Комментарии к СТ 333.20 НК РФ

Статья 333.20 НК РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям

Комментарий к статье 333.20:

Любой истец, прежде чем подавать исковое заявление, обязан перечислить государственную пошлину. В противном случае его заявление не примут. Размеры государственной пошлины зависят от характера иска (имущественный или неимущественный) и его цены. Сумму иска истец определяет самостоятельно. В соответствии с ее размером и будет исчисляться подлежащая уплате государственная пошлина.

Обратите внимание, что если истец затрудняется определить цену иска в момент его предъявления, то размер государственной пошлины может быть предварительно установлен судьей с последующей доплатой недостающей суммы на основании цены иска, которая определится при разрешении дела. В этом случае Налоговый кодекс дает 10 дней на оплату государственной пошлины со дня вступления в законную силу решения суда.

Помните, что за исковое заявление, в котором одновременно содержатся требования имущественного и неимущественного характера, придется платить совокупную госпошлину. А в случае увеличения суммы исковых требований госпошлину придется доплатить, в случае уменьшения - можно вернуть излишне перечисленную сумму (п. 10 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ).

Исковые заявления о разделе имущества, находящегося в общей собственности, или о выделе из него доли, а также о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

- если спор о признании права истца на это имущество судом ранее не рассматривался, то госпошлина исчисляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса. То есть при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, госпошлина будет зависеть от цены иска;

- если ранее суд уже выносил решение о признании права истца на указанное имущество, то в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина составит 100 рублей для физических лиц, и 2000 рублей - для организаций.

Возможна ситуация, когда одна из сторон выбывает из дела (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах), и суд вынес определение о замене этой стороны ее правопреемником. В таком случае правопреемник уплачивает государственную пошлину, только если этого еще не сделала замененная сторона.

Пункт 14 комментируемой статьи гласит, что при подаче надзорной жалобы государственная пошлина уплачивается только при подаче такой жалобы по делам, которые не были обжалованы плательщиком в кассационном порядке. Таким образом, необходимость уплаты государственной пошлины при подаче надзорной жалобы поставлена законодателем в зависимость от факта уплаты государственной пошлины при обращении в кассационную инстанцию. Но если стороны в соответствии с действующим законодательством освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче кассационных жалоб, то они соответственно не должны уплачивать данный сбор и при подаче надзорных, вне зависимости от того, подавались ли по делу кассационные жалобы или нет.

Суд по ходатайству истца, заявителя может предоставить ему отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на шесть месяцев. Если после истечения срока, на который представлена отсрочка или рассрочка, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной государственной пошлины, выдает исполнительный лист и направляет его для исполнения в налоговый орган. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она была предоставлена.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 6 ходатайство может быть изложено непосредственно в исковом заявлении. В то же время ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, поданное до обращения с исковым заявлением, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

Кроме того, в Постановлении приведены основные требования к ходатайству об отсрочке уплаты государственной пошлины, в частности, указано, что в нем должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:

- подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны);

- подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.

Как свидетельствует практика, отсутствие указанных документов может стать основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении ходатайства.