Госдума отклонила законопроект, освобождающий от уплаты транспортного налога владельцев автомобилей мощностью до 150 л. с. Депутаты говорят, что такими машинами пользуются в основном малообеспеченные граждане, которые и так оплачивают стоимость акциза в цене бензина.
В Госдуме и Белом доме считают, что решение об отмене транспортного налога должны принимать субъекты федерации, ведь налоговые поступления идут в региональные бюджеты.
Законопроект, который рассматривала Госдума, вносит изменения во вторую часть Бюджетного кодекса РФ. Депутаты от ЛДПР Сергей Катаносов и Дмитрий Савельев предложили освободить от уплаты транспортного налога владельцев автомобилей, мощность двигателей которых не превышает 150 л. с.
По мнению авторов законопроекта, легковые автомобили с двигателями небольшой мощности «находятся в собственности у категории населения с невысокими доходами». Кроме того, депутаты говорят, что органы власти зачастую тратят больше средств на взыскание налога, чем получают от его уплаты: значительная часть налоговых поступлений съедается «администрированием», то есть ведением реестров автомобилей, составлением уведомлений об уплате налога, рассылкой уведомлений физическим лицам. Ситуация, по мнению депутатов, усложняется и проблемой с собираемостью налога (порядка 33% в бюджеты не поступает).
Напомним, что транспортный налог зависит от мощности двигателя еще с советских времен. Действующим Налоговым кодексом установлены лишь базовые ставки: с 2010 года региональные власти могут десятикратно менять их в сторону увеличения или уменьшения. Тем не менее, как говорят в ЛДПР, этой возможностью воспользовались только семь субъектов федерации, освободив от уплаты транспортного налога владельцев автомобилей мощностью до 100 л. с. «Повышение акциза на 3 руб. за 1 л вызывало рост потребительских цен на топливо и значительно увеличило поступление в региональные бюджеты в сравнении с собираемостью всего транспортного налога в 5–7 раз»,— говорят депутаты.
По мнению депутатов, отмена транспортного налога для владельцев автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. позволит компенсировать «рост цен на бензин, повысит доверие населения к государственным органам власти и сократит затраты на администрирование транспортного налога».
Госдума проголосовала против законопроекта. Как следует из заключения думского комитета по бюджету, «Единая Россия» настаивает на том, что в распоряжении регионов уже есть «гибкая система ставок транспортного налога». В частности, для автомобилей мощностью до 150 л. с. субъекты федерации могут налог вообще обнулить. Этой позиции в своем заключении придерживается и правительство РФ: «Вопросы установления пониженного размера налоговой ставки в отношении указанных транспортных средств, а также налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков в полной мере могут быть урегулированы на уровне субъектов РФ».
Иван Буранов