Комментарии к СТ 30 НК РФ

Статья 30 НК РФ. Налоговые органы в Российской Федерации

Комментируемая статья определяет правовое положение и функции налоговых органов в области налогов и сборов.

Указом Президента РФ от 21.11.1991 N 229 была образована Государственная налоговая служба РСФСР. Указом Президента РФ от 31.12.1991 N 340 были утверждены Положение о Государственной налоговой службе РФ, Положение о классных чинах, установлены Гарантии правовой и социальной защиты ее работников, права, обязанности и ответственность Государственной налоговой службы РФ.

В декабре 1998 года ГНС РФ Указом Президента РФ от 23.12.1998 N 1635 преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России).

А в марте 2004 года МНС России получает современное название и становится Федеральной налоговой службой (Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти").

На сегодняшний день основным документом, регламентирующим права и обязанности налоговых органов, является НК РФ.

Также действует специальный Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

На это указано в письме ФНС России от 03.08.2012 N СА-3-7/2759.

В Постановлении от 21.06.2010 N КА-А41/6208-10 ФАС Московского округа пришел к выводу о том, что, поскольку налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, невыполнение одним органом возложенных на него обязанностей не может являться основанием для освобождения от выполнения соответствующей обязанности другим налоговым органом.

Например, налоговый орган по месту нахождения головного предприятия обязан сообщить о переплате суммы налога, перекрывающей недоимку по налогу филиала, налоговому органу по месту нахождения филиала.

При этом в НК РФ понятия "управление ФНС России по субъекту Российской Федерации" и "инспекция ФНС России" не используются.

Деятельность ФНС основана на Положении о Федеральной налоговой службе (ФНС), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.

Понятия "инспекция ФНС России" и "управление ФНС России по субъекту Российской Федерации" используются в Положении об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня и Положении об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 09.08.2005 N 101н.

ФНС России как орган исполнительной власти РФ, находящийся в ведении Минфина России, выполняет следующие функции:

- контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

- контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

- контроль за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Кроме того, ФНС России - это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

В случаях ликвидации юридических лиц ФНС России выступает уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

ФНС России состоит из Центрального аппарата, Межрегиональных инспекций по федеральным округам (Центральный, Приволжский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный и Уральский), Межрегиональной инспекции по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД), Межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам (МИ ФНС России по КН, к которым относятся МИ ФНС России по КН N 1 (администрирует нефтедобывающие организации), МИ ФНС России по КН N 2 (администрирует газодобывающие организации), МИ ФНС России по КН N 3 (администрирует плательщиков акцизов), МИ ФНС России по КН N 4 (администрирует энергетические организации), МИ ФНС России по КН N 5 (администрирует металлургические организации), МИ ФНС России по КН N 6 (администрирует транспортные организации), МИ ФНС России по КН N 7 (администрирует телекоммуникационные организации), МИ ФНС России по КН N 8 (администрирует машиностроительные организации и предприятия ВПК), МИ ФНС России по КН N 9 (администрирует банки)), 82 Управлений по субъектам РФ (УФНС России), территориальных (ИФНС России) и межрайонных инспекций (МИФНС России), других структурных подразделений.