Комментарии к СТ 366 НК РФ

Статья 366 НК РФ. Объекты налогообложения

Комментарий к статье 366:

Пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса РФ установлено, что объектами игорного бизнеса являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерской конторы. Данный перечень объектов налогообложения закрыт, то есть в него нельзя ничего добавлять (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 апреля 2005 г. по делу N Ф03-А37/05-2/475).

Например, организация предоставляет абонентам операторов сотовой связи возможность участвовать в азартных электронных играх с помощью мобильных телефонов. Между мобильным терминалом абонента и аппаратно-программным комплексом происходит обмен SMS-сообщениями. По итогам игры абоненту может выплачиваться сумма выигрыша путем перевода на счет в банке или по почте. Для оплаты выигрыша создается призовой фонд, распределяемый между участниками игры посредством аппаратно-программного комплекса, позволяющего получить всю необходимую информацию о поступивших платежах и последующих выплатах. Должна ли организация в такой ситуации платить налог на игорный бизнес? Нет, не должна. И вот почему.

При проведении азартных игр посредством отправки-приема SMS-сообщений, когда участники игры могут делать ставки денежными средствами, внося их через каналы связи, средства массовой информации, массовых коммуникаций, телерадиовещания и т.д., и принимают участие в игре путем отправки SMS-сообщений с определенными командами, а по результатам игры победитель получает приз денежными средствами, перечисляемыми организатором игры - владельцем аппаратно-программного комплекса на счет участника игры в платежной системе, отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, а также отсутствуют иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в статье 366 Налогового кодекса РФ.

В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере проведения азартных игр путем отправки-приема SMS-сообщений главой 29 Налогового кодекса РФ не регулируется. Следовательно, налогообложение указанной деятельности производится в общеустановленном порядке. Аналогичный вывод сделал и Минфин России в письме от 19 сентября 2005 г. N 03-06-05-07/28.

Теперь, что касается обязанности постановки на учет в налоговом органе каждого объекта налогообложения налогом на игорный бизнес по месту установки этого объекта, она предусмотрена пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса РФ. Данная обязанность должна быть исполнена не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

Регистрация объектов налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика. Согласно статье 366 Налогового кодекса РФ формы заявления и свидетельства о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес утверждаются Минфином России. Бланки этих документов установлены Приказами Минфина России от 24 января 2005 г. N 8н "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес" и от 24 января 2005 г. N 7н "Об утверждении формы свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и приложения к свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес". Оба Приказа вступили в силу с 14 марта 2005 года.

В случае увеличения количества объектов налогообложения налогоплательщик подает в налоговые органы заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. При этом рекомендуется пользоваться формой, утвержденной Приказом Минфина России от 8 января 2004 г. N ВГ-3-22/5@ "Об утверждении рекомендуемой формы заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес".

В случае увеличения количества объектов налогообложения налогоплательщик подает в налоговые органы заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. Налоговые органы согласно пункту 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения указанного заявления от налогоплательщика выдать ему новое свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. При этом ранее выданное свидетельство налоговым органом у налогоплательщика изымается.

Для снятия с регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес налогоплательщики должны подать в соответствующий налоговый орган заявление о регистрации изменения количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по рекомендуемой форме, утвержденной Приказом МНС России от 8 января 2004 г. N ВГ-3-22/5@.

В течение пяти рабочих дней с даты получения указанного заявления налоговые органы обязаны выписать приложение к ранее выданному свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.

Место установки объекта игорного бизнеса с местом учета налогоплательщика может не совпадать. Поэтому с 1 января 2005 года плательщики налога на игорный бизнес должны регистрироваться в налоговых инспекциях по месту установки объекта налогообложения (п. 2 ст. 366 Налогового кодекса РФ).

Фирма или предприниматель обязаны встать на учет в инспекции по местонахождению объекта игорного бизнеса только при одном условии, а именно: если они не состоят на учете в налоговых инспекциях на территории того субъекта РФ, где устанавливается объект налогообложения.

Порядок такой постановки определен Приказом Минфина России от 8 апреля 2005 г. N 55н. Данный документ определил перечень документов, которые фирмы или предприниматели должны представлять в налоговую инспекцию для постановки на учет в качестве плательщиков налога на игорный бизнес.

Все документы предприниматель должен подать одновременно с заявлением о регистрации объекта налогообложения. Но только в том случае, если налогоплательщик не состоит на налоговом учете на территории субъекта РФ, где им устанавливаются объекты игорного бизнеса.

Если организация или предприниматель уже состоят на учете в этом регионе, то нужно подать только заявление о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес.

До появления Приказа Минфина, устанавливающего порядок постановки на учет объектов игорного бизнеса, ФНС России письмом от 27 декабря 2004 г. N 09-0-10/5096 сообщила, что постановка на учет должна производиться по заявлению о регистрации объекта игорного бизнеса и документов, подтверждающих создание и постановку на учет налогоплательщика по месту нахождения (месту жительства). Процедура постановки на учет и выдача соответствующего уведомления должна быть завершена в течение пяти дней с даты представления в налоговую инспекцию необходимых документов.

Содержание Приказа Минфина России N 55н, по сути, сводится к перечислению документов, подтверждающих создание и постановку на учет налогоплательщика (свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет, а для индивидуального предпринимателя также данные паспорта). В Приказе подчеркнуто, что заверенные копии таких документов представляются одновременно с заявлением о регистрации объекта налогообложения. Ведь сроки исполнения обязанности по постановке на учет и по регистрации объекта налогообложения совпадают - не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки объекта налогообложения. Каких-либо иных документов для постановки на учет не требуется.

Уведомление о постановке на учет направляется или выдается фирме (предпринимателю) одновременно со свидетельством о регистрации объекта налогообложения (п. 6 ст. 366 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что если количество объектов игорного бизнеса изменяется, то это не создает какой-либо новой обязанности по постановке на учет.

Вместе с тем при выбытии всех объектов игорного бизнеса налогоплательщик подлежит снятию с учета по этому основанию.

Если фирма (предприниматель) встала на учет в инспекцию по одному из предусмотренных Налоговым кодексом оснований, то ответственности за неподачу заявления о повторной постановке по другим основаниям в эту же инспекцию она не несет. Таково решение высших арбитражных судей (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5).

В противном случае согласно Приказу N 55н фирма или предприниматель нарушат обязанность по постановке на учет, если не подадут заявление о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес. То есть, если они не подали заявление о регистрации таких объектов (пропущен срок подачи заявления), налоговые инспекторы вправе привлечь их к ответственности.

Статья 116 Налогового кодекса РФ применяется за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет (ст. 83 Налогового кодекса РФ). Учитывая, что статья 83 Налогового кодекса РФ не содержит норм, регулирующих сроки подачи заявления о постановке на учет по месту установки объекта игорного бизнеса, привлечение налогоплательщика к ответственности на основании статьи 116 Налогового кодекса РФ невозможно. Следовательно, может быть применена ответственность по статье 117 Налогового кодекса РФ. То есть за уклонение от постановки на учет в налоговой инспекции.

Отметим, что глава 29 Налогового кодекса РФ установила штраф за несвоевременную регистрацию объектов налогообложения, изменение их количества или отсутствие такой регистрации. Он равен трехкратному размеру ставки налога, установленной для данного объекта. Если требования Налогового кодекса РФ будут нарушены повторно, сумма штрафа увеличится вдвое.

В то же время следует отметить, что введение законодателем отдельных оснований для наступления ответственности за нарушение обязанностей налогоплательщика налога на игорный бизнес прямо противоречит общему принципу ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Согласно пункту 1 статьи 107 Налогового кодекса РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение". Этой же главой в силу пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса РФ устанавливаются и размеры налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов). При этом никаких исключений в отношении налога на игорный бизнес часть первая Налогового кодекса РФ не содержит.

Приведенные нормы закона о возможности возложения на налогоплательщика каких-либо санкций в определенном размере только в силу главы 16 Налогового кодекса РФ ориентируют на исключительность положений указанной главы как в части определения случаев и оснований для наступления ответственности за нарушение положений налогового законодательства, так и в части установления размеров налоговых санкций.

Устанавливая в главе 29 Налогового кодекса РФ особую разновидность ответственности за уклонение от регистрации объектов налогообложения или изменения общего количества ранее зарегистрированных объектов налогообложения, законодатель одновременно не уточнил, каким образом следует соотносить положения пункта 7 статьи 366 Налогового кодекса РФ с положениями главы 16 Налогового кодекса РФ.

Такое положение дел приводит к возникновению правовой неопределенности относительно вопроса о допустимости применения рассматриваемых санкций. Сравнение положений пункта 1 статьи 107 Налогового кодекса РФ и пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса РФ с пунктом 7 статьи 366 Налогового кодекса РФ приводит к появлению неустранимого сомнения в содержании законодательного подхода о принципах и случаях наложения санкций за определенные правонарушения, что в силу пункта 3 статьи 49 Конституции РФ, пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ следует толковать в пользу налогоплательщика.

В то же время практика применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства свидетельствует о допущении в ряде случаев отступлений от норм, установленных главой 16 Налогового кодекса РФ.

Так, несмотря на наличие пункта 1 статьи 107 Налогового кодекса РФ, в части первой Налогового кодекса РФ с момента введения ее в действие содержится глава 18 Налогового кодекса РФ, посвященная вопросам ответственности банков за нарушение налогового законодательства. Данная глава Налогового кодекса РФ не рассматривается с точки зрения пункта 1 статьи 107 Налогового кодекса РФ как дающая основания для привлечения к ответственности за нарушение положений налогового законодательства, однако, тем не менее, активно применяется в правоприменительной практике (п. 21 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").