Статья 346.27 НК РФ. Основные понятия, используемые в настоящей главе
Комментарий к статье 346.27:
Изменения, внесенные Федеральным законом N 101-ФЗ в главу 26.3 Налогового кодекса РФ с 1 января 2006 года, коснулись и статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
Во-первых, вместо трех коэффициентов, используемых для вычисления суммы ЕНВД, подлежащего уплате, осталось два:
К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (см. распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 1834-р). Фактически старый коэффициент К3 стал коэффициентом К1;
К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности. В новом определении данного коэффициента значительно расширен перечень этих особенностей. Тем не менее перечень все равно остался открытым.
Во-вторых, изменено содержание понятия "розничная торговля". Прежняя редакция, согласно которой к розничной торговле относилась торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт, допускала неоднозначное толкование. Например, из-за того, что не был определен вид договора, по которому осуществляется купля-продажа, к розничной торговле можно было отнести продажу товаров за наличный расчет не только физическим, но и юридическим лицам. Аналогичное мнение высказал Минфин России в письме от 15 сентября 2005 г. N 03-11-02/37, адресованном ФНС России.
С 1 января 2006 года ситуация изменится. Новая редакция статьи 346.27 Налогового кодекса РФ такова: розничная торговля - это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Это означает, что со следующего года при определении розничной торговли для целей ЕНВД не будет иметь значения ни форма оплаты (она может быть как наличная, так и безналичная), ни лицо (физическое или юридическое), которому продан товар. Главный критерий - это осуществление продавцом предпринимательской деятельности по продаже товаров на основании договоров розничной купли-продажи.
Такой вывод подтверждает и пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18. В нем сказано, что, если товары для обеспечения деятельности организации или предпринимателя (оргтехника, офисная мебель, транспортные средства, материалы для ремонтных работ и т.д.) приобретаются у продавца, который осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами Гражданского кодекса о розничной купле-продаже.
Обратите внимание: в связи с тем, что в период действия главы 26.3 Налогового кодекса РФ Минфин России и МНС (ФНС) России высказывали различные позиции в отношении розничной торговли, финансовое ведомство в названном выше письме разрешило налогоплательщикам не пересчитывать налоговые обязательства за 2003 - 2005 годы.
Кроме того, законодатели прямо сказали, что торговля товарами собственного производства к розничной торговле для целей ЕНВД не относится.
В-третьих, по-иному определяется количество работников, которое используется в качестве физического показателя для исчисления суммы ЕНВД по бытовым, ветеринарным и некоторым другим услугам.
С 2006 года количество работников будет определяться с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (раньше считали только работников по трудовым договорам).
Кроме того, если раньше среднесписочная численность работников определялась в целом за налоговый период, то теперь она определяется исходя из среднесписочного (среднего) их количества за каждый календарный месяц налогового периода.
В-четвертых, Федеральным законом N 101-ФЗ введено и значительное количество новых определений:
- ветеринарные услуги;
- услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
- развозная и разносная торговля;
- услуги общественного питания;
- объект организации общественного питания, имеющий зал и не имеющий зала обслуживания посетителей;
- площадь экспонирующей поверхности;
- транспортные средства;
- распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и при цепах-роспусках, речных судах.