Статья 61 НК РФ. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа
Комментируемая статья устанавливает понятие и формы изменения срока уплаты налога.
Изменением срока уплаты налога и сбора понимается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
При этом изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.
Разъяснения об этом приведены в письме Минфина России от 31.03.2011 N 03-02-07/2-49.
Приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ утвержден Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами.
НК РФ предусматривает использование обеспечительных мер в виде залога или поручительства в случаях изменения срока уплаты налога или сбора по решению уполномоченных органов.
В письме от 17.12.2010 N 03-02-07/1-597 Минфин России отмечает, что всего существует три формы изменения срока уплаты налога: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.
Следует привести толкование, изложенное в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.09.2012 N А67-5946/2010.
Нормы главы 9 НК РФ не должны распространяться на правоотношения, регулируемые законодательством о банкротстве. Во-первых, решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) в мировом соглашении принимается собранием кредиторов. Во-вторых, срок предоставления отсрочки (рассрочки) по НК РФ определен в пределах от одного до шести месяцев от установленного срока уплаты налога. Сроки проведения процедур банкротства превышают шесть месяцев, на которые НК РФ разрешает предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате налогов.
Мировым соглашением должнику предоставляется отсрочка (рассрочка) по погашению задолженности по обязательным платежам. Однако это не изменение сроков уплаты налога, поскольку последние уже наступили и, как следствие, требования внесены в реестр кредиторов, а приостановление на определенный срок прав налоговых органов на принудительное взыскание задолженности. Это характерно для стадии исполнительного производства.
Институт мирового соглашения при банкротстве специфичен и соединяет в себе публичную и гражданско-правовую природу. Как указал в Постановлении от 22.07.2002 N 14-П КС РФ, граждане, коммерческие организации и публично-правовые образования должны иметь равные возможности при заключении мирового соглашения, поскольку в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Исходя из равных прав и возможностей, законодатель установил требования одинаковых условий для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд посчитал, что условия мирового соглашения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, не противоречат положениям абзацев 3, 4 пункта 1 статьи 156 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и требованиям налогового законодательства. При этом Законом о банкротстве не предусмотрено обязательное условие для утверждения мирового соглашения в виде предоставления должнику отсрочки по уплате налогов уполномоченными органами.
В деле, рассмотренном в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2012 N А28-10976/2010, организации по условиям мирового соглашения предоставлена отсрочка по уплате обязательных платежей сроком менее одного года, что не противоречит норме налогового законодательства.
Суд счел необоснованным довод налогового органа о необходимости обращения должника с заявлением в налоговый орган о предоставлении отсрочки платежей в порядке, предусмотренном НК РФ, ибо указанный порядок действует в случае, когда инициатором рассрочки платежей выступает налогоплательщик. В рассмотренной ситуации отсрочка налоговых платежей является условием мирового соглашения, заключенного в рамках дела о несостоятельности должника на основании решения собрания кредиторов.