Статья 80 НК РФ. Налоговая декларация
Комментируемая статья регламентирует особенности представления декларации.
Своевременное представление налоговых деклараций - одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, в связи с чем положения статьи 80 НК РФ занимают одно из центральных мест в НК РФ.
Пункт 1 статьи 80 НК РФ устанавливает определение налоговой декларации, расчета авансового платежа, расчета сбора, а также указывает на представление налоговыми агентами налоговых расчетов.
Заслуживает внимания то обстоятельство, что указанные документы представляются в налоговый орган либо в письменной форме, либо в электронной форме (в этом случае они должны быть переданы по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи).
Вместе с тем, как свидетельствует судебная практика, налоговая декларация не может служить основанием для исчисления налога, поскольку в силу статьи 80 НК РФ декларация сама является документом, фиксирующим результат исчисления налога, и подлежит проверке. Основанием для исчисления дохода являются первичные документы, которые могут оцениваться в совокупности с данными расчетного счета и иной информацией о налогоплательщике, как указано в статье 31 НК РФ.
Данная позиция отражена, например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 03.10.2012 N А32-36306/2010.
Пункт 2 статьи 80 НК РФ регулирует ситуации, в которых налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате налога, - налоговые декларации (расчеты) в таких случаях в налоговые органы не представляются.
В ситуации же, когда налогоплательщик практически не осуществляет деятельность, т.е. не осуществляет операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеет объектов налогообложения, Кодекс возлагает на него обязанность представить единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Указанные в пункте 2 статьи 80 НК РФ обстоятельства следует отличать от ситуаций, когда у налогоплательщика отсутствуют операции, подлежащие отражению в налоговых декларациях по этому налогу, но осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках.
Например, если у организации, признаваемой налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, отсутствуют операции, подлежащие отражению в налоговых декларациях по этому налогу, но осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках, то оснований для представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации не имеется.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 05.07.2012 N 03-07-15/69.
Следовательно, лицо, признаваемое налогоплательщиком, не имеющее объектов налогообложения, не освобождается от обязанности представления налоговых деклараций.
Согласно пункту 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
На это также обращено внимание в письме Минфина России от 28.04.2011 N 03-02-08/47.
Следовательно, НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от представления в налоговый орган декларации в случае, если он не осуществляет деятельность в налоговом (отчетном) периоде.
Например, организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения и не осуществляющая предпринимательскую деятельность, не освобождается от обязанности представлять налоговые декларации в налоговый орган по месту учета.
Управление ФНС России по г. Москве в письме от 05.05.2011 N 16-15/044301@ пришло к аналогичным выводам.
Как разъяснено в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2012 N А45-16695/2011, в силу пункта 2 статьи 80 НК РФ единую (упрощенную) налоговую декларацию имеют право представлять лица, признаваемые налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, если соблюдаются одновременно два условия:
- не осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации),
- не возникло объектов налогообложения по данным налогам.
Единая (упрощенная) налоговая декларация (пункт 2 статьи 80 НК РФ) по своей сути отличается от налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика по конкретному налогу о соответствующем объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты этого налога, в налоговый орган по месту учета (пункты 1 и 3 статьи 80 НК РФ).
Единая (упрощенная) налоговая декларация по своему содержанию и форме фактически является сообщением налогоплательщика о том, что:
- им не осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации),
- он не имеет по указанным в этой декларации налогам объекта налогообложения.
При этом первое из указанных условий (неосуществление операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации)) в силу буквального толкования пункта 2 статьи 80 НК РФ не связано с тем, что в результате осуществления указанных операций возникают объект налогообложения или обязанность по отражению этих операций в декларации по НДС.
ФАС Западно-Сибирского округа признал необоснованной ссылку нижестоящих судов на пункт 3 Приказа Минфина России от 15.10.2009 N 104н, в соответствии с которым при отсутствии операций, подлежащих отражению в соответствующих разделах и приложениях к разделу 3 декларации в порядке, установленном данным пунктом, декларация не представляется, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Минфином России, по следующим основаниям:
- Порядок заполнения налоговой декларации по НДС, который установлен Приказом N 104н, в силу своего предназначения не регулирует последствия движения денежных средств по счету организации (в кассе), то есть не имеет отношения к проверке выполнения первого условия, установленного пунктом 2 статьи 80 НК РФ;
- Приказ N 104н не может отменять (изменять) положения НК РФ, в том числе требования пункта 2 статьи 80 НК РФ относительно одновременного соблюдения двух условий для возникновения права на подачу Единой (упрощенной) налоговой декларации.
По вышеперечисленным причинам ФАС Западно-Сибирского округа признал необоснованной ссылку нижестоящих судов на письмо Минфина России от 10.03.2010 N 03-07-08/64, которое имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в нем.
Кроме того, отвечая на вопросы: "Вправе ли организация представлять в налоговый орган Единую (упрощенную) налоговую декларацию за отчетные (налоговые) периоды по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций, ЕСН и НДС при полном отсутствии объектов налогообложения (налогооблагаемых баз), налоговых вычетов и иных расчетных элементов исчисления налогов, но при наличии движения денежных средств по расчетному счету организации? Возникает ли ответственность у организации, производившей движение денежных средств по расчетному счету, но сдавшей в налоговый орган за отчетные периоды единую (упрощенную) налоговую декларацию в части налоговых расчетов по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество и ЕСН при отсутствии фактических расчетов по указанным налогам?", - Минфин России в письме от 24.12.2009 N 03-02-07/1-561, ссылаясь на требования пункта 2 статьи 80 НК РФ, указал, что "у организации, осуществляющей операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках, отсутствуют основания для представления в налоговый орган Единой (упрощенной) налоговой декларации по налогам, по которым эта организация не имеет объектов налогообложения. Главами 21, 24, 25 и 30 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщиков-организаций от представления в налоговые органы налоговых деклараций в случаях, когда организации не осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг)".
Как следует из содержания писем Минфина России от 10.03.2010 N 03-07-08/64 и 24.12.2009 N 03-02-07/1-561, ответ Министерства зависел от формулировки поставленных вопросов.
Указание на необходимость отсутствия операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), для реализации права на представление Единой (упрощенной) налоговой декларации отражено также в письмах Минфина России от 10.04.2012 N 03-02-07/1-88, от 03.07.2008 N 03-02-07/2-118, письме ФНС России от 16.04.2008 N ШС-6-3/288.
ФАС Западно-Сибирского округа посчитал необходимым отметить следующее.
В соответствии с Приказом N 104н в разделе 7 декларации по НДС отражаются операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения, в том числе указывается стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) без НДС, стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащая вычету.
Как указывалось выше, по расчетному счету организации проходили платежи за товары (услуги), в стоимость которых не включался НДС, в том числе оплата по акту сверки по договору аренды, гашение процентов по договору займа, оплата за переводы платежей, комиссия за ведение счета, оплата по договору купли-продажи земельного участка, оплата по агентскому договору.
Суды, указывая на соблюдение организацией пункта 3 Приказа N 104н, не учли проведенные по счету организации платежи за приобретенные товары (работы, услуги).
На основании изложенного организации по результатам рассмотрения дела не доказано право представлять Единую (упрощенную) налоговую декларацию в отношении НДС, а соответственно, у налогоплательщика была обязанность по представлению декларации по НДС в порядке статьи 174 НК РФ.
Как разъяснено ВАС РФ, отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Общество, являясь плательщиком налогов, обязано было представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов (пункт 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Ошибочное представление Единой (упрощенной) налоговой декларации при обязанности представить декларацию по НДС не является обстоятельством, лишающим налоговый орган права на применение пункта 3 статьи 76 НК РФ.
Обязанность налогоплательщика по представлению налоговых деклараций не ставится в зависимость от результатов предпринимательской деятельности.
Однако при отсутствии оснований для признания индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком единого налога на вмененный доход, налогоплательщиком иных налогов и (или) специальных налоговых режимов у него не возникает обязанности представлять в налоговые органы налоговые декларации по иным налогам (специальным налоговым режимам).
Следовательно, если индивидуальный предприниматель не осуществляет иную предпринимательскую деятельность помимо деятельности, в отношении которой применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то такой индивидуальный предприниматель представлять в налоговые органы налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не обязан.
Данные разъяснения изложены в письме Минфина России от 10.10.2012 N 03-11-11/298.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 27.09.2012 N А65-6333/2012 суд заключил, что у налогоплательщика, осуществляющего деятельность, которая подлежит обложению ЕНВД, в отсутствие другой деятельности, не возникает обязанность по представлению налоговых деклараций по налогам, плательщиком которых он не является.
Пункт 3 статьи 80 НК РФ определяет способы представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган:
- на бумажном носителе по утвержденной форме;
- в электронной форме по утвержденному формату.
Согласно Приказу МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002 N 3437) при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе. Налогоплательщик и налоговый орган обеспечивают хранение декларации, представленной в электронном виде, в установленном порядке.
На основании статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
При этом НК РФ не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статьей 93 НК РФ предусмотрено, что в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В письме Минфина России от 22.08.2012 N 03-02-07/1-202 содержится аналогичное разъяснение.
По общему правилу налоговая декларация (расчет) может быть во всяком случае представлена в налоговый орган на бумажном носителе.
Однако налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, равно как и налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) только в электронной форме.
Документы, которые прилагаются к налоговой декларации (расчету), любой налогоплательщик вправе, но не обязан представлять в налоговый орган в электронной форме.
Как разъяснено в письме Минфина России от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69, НК РФ не установлена обязанность представлять в электронном виде в налоговый орган документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить в налоговый орган указанные документы в электронном виде. Такие документы могут быть направлены налогоплательщиком в налоговый орган как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе.
Также пункт 3 статьи 80 НК РФ устанавливает обязанность каждого работодателя представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
В данной норме и в Приказе ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ "Об утверждении формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год" не предусмотрено освобождение налогоплательщиков, у которых отсутствуют наемные работники, от обязанности представления в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников (см. письмо Минфина России от 17.07.2012 N 03-02-07/1-178).
В письме Минфина России от 09.06.2012 N 03-02-08/50 дополнительно отмечено, что не предусмотрено освобождение от предоставления указанных сведений для некоммерческих организаций, имеющих небольшое количество работников.
Однако в письме Минфина России от 20.03.2012 N 03-02-08/23 обращено внимание, что в настоящее время в ФНС России с участием Минфина России подготавливается проект Приказа о внесении изменений в Приказ ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.
При этом рассматривается вопрос об указании в рекомендациях по заполнению формы сведений о среднесписочной численности работников лиц (в частности, индивидуальных предпринимателей, у которых отсутствуют наемные работники), в отношении которых этот Приказ не будет применяться.
В Определении ВАС РФ от 17.08.2012 N ВАС-10686/12 указано на правомерность отказа в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. Суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ. Делая вывод о наличии у предпринимателя обязанности предоставлять в инспекцию сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, несмотря на их отсутствие, суд руководствовался положениями, содержащимися в подпункте 6 пункта 1 статьи 23 и абзаце третьем пункта 3 статьи 80 НК РФ. Суд отметил, что указанным пунктом статьи 80 НК РФ не предусмотрено непредоставление в налоговый орган налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями, у которых отсутствуют наемные работники, сведений о среднесписочной численности.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 17.05.2012 по делу N А12-16770/2011 суд признал правомерным привлечение предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, отклонив доводы об отсутствии у него обязанности по представлению нулевых сведений о среднесписочном количестве работников. Как указал суд, положения абзаца 3 пункта 3 статьи 80 НК РФ распространяются на всех налогоплательщиков вне зависимости от количества наемных работников, в том числе на налогоплательщиков, работающих также и без привлечения наемных работников.
В то же время ФАС Центрального округа в Постановлении от 16.04.2012 N А09-6084/2011, признавая неправомерным привлечение предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредоставление сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, пришел к выводу, что пункт 3 статьи 80 НК РФ не содержит прямого указания на обязанность налогоплательщиков, не являющихся работодателями (не имеющих наемных работников), предоставлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности несуществующих работников.
В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 N А49-5402/2012 указано, что сведения о среднесписочной численности работников за 2011 год представлены предпринимателем в налоговую инспекцию 24.01.2012, то есть с нарушением установленных сроков на 4 дня.
Суд отклонил довод заявителя о том, что обязанность предоставления сведений о среднесписочной численности работников не имеет самостоятельного значения и касается только тех организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, в целях представления налоговой декларации в электронном виде.
Из конструкции НК РФ следует, что норма о предоставлении сведений о среднесписочной численности работников применяется ко всем налогоплательщикам. Исключений для каких-либо категорий налогоплательщиков не установлено.
Среднесписочная численность работников, подтвержденная соответствующей справкой, отнесена к показателям, влияющим на порядок исчисления налогов и применение различных режимов налогообложения. Сведения об отсутствии у предпринимателя работников относятся к информации, используемой налоговым органом в целях налогового контроля.
Аналогичная правовая позиция ФАС Поволжского округа изложена в Постановлениях от 31.01.2012 N А12-10269/2011, от 17.05.2012 N А12-16770/2011.
Пункт 4 статьи 80 НК РФ конкретизирует право налогоплательщика определять способ представления налоговой декларации (расчета):
- лично;
- через представителя;
- в виде почтового отправления с описью вложения (в этом случае днем представления декларации (расчета) считается дата отправки почтового отправления с описью вложения);
- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (в этом случае днем представления декларации (расчета) считается дата ее отправки).
Следовательно, НК РФ допускает возможность направления налоговой декларации по почте, при этом обязательным условием такого направления являются составление и наличие описи вложения.
Таким образом, датой представления налоговой декларации считается дата, указанная в подтверждении специализированного оператора связи, документом, подтверждающим прием налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является квитанция о приеме.
Поскольку в НК РФ не дано определение понятия "почтовое отправление с описью вложения", в данном случае необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. На это обратил внимание ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.12.2012 N А64-3641/2012 и указал следующее.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" определено понятие "регистрируемого почтового отправления (заказное, с объявленной ценностью, обыкновенное)", под которым понимается почтовое отправление, принимаемое от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемое адресату с его распиской в получении. Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. При приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция с указанием вида и категории почтового отправления, фамилии адресата, наименованием объекта почтовой связи места назначения, номера почтового отправления.
Критерием для определения срока подачи декларации, направленной по почте регистрируемым почтовым отправлением, является дата принятия почтового отправления органом связи, определяемая по штемпелю на почтовой квитанции, а при наличии описи вложения - дата, указанная на описи, которые служат доказательством исполнения обязанностей налогоплательщика по своевременному представлению декларации.
В качестве доказательства нарушения организацией срока представления декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2011 года налоговым органом представлена суду копия конверта с номером почтового идентификатора 39200041006623, согласно оттиску почтового календарного штемпеля на котором 22.08.2011 налогоплательщиком в адрес налогового органа в указанном конверте было направлено ценное письмо с объявленной ценностью.
В материалах дела представлена квитанция N 00662 от 22.08.2011, свидетельствующая об отправлении ценного письма в адрес налогового органа с объявленной ценностью без описи вложения.
Бланк почтовой квитанции об отправке заказного письма утвержден в качестве документа строгой отчетности Приказом Министерства финансов России от 29.12.2000 N 124н "Об утверждении бланков строгой отчетности".
В свою очередь, организации в качестве доказательства своевременного направления в адрес налогового органа декларации по налогу на прибыль была представлена копия конверта с идентификатором 39201540040835, на котором был проставлен оттиск почтового календарного штемпеля от 28.07.2011. Согласно реквизитам, указанным на данном конверте, в нем в адрес налогового органа было направлено ценное письмо с описью вложения с объявленной ценностью, отправитель - специализированная организация.
Также организацией в суд была представлена квитанция N 04083 от 28.07.2011 с идентификатором 39201540040835 и указанием на опись вложения в ценное письмо, направленное в адрес налогового органа, на которой проставлен оттиск почтового календарного штемпеля от 28.07.2011. Из этой описи следует, что в адрес налогового органа, в ценном письме с объявленной ценностью направлена бухгалтерская отчетность за первое полугодие 2011 года и налоговая декларация по налогу на прибыль за первое полугодие 2011 года.
Суд установил, что на конверте почтового отправления с идентификатором 39200041006623 отсутствует отметка о том, что данное отправление отправлено с описью вложения.
Вместе с тем на конверте с идентификатором 39201540040835 имеется отметка о том, что почтовое отправление, вложенное в него, отправлено с описью вложения.
Налогоплательщиком представлена суду опись вложения с проставленным на ней оттиском почтового календарного штемпеля от 28.07.2011, из которой следует, что по данной описи в адрес налогового органа направлены в ценном письме с объявленной ценностью бухгалтерская отчетность за первое полугодие 2011 года и налоговая декларация по налогу на прибыль за первое полугодие 2011 года.
Указание на конверте почтового отправления с идентификатором 39201540040835 в качестве отправителя специализированной организации, исходя из пояснений свидетеля, может объясняться тем обстоятельством, что ею оказывались услуги по составлению бухгалтерской и налоговой отчетностью нескольким организациям, вследствие чего могла быть допущена ошибка в наименовании действительного отправителя на конверте.
Суд установил, что налоговым органом в подтверждение того, что в конверте с идентификатором 39201540040835 получено почтовое отправление именно от специализированной организации, доказательства не представлены. И сделал вывод, что само по себе указание наименования данной организации на конверте в качестве отправителя, с учетом показаний свидетеля, в отсутствие иных доказательств, не свидетельствует о том, что в нем не могла быть отправлена спорная налоговая декларация налогоплательщика.
Суд также учел, что опись вложения в ценное почтовое отправление сама по себе, в силу положений Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", является доказательством даты отправки соответствующего почтового отправления.
Также пункт 4 статьи 80 НК РФ устанавливает важную гарантию прав налогоплательщиков - если налоговая декларация (расчет) представлена по установленной форме (установленному формату), налоговый орган не вправе отказаться от ее приема.
Например, у налогового органа отсутствует такое основание для отказа в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме, как подписание ее лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, сведения о котором в ЕГРЮЛ отсутствуют по причине того, что организация, в которой произошла смена руководителя, не сообщила о таких изменениях в регистрирующий орган.
Также налоговый орган не вправе отказывать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме одним из предусмотренных НК РФ способов отправки. При этом принятие налоговым органом декларации не ставится в зависимость от правильности указания КПП в представляемой налогоплательщиком налоговой декларации. Позиция об этом приведена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 22.02.2011 N 16-15/016774.
Относительно представления налоговой декларации через представителя отметим следующее.
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.
Законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять данную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
По смыслу ГК РФ законными представителями физического лица (малолетнего, несовершеннолетнего, лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, а также лица, ограниченного судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами и тем самым ставящего семью в тяжелое материальное положение) являются его родители, усыновители, опекуны, попечители, которые на основании закона осуществляют представительство этого лица.
К аналогичным выводам пришел Минфин России в письме от 10.07.2008 N 03-04-05-01/230.
Исходя из положений ГК РФ в качестве законного представителя юридического лица выступает его исполнительный орган (коллегиальный или единоличный). Наименование как единоличных, так и коллегиальных исполнительных органов может быть различным (единоличных - генеральный директор, директор, президент, председатель, управляющий; коллегиальных - правление, дирекция, совет директоров). Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его должностное положение.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
Представителем юридического лица может быть единоличный (например, один участник полного товарищества) или коллегиальный орган (например, общее собрание участников хозяйственного общества).
Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на основании статьи 28 НК РФ признаются действиями (бездействием) организации.
Данный вопрос разъяснен в пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
При этом должностное лицо организации, ответственное за представление налоговой декларации в налоговые органы по месту учета, подлежит привлечению к административной ответственности согласно статье 15.5 КоАП РФ в связи с нарушением им установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации. На это указано в письме Минфина России от 17.11.2008 N 03-02-08/23.
Если по каким-либо причинам законный представитель налогоплательщика не подал в принятом порядке и в установленные сроки налоговую декларацию, то:
1) налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии с нормами Кодекса;
2) представитель привлекается к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
В пункте 5 статьи 80 НК РФ определены требования к указанию подписи налогоплательщика (его представителя) в налоговой декларации (расчете), реквизитов документа, подтверждающего наличие полномочий представителя, а также приложению его самого к декларации (расчету), при этом если речь идет о представлении декларации (расчета) в электронной форме, доверенность на ее подписание может быть представлена также в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Минфин России в письме от 05.08.2011 N 03-02-07/1-180 разъяснил, что обязанность налогоплательщиков-организаций заверять печатью организации подпись руководителя (представителя) этой организации на налоговых декларациях установлена соответствующими приказами ФНС России об утверждении форм налоговых деклараций по конкретным налогам.
В налоговой декларации подпись ставит налогоплательщик или его представитель. НК РФ не содержит положений, согласно которым только главный бухгалтер налогоплательщика-организации может ставить подпись в налоговой декларации.
В качестве уполномоченного представителя, имеющего право подписи налоговой декларации (расчета), может выступать как руководитель организации, осуществляющей ведение бухгалтерского и налогового учета организации-налогоплательщика, так и иное лицо, если в соответствии со статьями 185 - 189 ГК РФ доверенность на право подписи налоговой декларации (расчета) выдана на имя руководителя указанной специализированной организации с правом передоверия другому лицу.
При представлении в налоговый орган в этом случае налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика к ней следует прикладывать как документ, подтверждающий полномочия руководителя организации, осуществляющей ведение бухгалтерского и налогового учета организации-налогоплательщика, на подписание налоговой декларации (расчета), так и документ, подтверждающий соответствующие полномочия конкретного физического лица, подписавшего декларацию, которому передоверено право подписи налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика.
Изложенное подтверждается позицией Минфина России в письме от 24.12.2009 N 03-02-07/1-566.
Порядок действий представления электронной отчетности является одинаковым для всех и определен:
- Административным регламентом (Приказ Минфина России от 18.01.2008 N 9н), утвержденным Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@;
- Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота, вступившими в действие с 17.11.2010 (Приказ ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-6/610@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего исполнение Методических рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@" (далее - Методические рекомендации)).
Подпунктом 2.2 пункта 2 Методических рекомендаций установлено следующее. Методические рекомендации определяют последовательность электронного документооборота с ЭЦП при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах, а также требования:
- к временным характеристикам выполнения функций;
- программным продуктам, применяемым участниками взаимодействия при электронном документообороте в части программного модуля, осуществляющего контроль представленных налогоплательщиками документов на соответствие требованиям, установленным законодательством о налогах и сборах;
- взаимодействию при нештатных ситуациях.
Согласно подпункту 2.4 пункта 2 Методических рекомендаций в процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами:
- налоговой декларацией (расчетом);
- информационным сообщением о доверенности;
- квитанцией о приеме;
- уведомлением об отказе;
- извещением о вводе;
- подтверждением даты отправки электронного документа;
- уведомлением об уточнении;
- извещением о получении;
- сообщением об ошибке.
Как следует из действующего порядка приема налоговых деклараций и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), налогоплательщик формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и Порядком ее заполнения, подписывает ее ЭЦП и направляет в налоговый орган через специализированного оператора интернет-связи.
Таким образом, при представлении налоговой декларации и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи заверению ЭЦП подлежат только налоговая декларация (расчет) и информационное сообщение о доверенности (в случае если отчетность отправляется уполномоченным представителем).
Данный вывод содержится в письме Управления ФНС России по г. Москве от 03.05.2011 N 20-14/4/43322@.
Поскольку представление юридически значимой доверенности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с каждой налоговой декларацией или другим документом, представляемым в налоговый орган уполномоченным представителем налогоплательщика, невозможно, ФНС России разработано информационное сообщение о доверенности - формируемый уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа электронный документ, содержащий данные о реквизитах доверенности, выданной налогоплательщиком (представителем) уполномоченному представителю, которое направляется уполномоченным представителем согласно пункту 3.2 Методических рекомендаций, по ТКС вместе с каждой налоговой декларацией.
Согласно пункту 2.8 Методических рекомендаций "доверенность (копия доверенности), подтверждающая право представителя подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до представления налоговой декларации (расчета)" с тем, чтобы при дальнейшем электронном документообороте с данным уполномоченным представителем налогоплательщика налоговый орган мог каждый раз сравнивать информационное сообщение о доверенности с находящейся в налоговом органе доверенностью (копией доверенности), подтверждающей полномочия представителя.
В соответствии с пунктами 4.2 и 5 приложения N 6 к Методическим рекомендациям реквизиты, характеризующие представителя налогоплательщика в налоговой декларации (расчете) и в информационном сообщении о доверенности, проверяются на соответствие программным обеспечением приемного комплекса налогового органа.
Как отметила ФНС России в письме от 13.09.2011 N ПА-4-6/14825, в случае расхождения сведений, представленных в информационном сообщении о доверенности, со сведениями в доверенности на бумажном носителе автоматический процесс приема налоговой отчетности по ТКС прерывается и решение о принятии налоговой отчетности принимает инспектор.
Пункт 6 статьи 80 НК РФ закрепляет, что сроки представления налоговой декларации (расчета) могут быть определены только законодательством о налогах и сборах.
Пункт 7 статьи 80 НК РФ предусматривает, что формы и форматы налоговых деклараций (расчетов), а также указания относительно порядка их заполнения и приложения к ним необходимых документов могут утверждаться только ФНС России по согласованию с Минфином России.
Следует отметить, что исчисление налогов осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
Как следует из обращения, лицо, не обладающее специфическими знаниями в области налогового законодательства, испытывает сложности с заполнением декларации.
Например, декларация по налогу на прибыль организации - достаточно сложный документ для налогоплательщика, если он не имеет соответствующей компетенции в его заполнении.
Кроме того, регулярно вносимые в НК РФ, а также нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований поправки и новые положения, необходимость в которых вызвана динамичностью социально-экономических процессов, обусловливают частое изменение формы декларации.
Очевидно, что декларация, отражая действующие нормы НК РФ, требует определенного уровня квалификации.
Однако налогоплательщиками по налогу на прибыль являются только организации. Руководитель организации, в зависимости от объема учетной работы, может:
1) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
2) ввести в штат должность бухгалтера;
3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
4) вести бухгалтерский учет лично.
Иными словами, ведение бухгалтерского и налогового учета, а также представление необходимой отчетности и ее корректное заполнение должны осуществляться специалистами, обладающими достаточным уровнем квалификации.
ФНС России ведет систематическую работу по упрощению форм налоговых деклараций с целью облегчения их представления налогоплательщиками. Однако необходим сбалансированный подход к упрощению структуры декларации и минимизации предоставляемых сведений, с тем чтобы не затруднить контроль со стороны государства за правильностью исчисления налогов.
Например, в настоящее время в состав декларации по налогу на прибыль организаций входят несколько самостоятельных форм, в которых учтены все предусмотренные законодательством особенности исчисления налога. Налогоплательщики же должны представлять не все листы (приложения), а только те, которые отражают показатели по осуществляемым ими операциям.
Следует отметить, что ФНС России наряду с формой и форматом налоговой декларации утверждается и порядок заполнения налоговой декларации, представляющий собой детальное руководство по ее заполнению.
Таким образом, налогоплательщик в зависимости от уплачиваемого налога может воспользоваться порядком заполнения декларации по конкретному налогу для корректного отражения необходимых сведений.
ФНС России в письме от 05.10.2012 N ЕД-3-3/3607@ указывает, что в случае, если речь идет о налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ), рекомендуется воспользоваться online-сервисом на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, где содержатся программы, предназначенные для автоматизированного заполнения налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц: "Декларация-2009", "Декларация-2010", "Декларация-2011", "Декларация-2012".
Для доступа к программам необходимо проследовать по следующим ссылкам: "Главная" - "Физическим лицам" - "Программные средства для физических лиц".