Статья 406. Налоговые ставки

СТ 406 НК РФ

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

2. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении:

жилых домов, квартир, комнат;

объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;

гаражей и машино-мест;

хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

3. Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

4. В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) Ставка налога
До 300 000 рублей включительно До 0,1 процента включительно
Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно
Свыше 500 000 рублей Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

5. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:
1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
2) вида объекта налогообложения;
3) места нахождения объекта налогообложения;
4) видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
6. Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится:
1) в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи;
2) в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения - по налоговой ставке 0,1 процента в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно и по налоговой ставке 0,3 процента в отношении остальных объектов.

Комментарий к Ст. 406 Налогового кодекса

1. Налоговые ставки, как и налоговая база, налоговый период, являются одним из обязательных элементов, при наличии которых налог считается установленным (статья 17 НК РФ).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (статья 53 НК РФ).

При установлении местных налогов, к которым относится и налог на имущество, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в порядке и пределах, которые предусмотрены соответствующей главой НК РФ, если этот элемент не установлен самим НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ (пункт 4 статьи 12 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 399 НК РФ, устанавливая налог на имущество, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ.

Комментируемая статья предусматривает налоговые ставки в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы, определяет пределы, в рамках которых налоговые ставки могут быть уменьшены или увеличены местными органами власти, и право на установление дифференцированных налоговых ставок, а также регламентирует ситуацию, когда налог введен на территории муниципального образования, но ставки в местном нормативном правовом акте не определены.

2. Размер налоговых ставок по налогу на имущество зависит от порядка определения налоговой базы: по кадастровой или инвентаризационной стоимости.

При расчете налога исходя из кадастровой стоимости законодатель разграничил размер ставки в зависимости от объекта налогообложения (пункт 2 комментируемой статьи).

Так, 0,1% к кадастровой стоимости применяется при расчете налога за:

- жилой дом, жилое помещение (квартиру, комнату);

- объект незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением такого объекта является жилой дом;

- единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

- гараж и машино-место;

- хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Федеральный законодатель разрешил местным органам власти менять в сторону увеличения или уменьшения ставку 0,1% по указанным выше объектам. Так, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) налоговая ставка может быть уменьшена до нуля или увеличена, но не более чем в три раза.

Например, статьей 1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 N 51 "О налоге на имущество физических лиц" в отношении указанных выше объектов, кроме гаражей, машино-мест и объектов незавершенного строительства, ставка налога дифференцирована от 0,1% (для объектов кадастровой стоимостью до 10 млн. рублей) до 0,3% (свыше 50 млн. рублей). Для гаражей и машино-мест ставка сохранена на уровне, установленном в подпункте 1 пункта 2 комментируемой статьи, - 0,1%. Для объектов незавершенного строительства (ОНС) в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, ставка увеличена до максимально возможного размера и составляет 0,3%.

2% к кадастровой стоимости применяется при расчете налога за:

- административно-деловые, торговые центры (комплексы) и помещения в них, включенные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ). В Москве такой Перечень на 2014 год утвержден Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП;

- нежилые помещения, предназначенные или используемые под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, включенные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ);

- при образовании нового объекта недвижимости (еще не включенного в перечень), предназначенного или используемого под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в результате раздела или иных действий с объектом недвижимости, включенным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости (абзац второй пункта 10 статьи 378.2 НК РФ);

- за любые другие объекты налогообложения (жилой дом, квартира, ЕНК, ОНС, иные здания, строения, сооружения), кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей.

Следует отметить, что в 2015 году в Москве для юридических лиц, владеющих подобными объектами недвижимости, налоговая ставка меньше и не превышает 1,7% (пункт 1.1 статьи 380 НК РФ). В 2016 и последующие годы ставка налога на имущество организаций по данным объектам также составит 2%.

0,5% в отношении прочих объектов налогообложения, не перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 комментируемой статьи.

Местные органы власти не могут уменьшать до нуля или увеличивать в три раза налоговые ставки 2 и 0,5%, предусмотренные в подпунктах 1 и 2 пункта 2 комментируемой статьи.

3. При расчете налога, исходя из инвентаризационной стоимости объекта, умноженной на коэффициент-дефлятор, ставки налога и возможные пределы их изменения местными органами власти определены пунктом 4 комментируемой статьи.

Коэффициент-дефлятор для целей исчисления налога на имущество физических лиц утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2014 N 685 и равен 1,147.

При суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения до 300000 рублей ставка налога составит до 0,1% включительно; при стоимости свыше 300000 и до 500000 рублей ставка налога может быть свыше 0,1% до 0,3%; при стоимости более 500000 рублей ставка налога может быть свыше 0,3% до 2%.

Следует отметить, что шкала ставок для расчета налога на имущество исходя из инвентаризационной стоимости полностью воспроизводит шкалу ставок, установленную в статье 3 утратившего силу Закона N 2003-1, применяемого для расчета налога в 2014 году. Размер ставки применяется в зависимости от общей суммарной инвентаризационной стоимости объекта, но налог для каждого собственника зависит от части стоимости объекта, которая приходится на него.

Инвентаризационная стоимость объекта рассчитывается на основании данных, оценки, проведенной органами БТИ и представленной налоговым органам до 1 марта 2013 года. При умножении на коэффициент-дефлятор инвентаризационная стоимость может превысить значение, влияющее на диапазон применяемых ставок.

Например, инвентаризационная стоимость жилого дома, исходя из данных представленных органами БТИ в налоговые органы до 1 марта 2013 года, составляет 450000 рублей. Без умножения на коэффициент налоговые ставки могут быть установлены по такому объекту в пределах от 0,11% до 0,3%. При умножении на коэффициент инвентаризационная стоимость жилого дома составит 516150 рублей (450000 x 1,147), что влечет налогообложение по более высоким ставкам: свыше 0,3% до 2%.

Предположим, дом находится в общей долевой собственности двух физических лиц: одному принадлежит 15%, а другому - 85%. Местные органы установили ставку налога в размере 2%.

У первого собственника стоимость доли равна 77422,50 руб. (516150 руб. x 15%), налог он уплатит в размере 1548 руб. (77422,50 руб. x 2%). У второго собственника стоимость доли составит 438727,50 руб. (516150 руб. x 85%), для него сумма налога будет равна 8775 руб. (438727,50 руб. x 2%).

4. Пунктом 5 комментируемой статьи предусмотрено право представительных (законодательных) органов муниципальных образований (городов федерального значения) устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от кадастровой (инвентаризационной) стоимости объекта налогообложения, вида объекта (квартира, комната, жилой дом и т.д.), места нахождения объекта, видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Сам перечень оснований для возможной дифференциации изложен исчерпывающим образом и не может быть дополнен соответствующим актом муниципального образования или города федерального значения. По сравнению с Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 из состава оснований для дифференциации налоговых ставок исключено упоминание о типе использования объекта налогообложения. Остальные основания (за исключением инвентаризационной стоимости объектов) существенно дополнены и уточнены.

Примером дифференцированных ставок в зависимости от кадастровой стоимости является подпункт 1 статьи 1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 N 51, установивший различные ставки для жилых домов, жилых помещений, ЕНК, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства:

Кадастровая стоимость объекта налогообложения Ставка налога

До 10 млн. рублей (включительно) 0,1%

Свыше 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно) 0,15%

Свыше 20 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 0,2%

Свыше 50 млн. рублей до 300 млн. рублей (включительно) 0,3%

В свою очередь статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" установлены дифференцированные ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщиков в праве общей собственности на каждый из таких объектов) Ставка налога

Жилых домов, жилых помещений (квартир, комнат), объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), иных жилых зданий, строений, помещений и сооружений:

до 300000 рублей (включительно) 0,1%

свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) 0,2%

свыше 500000 рублей 0,31%

Гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства (за исключением объектов незавершенного строительства, проектируемым назначением которых является жилой дом), единых недвижимых комплексов (за исключением единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), иных нежилых зданий, строений, помещений и сооружений):

до 300000 рублей (включительно) 0,1%

свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) 0,2%

свыше 500000 рублей 0,31%

Такая дифференциация отражает на практике реализацию идеи, озвученной в Бюджетных посланиях Президента РФ на 2012 - 2014 о необходимости при введении нового налога обеспечить справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью. В Основных направлениях налоговой политики на 2014 год указывалось, что вопрос налогообложения объектов роскоши следует решать в рамках планируемого к введению налога на недвижимое имущество путем установления повышенных ставок для объектов с высокой кадастровой (инвентаризационной) стоимостью.

По месту расположения объекта (например, в центре либо на границе муниципального образования) также могут быть дифференцированы ставки налога. Хотя можно поддержать мнение о возможном широком понимании местными органами данного основания дифференциации и установлении различных ставок не только в зависимости от нахождения объекта в пределах конкретного населенного пункта или района, но и в зависимости от конкретной улицы, дома и даже этажа <11>.

--------------------------------

<11> Зрелов А. Налог на имущество физических лиц: парад коллизий // Налоговый вестник. 2014. N 12.

Органы местного самоуправления могут дифференцировать размер налоговых ставок в зависимости от вида территориальной зоны, в границах которой находится объект налогообложения (подпункт 4 пункта 5 комментируемой статьи).

Территориальная зона является понятием градостроительного законодательства, и, следовательно, оно должно применяться при регулировании налоговых правоотношений в том значении, в котором используется в этой отрасли законодательства (пункт 1 статьи 11 НК РФ).

Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 Градостроительного кодекса РФ). Виды и состав территориальных зон предусмотрены в статье 35 ГрК РФ.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (пункты 2 - 3 статьи 35 ГрК РФ).

В состав общественно-деловых зон могут включаться зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан (пункты 4 - 5 статьи 35 ГрК РФ).

5. В последнем пункте комментируемой статьи регламентируется ситуация, когда на территории муниципального образования местным нормативным актом введен налог на имущество, но в самом акте не определены налоговые ставки.

В этом случае применяется пункт 6 комментируемой статьи, который определяет размеры ставок в зависимости от порядка определения налоговой базы.

Если налоговая база определяется по кадастровой стоимости, то применяются ставки, указанные в пункте 2 комментируемой статьи, то есть 0,1% для жилых домов, помещений, гаражей, строений, не превышающих 50 кв. м, на земельных участках для личного подсобного хозяйства и индивидуального строительства; 2% для административно-деловых, торговых центров и помещений, объектов, стоимость которых превышает 300 млн. рублей; 0,5% для прочих объектов.

Если налоговая база определяется по инвентаризационной стоимости, то применяется ставка 0,1% для объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор, до 500000 рублей включительно и 0,3% в отношении остальных объектов.