Комментарии к СТ 65 НК РФ

Статья 65 НК РФ. Утратила силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

1. Как определено п. 1 ст. 65 Кодекса, налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подп. 1 - 3 п. 2 ст. 64 Кодекса (см. комментарий к ст. 64 Кодекса), т.е. в случае:

1) причинения заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки заинтересованному лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства заинтересованного лица в случае единовременной выплаты им налога.

2. В соответствии с п. 2 ст. 65 Кодекса налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам.

3. Согласно п. 3 ст. 65 Кодекса налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом.

В соответствии с п. 3 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени, утв. Приказом ФНС России от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127, в случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени в форме налогового кредита в обязательном порядке представляются следующие документы:

заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении налогового кредита (форма приведена в приложении N 2 к Приказу);

справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в п. 1 ст. 62 Кодекса;

справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о расчетах с бюджетами всех уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в т.ч. в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;

копия устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;

баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;

заверенную в установленном порядке копию договора поручительства, заключенного в порядке, предусмотренном ст. 74 Кодекса;

документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 Кодекса.

Согласно п. 4 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127, в случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты региональных и местных налогов и сборов, а также пени в форме налогового кредита в обязательном порядке представляются следующие документы:

заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении налогового кредита (форма приведена в приложении N 2 к Приказу);

копия устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;

баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;

заверенные в установленном порядке копии договоров залога имущества либо поручительства, заключаемых в порядке, предусмотренном ст. 73 и 74 Кодекса;

справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о расчетах с бюджетами всех уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в т.ч. в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;

документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 Кодекса.

4. Пунктом 4 ст. 65 Кодекса установлено, что подача и рассмотрение заявления заинтересованного лица о предоставлении налогового кредита, принятие по нему решения и вступление его в действие производятся в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 64 Кодекса (см. комментарий к ст. 65 Кодекса).

5. Пункт 5 ст. 65 Кодекса устанавливает начисление процентов на сумму задолженности в случае, если налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подп. 3 п. 2 ст. 64 Кодекса.

Проценты начисляются исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период договора о налоговом кредите.

В случае, если налоговый кредит предоставлен по основаниям, указанным в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 64 Кодекса, то согласно п. 5 комментируемой статьи проценты на сумму задолженности не начисляются.

О ставке рефинансирования Банка России см. комментарий к ст. 64 Кодекса.

6. В соответствии с п. 6 ст. 65 Кодекса решение уполномоченного органа о предоставлении заинтересованному лицу налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом кредите.

Договор о налоговом кредите должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения.

В пункте 6 комментируемой статьи также установлены требования к содержанию договора о налоговом кредите. Так, договор о налоговом кредите должен предусматривать:

сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит);

срок действия договора;

начисляемые на сумму задолженности проценты;

порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов;

документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;

ответственность сторон.

Пункт 6 ст. 65 Кодекса устанавливает обязанность заинтересованного лица, с которым заключен договор налогового кредита, представить копию договора в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.