Комментарии к СТ 10 НК РФ

Статья 10 НК РФ. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

Комментируемая статья регламентирует производство по делам о налоговых правонарушениях.

Налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только в порядке, установленном главами 14 и 15 НК РФ, за совершение административного правонарушения - только в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а за совершение преступления в налоговой сфере - исключительно в порядке уголовного судопроизводства.

НК РФ не предусматривается упрощенная процедура привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Учитывая данное обстоятельство, в случае нарушения порядка производства по делу о налоговом правонарушении существенным образом затрагиваются права налогоплательщика, и действия и решения налогового органа могут быть признаны неправомерными (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2007 N А56-39129/2006 и ФАС Уральского округа от 06.06.2006 N Ф09-4760/06-С1).

Кроме того, рассматривая вопросы, касающиеся соблюдения порядка привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях, суды всегда учитывают право налогоплательщика на представление своих интересов в налоговых правоотношениях и дачу пояснений должностным лицам налоговых органов, а также на получение копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2012 N А52-1840/2011, Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 N 09АП-14535/2007-АК).

В Апелляционном определении Суда Еврейской автономной области от 27.07.2012 N 33-362/2012 суд заключил, что обоснован нормами статьи 101 НК РФ и вывод о том, что процедура рассмотрения материалов налоговой проверки в отношении гражданина была существенным образом нарушена.

В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения гражданина о дате и времени рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки. Имеющееся письмо свидетельствует о направлении уведомления о рассмотрении материала проверки, однако обжалуемое решение было принято на следующий после рассмотрения материала проверки день.

Поскольку статья 101 НК РФ не раскрывает понятия надлежащего уведомления гражданина о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, суд признал уместным применение аналогии административного права, со ссылкой на правила части 2 статьи 10 НК РФ.