Статья 409. Порядок и сроки уплаты налога

СТ 409 НК РФ

1. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

3. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

4. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Комментарий к Ст. 409 Налогового кодекса

1. Порядок и сроки уплаты налога, как и порядок исчисления налога, налоговые ставки, налоговая база, объект налогообложения, относятся к обязательным элементам, без которых налог не считается установленным (статья 17 НК РФ).

По местным налогам допускается возможность определения порядка и сроков уплаты налога местными органами власти, если этот элемент налогообложения прямо не установлен Налоговым кодексом РФ (пункт 4 статьи 12 НК РФ). Применительно к налогу на имущество физических лиц порядок и сроки уплаты налога определены в комментируемой статье, что исключает возможность местным органам власти изменять их в нарушение общих правил и главы 32 НК РФ.

2. Общие правила о сроке уплаты налога предусмотрены в статье 57 НК РФ. Сроки уплаты налогов могут определяться календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57 НК РФ).

В отношении налога на имущество срок определяется календарной датой, и по новым правилам налог подлежит уплате не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог на имущество за 2015 год, исчисленный в соответствии с новой главой НК РФ, необходимо будет уплатить не позднее 1 октября 2016 года.

В старом Законе от 09.12.1991 N 2003-1 срок уплаты налога был иной - не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В пункте 1 статьи 3 Вводного закона указано, что все права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, предусмотренном Законом от 09.12.1991 N 2003-1. Соответственно, налог за 2014 год необходимо будет уплатить в срок до 1 ноября 2015 года.

Если расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ). Данное общее правило применимо и к налогу на имущество физических лиц, так как согласно пункту 2 комментируемой статьи налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (пункт 3 статьи 52 НК РФ).

Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС РФ от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@ (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2015 года за N 35860) (далее - Приказ), вступившим в силу с 1 марта 2015 года.

Форма уведомления включает в себя разделы расчета трех налогов, уплачиваемых физическими лицами: транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц. Разделы налогового уведомления формируются в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному налогу или нескольким налогам, подлежащим уплате на основании налогового уведомления, в том числе за предыдущие налоговые периоды при перерасчете сумм налогов. При отсутствии у физического лица объекта налогообложения по налогу, подлежащему уплате на основании налогового уведомления, раздел налогового уведомления по соответствующему налогу не формируется (пункт 4 Приказа).

Раздел расчета налога на имущество физических лиц включает данные по объекту налогообложения (адрес места нахождения, кадастровый (условный) номер, ОКТМО, код ИФНС); данные о налоговом периоде, за который рассчитывается налог, налоговой базе (инвентаризационной (И) или кадастровой (К)), о доле в праве собственности на объект, применяемой налоговой ставке, количестве месяцев владения и применяемом коэффициенте в данном налоговом периоде, размере налоговых льгот (в рублях) и сумме исчисленного налога.

Инвентаризационная стоимость должна быть указана с учетом коэффициента-дефлятора, утвержденного на соответствующий налоговый период, а кадастровая стоимость указывается с учетом размера налогового вычета.

Налоговое уведомление не формируется и не направляется налогоплательщику при наличии у него налоговой льготы в размере суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период (пункт 6 Приказа).

Согласно пункту 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу тремя способами: лично под расписку, заказным письмом по почте, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

К налоговому уведомлению, вручаемому налогоплательщику лично, формируется отрывной корешок, содержащий информацию о подлежащей уплате сумме налога, в котором налогоплательщик расписывается при получении налогового уведомления (пункт 3 Приказа).

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждены Приказом ФНС РФ от 23.05.2011 N ММВ-7-11/324@ (далее - Порядок).

Передачей налогового уведомления и соответствующих платежных документов в электронном виде считается размещение их в интернет-сервисе "Личный кабинет налогоплательщика" (пункт 6 Порядка), к которому у налогоплательщика должен быть доступ. Получить доступ к сервису "Личный кабинет налогоплательщика" можно одним из двух способов:

1) с помощью логина и пароля, указанных в регистрационной карте. Получить регистрационную карту можно в любой инспекции ФНС России, независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию ФНС России по месту жительства при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН)/уведомления о постановке на учет. Получение доступа к сервису для лиц, не достигших 14 лет, осуществляется законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами) при условии предъявления свидетельства о рождении (иного документа, подтверждающего полномочия) и документа, удостоверяющего личность представителя;

2) с помощью квалифицированной электронной подписи/универсальной электронной карты, выдаваемой удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи РФ (http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/). Налоговый орган рекомендует использовать квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий положениям Приказа ФНС России от 08.04.2013 N ММВ-7-4/142.

При наличии доступа к "Личному кабинету налогоплательщика" и размещении налоговым органом налогового уведомления и платежных документов в электронном виде (в формате PDF), если гражданин обращался в "Личный кабинет налогоплательщика", налоговому органу придет подтверждение о получении налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде (пункт 7 Порядка). Датой получения налогоплательщиком уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогового уведомления с использованием интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика" (пункт 8 Порядка).

В случае если до 1 сентября календарного года, в котором выставлено налоговое уведомление в электронном виде, налогоплательщик, имея доступ, не воспользовался интернет-сервисом "Личный кабинет налогоплательщика", то налоговый орган обязан не позднее 30 рабочих дней до наступления установленного срока уплаты налога на имущество направить налоговое уведомление и платежные документы на бумажном носителе по почте или вручить лично (пункт 9 Порядка, пункт 2 статьи 52 НК РФ).

Выше уже говорилось, что обязанность гражданина по уплате налога на имущество возникает не ранее получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 52 НК РФ). Поэтому в случае неполучения уведомления по почте и отсутствия уведомления в "Личном кабинете налогоплательщика" прямой обязанности налогоплательщика обращаться в налоговой орган за уведомлением нет.

Однако необходимо учитывать вступивший в силу с 1 января 2015 года пункт 2.1 статьи 23 НК РФ, обязывающий налогоплательщиков - физических лиц в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов за весь период владения объектами налогообложения направить сообщение о наличии у них объектов недвижимого имущества.

Сообщить о наличии указанного имущества можно в произвольной форме, например в виде заявления, приложив к нему копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества. Заявление и указанные документы можно представить в налоговый орган по месту жительства или месту нахождения объектов недвижимости лично, через представителя или направить по почте заказным письмом. Также можно передать соответствующее сообщение в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, заверив их усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 7 статьи 23 НК РФ).

Сообщить указанную информацию необходимо в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В этом случае налоговый орган произведет исчисление суммы налога начиная с того налогового периода, в котором было получено сообщение (абз. 4 пункта 2 статьи 52 НК РФ). Именно с учетом нормы абзаца 4 пункта 2 статьи 52 НК РФ, действующей до 1 января 2017 года, необходимо применять пункт 4 комментируемой статьи в отношении обязанности налогоплательщика уплачивать налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Таким образом, если у гражданина была квартира или дом, по которому он не получал налоговых уведомлений по Закону от 09.12.1991 N 2003-1 и не получает их по новой главе НК РФ (т.е. не получил их до 1 октября 2016 года за 2015 год), он обязан направить сообщение об этих объектах в срок до 31 декабря 2016 года. В этом случае налоговый орган исчислит налог по данным объектам (квартире и дому) только за 2016 год.

Если до 31.12.2016 граждане не сообщат об объектах, которыми они владеют и за которые надо платить налог, то при обнаружении таких объектов налоговый орган начислит налог по ним за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (т.е. если обнаружит в 2017 году, то налог начислят за 2016, 2015, 2014 годы). Кроме того, налогоплательщик будет привлечен к налоговой ответственности с взысканием штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении каждого объекта недвижимого имущества, по которому не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 НК РФ. Такой размер ответственности устанавливает пункт 3 статьи 129.1 НК РФ, вступающий в силу с 01.01.2017 (см. также п. 5 комментария к статье 400 НК РФ).

До 01.01.2017 несообщение сведений об объектах налогообложения, по которым гражданин не получал уведомления, влечет ответственность по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.

У гражданина отсутствует обязанность направлять сообщение, если он раньше уже получал налоговое уведомление об уплате налога в отношении объекта или если не получает налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы. Например, гражданин получал уведомление по уплате налога за 2011 года за жилой дом в 2012 году, но в 2013, 2014, 2015 уведомления ему не приходило. В этом случае он не должен сообщать о наличии у него налогооблагаемого объекта в порядке пункта 2.1 статьи 23 НК РФ.

3. Согласно общему правилу налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в уведомлении. При этом уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).

Уведомление направляется (вручается) одновременно с платежными документами на уплату физическими лицами налогов в бюджетную систему РФ (пункт 7 Приказа).

В соответствии с пунктом 4 статьи 58 НК РФ уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

- принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику. Плата за прием денежных средств не взимается;

- вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему РФ по каждому налогоплательщику;

- выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждена Приказом ФНС РФ от 09.11.2006 N САЭ-3-10/777@;

- представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему РФ.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В случае если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных выше обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ денежные средства, принятые от налогоплательщиков.

Письмом МНС России и Сбербанка России от 10 сентября 2001 г. N ФС-8-10/1199/04-5198 "О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" в целях обеспечения перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых плательщиками - физическими лицами, установлены бланки платежных документов: форма N ПД (налог) (приложение 1), форма N ПД-4сб (налог) (приложение 2) и форма заявления физического лица на перевод денежных средств (приложение 3). Бланки платежных документов изложены полностью в новой редакции письмом ФНС России и Сбербанка России от 11 декабря 2013 г. N ЗН-4-1/22325@/12/677, вступившим в силу с 1 января 2014 года. Следует обратить внимание, что указанные бланки платежных документов предназначены для уплаты платежей в структурных подразделениях Сбербанка России и являются документами, подтверждающими факт приема платежей физических лиц. При внесении налогоплательщиком денежной суммы в счет уплаты налогов(сборов), пеней и штрафов в структурное подразделение Сбербанка России, с оформлением через программно-технический комплекс или контрольно-кассовую машину, на платежных документах проставляются соответствующие отметки Сбербанка России с указанием текущей даты.

Граждане могут перечислить налог по указанным в бланках реквизитам и через другие кредитные организации. Указанное письмо не ограничивает право граждан воспользоваться услугами других банков для перечисления суммы налога и касается лишь организации работы структурных подразделений Сбербанка России, как банка, имеющего наиболее развернутую филиальную сеть.

4. В случае если гражданин не имеет возможности уплатить в указанный в уведомлении срок, он может воспользоваться механизмом отсрочки или рассрочки уплаты налога. Указанный механизм строго регламентирован по условиям и основаниям такого изменения срока уплаты налога в главе 9 НК РФ.

По общему правилу срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности (пункт 2 статьи 61 НК РФ).

Гражданин, претендующий на изменение срока уплаты налога, вправе подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки. Форма и порядок подачи заявления утверждены Приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (т.е. чрезвычайных и непредотвратимых (статья 401 ГК РФ) при данных условиях обстоятельств: военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т.д.);

2) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) гражданина в случае единовременной уплаты им налога.

Федеральным законом от 29.12.2014 N 476-ФЗ в Закон о несостоятельности (банкротстве) внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 года, в части регулирования процедуры банкротства граждан. Гражданин обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем 500 тысяч рублей. Также должник вправе подать в суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок. При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение. Установлен порядок реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества;

3) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, определен в статье 446 ГПК РФ. К нему, в частности, относится: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением; земельный участок, на котором находится данный дом; предметы обычной домашней обстановки и обихода, имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, и ряд других предметов.

При наличии оснований отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена физическому лицу на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание (пункт 2.1 статьи 64 НК РФ).

В общем случае на сумму отсроченной или рассроченной суммы налога начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки финансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Однако, если отсрочка (рассрочка) предоставляется в связи со стихийный бедствием, технологической катастрофой или иными обстоятельствами непреодолимой силы, на сумму задолженности проценты не начисляются (пункт 4 статьи 64 НК РФ).

Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по налогу на имущество подается в налоговый орган по месту жительства заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ (для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) и муниципальных образований (подпункт 2 пункта 1 статьи 63 НК РФ).

К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) в связи обстоятельствами непреодолимой силы прилагаются заключение о факте наступления в отношении гражданина обстоятельств непреодолимой силы, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) в связи с тяжелым имущественным положением лица прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) (пункт 5.1 статьи 64 НК РФ).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается налоговым органом в течение 30 дней со дня получения заявления гражданина. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Следует обратить внимание, что законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога на имущество физических лиц (пункт 12 статьи 64 НК РФ).

Срок уплаты не может быть изменен, если в отношении гражданина:

- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

- имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.

- в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

При наличии таких обстоятельств решение об изменении срока уплаты налога и (или) сбора не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене (пункт 2 статьи 62 НК РФ).

По истечении срока действия решения или при досрочной уплате всей суммы налога действие отсрочки (рассрочки) прекращается. При нарушении условий предоставления отсрочки (рассрочки) действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению налогового органа. В этом случае гражданин обязан будет в течение одного месяца после получения им решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно (пункт 4 статьи 68 НК РФ).

5. Пункты 3 - 4 комментируемой статьи предусматривают необходимость уплаты налога лицами, своевременно не привлеченными к его уплате, но ограничивают период, за который должна быть произведена уплата, тремя годами, предшествующими календарному году направления налогового уведомления.

Аналогичная норма была в пункте 10 статьи 5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1.

В пункте 24 Инструкции МНС России 1999 г. N 54, содержавшей рекомендации по применению Закона, было разъяснено, что именно за трехлетний период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. При этом дополнительные суммы налога на имущество уплачиваются в следующие сроки: суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки, но с тем, чтобы на уплату соответствующей суммы было не менее 30 дней; суммы, начисленные на текущий год по истечении всех сроков уплаты и за предшествующие годы, - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления). Такие же сроки устанавливаются и при перерасчете платежей и доначислении сумм за текущий год в связи с неправильным определением стоимости строений, помещений и сооружений, с неправильным применением ставок и т.д. Решением Верховного Суда России от 22 июня 2012 г. N АКПИ12-782 в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 24 Инструкции МНС России 1999 г. N 54 было отказано.

В Постановлении Президиума ВАС России от 18 марта 2008 г. N 13084/07 по делу N А60-13819/06-С9 также выражена правовая позиция, согласно которой из сравнительного анализа и системного толкования статей 23, 78, 87, 113 НК РФ следует, что давностный срок взыскания налоговых платежей и, соответственно, начисленных пеней объективно ограничивается тремя годами.