произвольной форме, если иная форма не установлена законодательством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе запрашивать у налогоплательщика другие, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании.

Указанные документы должны быть представлены налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение 10 дней со дня получения соответствующего запроса федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Если запрашиваемые документы не могут быть представлены в установленный настоящим пунктом срок, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, при получении от налогоплательщика, у которого запрошены документы, уведомления о невозможности представления в установленный срок документов и о сроке (при необходимости), в течение которого эти документы могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов. Указанное уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.

3.1. Налогоплательщик вместе с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, представляемым в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с пунктом 2 статьи 105.20 настоящего Кодекса, представляет сведения о подаче контрагентом налогоплательщика в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, аналогичного заявления в целях заключения такого соглашения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если на дату представления налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании в соответствии с пунктом 2 статьи 105.20 настоящего Кодекса в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого является контрагент налогоплательщика, не подано аналогичное заявление в целях заключения соглашения о ценообразовании, после подачи контрагентом налогоплательщика указанного заявления налогоплательщик должен в письменной форме сообщить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о подаче контрагентом налогоплательщика указанного заявления. Соответствующие сведения представляются налогоплательщиком в срок не позднее шести месяцев со дня представления им заявления о заключении соглашения о ценообразовании в соответствии с пунктом 2 статьи 105.20 настоящего Кодекса.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, рассматривает заявление и другие документы, представленные налогоплательщиком в соответствии с пунктами 1 - 3 настоящей статьи, в срок не более шести месяцев со дня получения заявления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Заявление и другие документы, представленные налогоплательщиком в целях заключения соглашения о ценообразовании в соответствии с пунктом 2 статьи 105.20 настоящего Кодекса, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок не более 24 месяцев со дня получения заявления, а в предусмотренном пунктом 3.1 настоящей статьи случае - со дня получения от налогоплательщика сведений о подаче его контрагентом заявления в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, в целях заключения такого соглашения о ценообразовании.

Срок рассмотрения заявления и других документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в целях заключения соглашения о ценообразовании, предусмотренного пунктом 2 статьи 105.20 настоящего Кодекса, приостанавливается на период представления уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства документов и (или) информации в соответствии с запросом, направленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках проведения с учетом положений главы 20.3 настоящего Кодекса взаимосогласительной процедуры, предусмотренной международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Срок рассмотрения представленных налогоплательщиком документов может быть продлен до девяти месяцев в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, а в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, - до 27 месяцев.

Основания и порядок продления срока рассмотрения представленных налогоплательщиком документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктами 1 - 3 настоящей статьи, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, принимается одно из следующих решений:

1) решение о заключении соглашения о ценообразовании;

2) мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения;

3) решение о необходимости доработки проекта соглашения, в котором федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, предлагает налогоплательщику доработать в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и повторно представить проект соглашения о ценообразовании и документы, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи.

6. Соответствующее решение о заключении (об отказе от заключения, о необходимости доработки проекта соглашения) соглашения о ценообразовании (с указанием места, даты и времени подписания соглашения о ценообразовании в случае принятия решения о заключении соглашения о ценообразовании) направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) в течение пяти дней с даты принятия такого решения.

6.1. В случае принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, решения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 5 настоящей статьи, доработанный проект соглашения о ценообразовании и документы, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, представляются налогоплательщиком в срок не позднее 30 дней со дня получения налогоплательщиком соответствующего решения.

7. При повторном представлении проекта соглашения о ценообразовании и документов на основании решения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 5 настоящей статьи, или в соответствии с пунктом 8.1 настоящей статьи:

1) государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 133 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, не взимается;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, решение принимается в течение трех месяцев.

8. Основаниями для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании, в частности, являются:

1) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;

2) неуплата или неполная уплата государственной пошлины;

3) мотивированный вывод о том, что в результате применения предложенного налогоплательщиком в проекте соглашения о ценообразовании порядка определения цен и (или) методов ценообразования не будет обеспечиваться исполнение положений пункта 1 статьи 105.3 настоящего Кодекса;

4) недостижение взаимного соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства в целях заключения предусмотренного пунктом 2 статьи 105.20 настоящего Кодекса соглашения о ценообразовании;

5) непредставление документов (сведений), предусмотренных пунктами 3 и 3.1 настоящей статьи, в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей;

6) несогласие налогоплательщика с решением о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании (в том числе в форме непредставления доработанного проекта соглашения о ценообразовании в срок, установленный пунктом 6.1 настоящей статьи);

7) несогласие налогоплательщика с решением о заключении соглашения о ценообразовании, которое выразилось в отказе налогоплательщика от подписания соглашения о ценообразовании (в том числе в форме неявки налогоплательщика (его представителя) для подписания соглашения о ценообразовании в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов).

8.1. В случае принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 8 настоящей статьи, налогоплательщик вправе в течение трех месяцев со дня получения указанного решения повторно представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, проект соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, без участия уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства.

9. Решение об отказе от заключения соглашения о ценообразовании может быть обжаловано в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Копия соглашения о ценообразовании, заключенного с налогоплательщиком, направляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение трех дней со дня подписания этого соглашения в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

11. Заявление налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании, представленное налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть отозвано указанным налогоплательщиком. При этом уплаченная сумма государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 133 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, не возвращается.

12. Соглашение о ценообразовании может быть изменено в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Комментарий к Ст. 105.22 Налогового кодекса

В комментируемой статье установлены порядок и условия заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Так, налогоплательщик, выразивший намерение заключить такое соглашение, обращается в Федеральную налоговую службу с заявлением, рекомендованная форма которого приведена в письме ФНС России от 12 января 2012 года N ОА-4-13/85@ "О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения".

Указанное заявление составляется на русском языке. К нему прилагается опись документов, содержащая информацию о номере документа по порядку, наименовании документа, кратком содержании документа, количестве листов документа и наличии электронной версии документа. Сведения, указанные в документах, должны содержать ссылки на источники информации, которые в случае необходимости должны быть представлены по запросу Федеральной налоговой службы. Так, при рассмотрении заявления о заключении соглашения и документов к нему Федеральная налоговая служба вправе дополнительно запросить: 1) бухгалтерскую (финансовую) отчетность участников контролируемой сделки, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности, при отсутствии этих документов в налоговых органах Российской Федерации; 2) кредитную, тарифную, маркетинговую политику или иные внутренние документы, регулирующие ценовую политику налогоплательщика; 3) договор(ы), на основании которого осуществляются контролируемые сделки, являющиеся предметом соглашения, товарные накладные, акты выполненных работ, услуг, иные документы, подтверждающие результаты реализации товаров, оказания работ, услуг (отчеты, заключения, меморандумы и т.п.); 4) учетную политику для целей налогового учета на год, в котором подается заявление о заключении соглашения о ценообразовании, перечень изменений в учетной политике (по сравнению с предыдущим годом) и их влияние на определение налоговой базы; 5) регистры налогового учета доходов, внереализационных доходов, расходов, внереализационных расходов с расшифровкой, в том числе по статьям, контрагентам, операциям (контролируемым сделкам); 6) штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников, обеспечивающих выполнение тех или иных функций; 7) паспорт сделки при осуществлении валютных операций между российской и иностранной организациями; 8) выписки по банковским счетам, ведомость банковского контроля в подтверждение фактической оплаты стоимости товара (работы, услуги) в рамках сделки, являющейся предметом соглашения; 9) грузовые таможенные декларации; 10) транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров. Запрашиваемые документы представляются в виде заверенных копий.

Комментируемая статья предполагает, что к заявлению налогоплательщика о заключении соглашения, представляемому им в Федеральную налоговую службу, прилагаются: 1) проект соглашения; 2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение; 3) копии учредительных документов налогоплательщика; 4) копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика; 5) копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской Федерации; 6) бухгалтерская отчетность налогоплательщика за последний отчетный период; 7) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение заявления о заключении соглашения; 8) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения.

Следует отметить, что необходимым условием заключения рассматриваемого соглашения является уплата государственной пошлины, размер которой согласно подп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 1 500 000 руб.

Заявление о заключении соглашения и прилагаемая документация непосредственно представляются в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России. При этом согласно письму ФНС России от 12 января 2012 года N ОА-4-13/85@ "О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения" в целях избежания излишнего документооборота рекомендуется вместе с заявлением о заключении соглашения, проектом соответствующего соглашения и иными документами, перечисленными в п. 1 комментируемой статьи, представлять дополнительную информацию, имеющую значение при заключении соглашения, в виде единого документа в произвольной форме, который учитывает положения гл. 14.2 и 14.3 комментируемого Кодекса.

Для рассмотрения заявления о заключении соглашения в Федеральной налоговой службе создается рабочая группа, которая после первоначального ознакомления с данным заявлением от имени ФНС России уведомляет налогоплательщика о необходимости организации обсуждения проекта соглашения и (или) о представлении дополнительной информации. Совместное обсуждение проекта соглашения членами рабочей группы ФНС России и уполномоченными представителями налогоплательщика происходит по месту нахождения Федеральной налоговой службы. На этапе обсуждения проекта соглашения важными являются полнота, достоверность и своевременность представления налогоплательщиком дополнительной информации, необходимой для заключения соглашения. Рассмотрение проекта соглашения должно быть завершено в срок, не превышающий шести месяцев со дня подачи заявления. Указанный срок может быть продлен до девяти месяцев.

В п. 2 ст. 105.20 комментируемого Кодекса предусмотрено право налогоплательщика обратиться с заявлением о заключении соглашения с участием уполномоченного органа исполнительной власти государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Для повышения эффективности процесса заключения таких соглашений, учитывая различия в сроках рассмотрения обращений, второй стороне сделки - иностранной компании рекомендуется также начать соответствующую процедуру заключения соглашения с представителями уполномоченного органа исполнительной власти данного иностранного государства. Подобная одновременная подача документов всеми участниками сделки в соответствующие органы исполнительной власти является сложившейся мировой практикой.

По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком, Федеральная налоговая служба выносит одно из следующих решений: 1) о заключении соглашения; 2) об отказе от заключения соглашения; 3) о необходимости доработки проекта соглашения. Формы указанных решений утверждены Приказом ФНС России от 26 марта 2012 года N ММВ-7-13/182@ "Об утверждении форм документов, используемых ФНС России при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, Оснований и порядка продления срока рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения и прилагаемых к нему документов". Вынесенное решение о заключении соглашения (об отказе от заключения соглашения, о необходимости доработки проекта соглашения) с указанием места, даты и времени подписания соглашения в случае принятия решения о заключении соглашения направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты принятия такого решения.

При вынесении решения о заключении соглашения копия соглашения, заключенного с налогоплательщиком, направляется Федеральной налоговой службой в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В случае вынесения решения о необходимости доработки проекта соглашения налогоплательщик вправе после доработки проекта соглашения, устранения замечаний и предоставления дополнительной информации обратиться с повторным заявлением о заключении соглашения.

Другой комментарий к Статье 105.22 НК РФ