Комментарии к СТ 32 НК РФ

Статья 32 НК РФ. Обязанности налоговых органов

Комментируемая статья посвящена исполнению обязанностей налоговыми органами.

В то время как статья 31 НК РФ посвящена правам налоговых органов, статья 32 НК РФ регламентирует их обязанности. По аналогии с правами в данной статье указаны только основные обязанности налоговых органов, а также предусмотрена возможность наделения налоговых органов иными обязанностями в других нормах НК РФ.

При этом те обязанности, которые не следуют из норм законодательства, у налоговых органов отсутствуют.

Например, НК РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах.

Аналогичная позиция указана в письме ФНС России от 17.10.2012 N АС-4-2/17710.

В НК РФ реализуется подход, согласно которому обязанность налогового органа корреспондирует с правом налогоплательщика.

В частности, налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и разъяснять порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов).

С указанной обязанностью налоговых органов корреспондируют соответствующие права налогоплательщиков, которые вправе получать письменную информацию от налоговых органов.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 11.08.2011 N 03-02-08/89.

В решении Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2005, 05.05.2005 N А40-37576/03-80-434 суд отклонил довод налогового органа о том, что налоговое законодательство не предусматривает обязанности налоговых органов истребовать необходимую информацию, в том числе недостающие документы, поскольку представление документов является обязанностью налогоплательщика, не освобождает налоговые органы от обязанности осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (статья 32 НК РФ).

В Постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 N А33-15215/2007-03АП-853/2008 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 N 08АП-7719/2009 указано, что для реализации права на возврат налога налогоплательщику необходимо подать в налоговый орган письменное заявление. Обязанность налогового органа возвратить сумму налога возникает на основании поданного в установленный срок заявления. Следовательно, если налогоплательщик не подавал заявление, у налогового органа не имелось обязанности по возврату налога.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2010 N А33-3424/2010 суд отклонил довод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для списания задолженности по налоговым платежам. Как отметил суд, не отрицая отсутствие такой возможности у налогового орган, необходимо также учитывать обязанность налогового органа отражать достоверную информацию, отражающую реальное состояние расчетов налогоплательщика по налоговым платежам.

В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 N А38-3375/2009 суд указал, что для того, чтобы считать, что у налогоплательщика имеется недоимка, налоговому органу необходимо доказать, что к определенному сроку налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 N А57-16460/2009 отмечено, что статья 32 НК РФ не устанавливает обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о необходимости перехода с ЕСХН на общий режим налогообложения. Аналогичным образом в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 N А46-23597/2008 разъяснено, что ни глава 26.3 НК РФ, ни региональный закон о едином налоге на вмененный доход не предусматривают обязанность налогового органа по уведомлению налогоплательщика о необходимости применения им ЕНВД.

ФНС России в письме от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 разъяснила, что согласно действующему налоговому законодательству обязательным условием для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также факт неуплаты налогоплательщиком указанной в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 32 НК РФ основанием для направления налоговыми органами материалов в следственные органы является факт неуплаты в полном объеме налогоплательщиком сумм недоимки, указанной в требовании, то в случае частичной уплаты сумм налогов налоговые органы обязаны направлять материалы в следственные органы.