Статья 103 НК РФ. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
Комментируемая статья содержит положения, регламентирующие ответственность налоговых органов за причинение вреда налогоплательщикам.
Как разъяснено в Определении КС РФ от 25.01.2012 N 172-О-О, положения НК РФ не допускают причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Установленный законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Данное обстоятельство не исключает самой возможности проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика по налоговым периодам, которые уже являлись объектом налогового контроля посредством камеральной налоговой проверки.
При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.
Размер ущерба определяется по правилам ГК РФ.
Для применения ответственности в отношении налоговых органов необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда и доказанность его размера, противоправность поведения, вину причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
При этом налогоплательщик должен доказать факт причинения убытков и их размер, налоговый орган обязан доказать отсутствие в его действиях вины. Вопрос о наличии причинной связи решается судом.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 N А58-3271/2010.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 21.08.2012 N Ф09-6499/12 указал, что поскольку действия должностных лиц налогового органа, связанные с проведением проверки и составлением по ее итогам акта, не являются неправомерными, расходы, произведенные организацией в целях подготовки письменных возражений на акт налоговой проверки, не могут рассматриваться в качестве убытков, подлежащих возмещению в соответствии со статьей 103 НК РФ.
ФАС Центрального округа в Постановлении от 27.03.2012 N А68-8051/2011 отметил, что действия должностных лиц налогового органа, связанные с проведением проверки и составлением по ее итогам акта, не были признаны судом неправомерными, в связи с чем расходы, произведенные предпринимателем в целях подготовки письменных возражений на акт налоговой проверки, не могут рассматриваться в качестве убытков, подлежащих возмещению в соответствии со статьей 103 НК РФ.