Комментарии к СТ 134 НК РФ

Статья 134 НК РФ. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

Комментируемая статья устанавливает ответственность банков за нарушение порядка исполнения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика налогов или налогового агента.

Как отметила ФНС России в письме от 01.10.2012 N АС-4-2/16347@, независимо от того, направлено решение налогового органа о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в электронной форме или на бумажном носителе, оно подлежит безусловному исполнению банком. В случае неисполнения указанного решения правомерным будет привлечение банка к ответственности, предусмотренной статьей 134 НК РФ.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика налоговым органом не распространяется на операции по перечислению налогов (авансовых платежей), сборов, пеней, штрафов и иных платежей в бюджет.

На это указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2006 N А42-4189/2005.

Также приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

В пункте 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 судам разъясняется, что при применении статьи 134 НК РФ обязанности банка, за неисполнение которых данная статья устанавливает ответственность, определены в статье 76 НК РФ. В ней указано, что приостановление операций по счетам используется, чтобы обеспечить исполнение решения о взыскании налога или сбора, а также в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока. Из буквальной трактовки смысла статьи 134 НК РФ следует, что законодатель предусмотрел в данной норме ответственность только за исполнение банком распоряжения клиента о перечислении денежных средств другому лицу и иного платежного поручения при наличии в банке решений налогового органа о приостановлении операций по счету данного клиента.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.12.2012 N А55-3729/2011 рассмотрел ситуацию, в которой операции по списанию денежных сумм проведены после получения решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика.

Суд указал, что представленное в обоснование заявленных требований банком доказательство - решение налогового органа требованиям закона не соответствует, поскольку не подписано уполномоченным на то должностным лицом.

Однако, как указано судом, подписание решения налогового органа ненадлежащим лицом не может свидетельствовать о виновности банка в совершении налогового правонарушения, поскольку доступ к печати налогового органа имеют лишь специально уполномоченные должностные лица налогового органа.

Кроме того, налоговым органом не доказано осведомление банка о вышеуказанном факте.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом наличия вины банка в совершении вменяемого налогового правонарушения, предусмотренного статьей 134 НК РФ.

Ссылка налогового органа на то, что на основании Приказа ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@ банк не имел права принимать от налогоплательщика решение налогового органа, отклонена судом, поскольку в данном случае решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика было получено представителем банка на основании выданной банком доверенности. Кроме того, отношение данного представителя к налогоплательщику налоговым органом документально не подтверждено.

Поскольку налоговым органом не представлены доказательства осуществления заявителем операций по расчетному счету организации до получения решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях банка состава правонарушения, предусмотренного статьей 134 НК РФ.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 21.12.2012 N Ф09-12143/12 установил, что в представленном решении налогового органа об отмене приостановления операций по счету третьего лица содержатся все необходимые реквизиты.

Поскольку в обязанности банка входит исполнение решений налогового органа, а не проверка их подлинности, вывод об отсутствии вины в совершении налогового правонарушения является верным.

Состав правонарушения, предусмотренный статьей 134 НК РФ, в данном случае отсутствует.

Статья 134 НК РФ предусматривает ответственность банка только за исполнение поручения налогоплательщика на перечисление средств другому лицу. Ответственность банка за исполнение поручения налогоплательщика по перечислению средств на счета того же налогоплательщика, открытые в других банках, либо за выдачу налогоплательщику наличных денежных средств статьей 134 НК РФ не предусмотрена.

Аналогичная позиция изложена в судебной практике (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 19.06.2007 N А65-22111/2006-СА1-42, ФАС Волго-Вятского округа от 29.12.2006 N А38-1400-17/157-2006(А38-1407-17/158-2006), ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2007 N А33-11040/06-Ф02-2838/07).

Банк не вправе списывать со счета клиента, расходные операции по которому приостановлены по решению налогового органа, комиссионные вознаграждения, причитающиеся банку в соответствии с договором банковского счета, безотносительно применяемой расчетной формы (на основании платежного поручения или платежного требования).

При наличии в банке решения налогового органа о приостановлении операций по счетам банк не вправе исполнять платежные поручения по перечислению и выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, а также по уплате таможенных пошлин и таможенных сборов в пределах суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.

На это указал Минфин России в письме от 29.10.2008 N 03-02-07/1-437.

В письме от 06.11.2012 N 03-02-07/1-279 Минфин России добавил, что очередность платежей по перечислению или выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, предшествует платежам в бюджетную систему Российской Федерации, если расчетные документы по оплате труда с этими лицами поступили в банк раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему Российской Федерации, или если расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджетную систему Российской Федерации, в банк не поступали.

Таким образом, банк исполняет решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика с учетом очередности поступления расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему Российской Федерации, и расчетных документов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. Если расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, поступили в банк раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему Российской Федерации, то при поступлении денежных средств на счет налогоплательщика исполняются в первую очередь расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

В письме от 09.11.2012 N 03-02-07/1-285 финансовое ведомство указало, что при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации в связи с непредставлением налоговой декларации и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) со счета этой организации банк вправе исполнить поручение указанной организации по выдаче денежных средств по чеку на оплату труда лицам, работающим по трудовому договору.