Статья 5 НК РФ. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

СТ 5 НК РФ.

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

4.1. Положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов и ухудшающие положение указанных налогоплательщиков в части правоотношений, связанных с выполнением специального инвестиционного контракта, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта;

2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта.

5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.

Комментарий к Ст. 5 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает правила действия налоговой нормы во времени.

Принцип "законно установленного налога" относится не только к форме и содержанию акта законодательства о налогах и сборах, но и к порядку его введения в действие. Этот конституционный принцип налогового права, как отмечал Конституционный Суд РФ, требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации (Определение КС РФ от 08.04.2003).

В этих целях Налоговый кодекс РФ, устанавливая правила введения в действие актов законодательства о налогах и сборах, должен гарантировать налогоплательщику период времени, достаточный для адаптации к новым налоговым правилам.

Налоговый кодекс РФ устанавливает две основные модели введения в действие акта законодательства о налогах и сборах.

Первая модель распространяется на:

а) федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и сборов;

б) акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие региональные и местные налоги соответственно.

Перечисленные акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Вторая модель введения в действия актов законодательства о налогах и сборах касается всех иных актов, вносящих изменения и дополнения в действующее законодательство о налогах и сборах, и предусматривает, что такие акты вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. (Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.)

Иными словами, такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта (Постановление ВАС РФ от 28.02.2001).

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Правила введения в действие актов законодательства о налогах и сборах распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Момент вступления в силу нормативного акта сопряжен с фактом официального опубликования нормативного правового акта.

Официальное опубликование источника права - конституционное требование, невыполнение которого делает налоговую норму неприменимой.

Федеральные законы публикуются в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации. Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации. Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Источником официального опубликования признается также Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Органы государственной власти субъекта РФ учреждают печатное средство массовой информации и сетевое издание для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ.

Источник и порядок официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления устанавливаются в уставе муниципального образования.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определяется не только порядком вступления в силу источников налогового права, но и нормами, устанавливающими запрет обратной силы актов законодательства о налогах и сборах и фиксирующими случаи, когда такие акты должны или могут иметь обратную силу.

Положение Конституции РФ об обратной силе налоговой нормы получило развитие в Налоговом кодексе РФ, и в итоге оказалось возможным сформулировать три подхода законодательства о налогах и сборах по этому вопросу:

1) не могут иметь обратной силы (то есть распространяться на отношения, возникшие до принятия акта) акты, устанавливающие налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговое правонарушение, устанавливающие новые обязанности или иным способом ухудшающие положение участников налоговых правоотношений;

2) имеют обратную силу акты, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговое правонарушение либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты налогоплательщиков (плательщиков сборов), их представителей и налоговых агентов;

3) могут иметь обратную силу (если это прямо предусмотрено в акте) акты, отменяющие налоги (сборы), снижающие размеры ставок налогов (сборов), отменяющие обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), их представителей и налоговых агентов или иным способом улучшающие их положение.

Конституционный Суд РФ в своих решениях одним из обстоятельств, улучшающих положение налогоплательщика, назвал предоставление ему налоговой льготы, соответственно, отмена налоговой льготы должна рассматриваться как ухудшение положения налогоплательщика.

Отметим, что положения п. 1 комментируемой статьи проверялись на предмет их соответствия нормам Конституции РФ. Их конституционность была подтверждена в Постановлении КС РФ от 02.07.2013 N 17-П.

Другой комментарий к Статье 5 НК РФ