Статья 402. Налоговая база

СТ 402 НК РФ

1. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

3. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Комментарий к Ст. 402 Налогового кодекса

1. В соответствии со статьей 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по местным налогом устанавливаются Налоговым кодексом РФ (пункт 2 статьи 53 НК РФ). К полномочиям представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) относится определение налоговых ставок в пределах, установленных статьей 406 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с комментируемой статьей и статьями 403 - 404 НК РФ (пункт 2 статьи 399 НК РФ).

В качестве налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц по общему правилу применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, указанная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Когда кадастровая стоимость не определена в установленном законом порядке, налоговая база исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (как и в ранее действовавшем Законе РФ от 09.12.1991 N 2003-1 о налогах на имущество физических лиц).

2. Как и в случае с земельным налогом, необходимо признать, что правовое регулирование налога на имущество физических лиц носит комплексный характер и состоит как из актов налогового, так и кадастрового законодательства, которое применяется для целей налогообложения.

Ключевыми нормативными актами кадастрового законодательства являются Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) и Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Закон N 135-ФЗ).

Государственным кадастровым учетом признаются действия Росреестра по внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о недвижимом имуществе, подтверждающим существование такого недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждающим прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом N 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

К объектам недвижимости, подлежащим кадастровому учету, относятся земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства (пункт 5 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом, ведение которого осуществляется на основе принципов единства технологии, общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем кадастровых сведений, сопоставимости этих сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. ГКН является составной частью единой федеральной информационной системы, объединяющей на электронных носителях с Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) (статья 4 Закона N 221-ФЗ). Справочно-информационный сервис ГКН, на котором можно узнать кадастровые сведения по объекту недвижимости, которым владеет пользователь, в том числе информацию о кадастровой стоимости, размещается по адресу http://maps.rosreestr.ru/Portalonline/ (т.н. публичная кадастровая карта).

Порядок ведения Государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок) утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.

Состав кадастровых сведений об объекте недвижимости определен в статье 7 Закона N 221-ФЗ, а объем сведений конкретизирован в Порядке. Сам ГКН состоит из 3 разделов: реестр объектов недвижимости, кадастровые дела, кадастровые карты (пункт 1 Порядка).

В статье 7 Закона N 221-ФЗ кадастровые сведения подразделяются на сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости и на дополнительные сведения. Информация о кадастровой стоимости объекта недвижимости относится к дополнительным сведениям (подпункт 11 пункта 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости размещаются в разделе ГКН "Реестр объектов недвижимости" и включают:

- кадастровую стоимость объекта недвижимости и дату ее утверждения;

- дату внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр;

- дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости);

- реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, либо определенная в установленном законом порядке для вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ГКН и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (статья 3 Закона N 135-ФЗ об оценочной деятельности).

Сам порядок государственной кадастровой оценки, рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, определения кадастровой стоимости для вновь или ранее учтенных объектов недвижимости регламентирован в главе III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона N 135-ФЗ, изложенного в новой редакции, внесенной Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ.

При анализе норм Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастровом учете" важно обратить внимание, что, хотя сам Закон вступил в силу с 1 марта 2008 года, до 1 января 2013 года в отношении государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства устанавливался переходный период. С учетом комплексного характера регулирования налога на имущество физических лиц переходный период отразился на особенностях определения налоговой базы и объема налоговых обязательств как по нормам Закона от 09.12.1991 N 2003-1, распространяющим свое действие на 2014 год, так и по новым нормам комментируемой главы НК РФ, вступившей в силу с 2015 года.

Суть переходного периода заключалась в том, что до 1 января 2013 года государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществлялся (пункт 2 статьи 43, пункт 2 статьи 44 Закона N 221-ФЗ).

В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществлялся в порядке, ранее установленном нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического (не кадастрового) учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.

К ранее действовавшим нормативным актам относятся: Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (утратившее силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.06.2013 N 546, а фактически не применявшееся с 1 января 2013 года); Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301.

В целях осуществления государственного технического учета Приказом Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 также были утверждены Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Правила ведения ЕГРОКС), которые вводились на территории РФ поэтапно. Они должны были начать действовать на территории всех субъектов РФ до 01.07.2010, но Приказом Минэкономразвития России от 18.02.2009 N 51 нормы об этом были исключены.

В регионах, на территории которых Правила ведения ЕГРОКС были введены, технический учет объектов недвижимости включал две стадии:

- инвентаризацию объекта органами технической инвентаризации (ОТИ/БТИ) с подготовкой технического паспорта;

- государственный технический учет объекта в территориальном органе Росреестра (ранее - Роснедвижимости).

В тех субъектах РФ, на территории которых Правила ведения ЕГРОКС в силу не вступили, технический учет происходил за один этап: ОТИ (БТИ) по результатам технической инвентаризации подготавливали кадастровый паспорт объекта недвижимости, в котором указывался инвентарный, а не кадастровый номер объекта, без постановки объекта на государственный технический учет в органах Росреестра.

Приказом Минэкономразвития от 14 октября 2011 года N 577 еще был утвержден Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период. Данный Порядок вводился поэтапно для соответствующих субъектов РФ с 1 января, с 1 апреля, с 1 сентября 2012 года. С окончанием переходного периода данный Приказ также утратил силу.

Технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, осуществленный до вступления в силу Закона N 221-ФЗ (до 1 января 2008 года) и в переходный период, признается юридически действительным, и такие объекты недвижимости считаются учтенными в соответствии с Законом N 221-ФЗ, так называемые ранее учтенные объекты недвижимости (пункт 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ). Аналогично те объекты, которые не прошли государственный технический учет, но права собственности на которые зарегистрированы в ЕГРП по правилам Закона N 122-ФЗ, не прекращены и которым присвоен условный номер, также признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

По окончании переходного периода в срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (органы БТИ) обязаны были передать в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости заверенные копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ранее учтенных объектов недвижимости).

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона N 221-ФЗ состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (пункт 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ). Порядок и сроки включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 1. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы ГКН такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

Следует отметить, что с окончанием переходного периода (01.01.2013) государственный технический учет объектов недвижимости на территории РФ органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию, не ведется. Соответственно, не осуществляется и расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

3. Кадастровая стоимость объектов недвижимости, являющихся в том числе и объектами налогообложения налогом на имущество, определяется по результатам государственной кадастровой оценки.

Государственная кадастровая оценка включает следующие этапы:

- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;

- определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

- экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;

- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

- внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со статьей 24.12 Закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка.

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. До 1 января 2013 года полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий по утверждению и опубликованию результатов определению кадастровой стоимости, реализовывал Росреестр. Орган исполнительной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления) в течение 10 рабочих дней должен разместить принятое решение о проведении государственной кадастровой оценки на своем официальном сайте в сети Интернет и направить копию решения в Росреестр.

Следующим этапом кадастровой оценки является формирование перечня объектов недвижимости, которые учтены в государственном кадастре недвижимости, так как оценке подлежат только объекты, учтенные в ГКН. Заказчик оценки направляет соответствующий запрос в Росреестр. Формирование и представление заказчику перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, осуществляется в Порядке, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2013 N 648.

После формирования перечня объектов недвижимости отбирается исполнитель работ по оценке. Отбор исполнителя осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Осуществление деятельности по определению кадастровой стоимости допускается при наличии у исполнителя работ договора страхования ответственности за причинение вреда имуществу в результате осуществления указанной деятельности. При этом договор страхования должен быть заключен на страховую сумму не менее чем тридцать миллионов рублей и на срок не менее чем три года (статья 24.14 Закона N 135-ФЗ).

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, актов Минэкономразвития РФ, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости. В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" (далее - ФСО N 4), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Согласно пункту 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует.

Под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке (пункт 6 ФСО N 4). При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки оценщик в любом случае должен собрать и проанализировать информацию о рынке объектов оценки, определить ценообразующие факторы объектов оценки, собрать рыночную информацию, выбрать модель оценки кадастровой стоимости (пункт 7 ФСО N 4).

Для построения модели оценки оценщик осуществляет сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости и использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся уровню рыночных цен (пункт 11 ФСО N 4).

По результатам определения кадастровой стоимости объектов оценки оформляется отчет об определении кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости должен быть составлен не позднее семи месяцев с даты заключения договора на проведение кадастровой оценки (пункт 24 ФСО N 4).

Отчет об определении кадастровой стоимости представляется на бумажном носителе не менее чем в трех экземплярах и на электронном носителе в форме электронного документа. Требования к содержанию и оформлению отчета об определении кадастровой стоимости определены Приказом Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382.

В течение трех рабочих дней с даты составления проекта отчета, составленного в форме электронного документа и соответствующего требованиям к отчету, исполнитель направляет проект отчета в Росреестр и в саморегулируемую организацию (СРО) оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.

В целях обеспечения возможности ознакомления с проектом отчета об определении кадастровой стоимости и представления замечаний к нему Росреестр в течение трех рабочих дней с даты получения проекта отчета на двадцать рабочих дней включает его в фонд данных государственной кадастровой оценки (https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_ais_fdgko), являющийся автоматизированной информационной системой.

До 1 апреля 2015 года замечания к проекту отчета представлялись в течение двадцати рабочих дней с даты включения проекта отчета в фонд данных в СРО оценщиков, членами которой осуществлено определение кадастровой стоимости, и исполнителю работ по адресам, указанным на официальном сайте заказчика работ в сети Интернет.

С 1 апреля 2015 года замечания к проекту отчета включаются в фонд данных государственной кадастровой оценки любыми заинтересованными лицами в течение двадцати рабочих дней с даты включения такого проекта отчета.

В случае внесения исполнителем работ изменений в проект отчета по итогам анализа представленных к такому проекту замечаний изменения подлежат внесению в такой проект отчета в течение срока, когда осуществляется его включение в фонд данных государственной кадастровой оценки, по мере представления замечаний и в течение не более чем пятнадцать рабочих дней с даты истечения указанного срока.

По истечении всех указанных сроков исполнитель работ составляет отчет об определении кадастровой стоимости, включающий в себя справку, содержащую информацию о всех представленных замечаниях, как учтенных, так и неучтенных, с их соответствующим обоснованием или об отсутствии замечаний к проекту отчета.

Следующим обязательным этапом формирования кадастровой стоимости является экспертиза подготовленного оценщиками отчета об определении кадастровой стоимости. Экспертизу выполняет СРО оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, в течение тридцати рабочих дней с даты представления такого отчета в эту СРО. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет (статья 24.16 Закона N 135-ФЗ).

После принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик обязан в течение 20 рабочих дней принять акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта РФ, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).

Датой утверждения результатов считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта. В трехдневный срок после утверждения результатов заказчик направляет копию акта (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, один экземпляр положительного экспертного заключения, составленных в форме электронного документа, в Росреестр.

Заключительной стадией определения кадастровой стоимости является внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в ГКН осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра" (в соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93) в течение 10 рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости от органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

По общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, в том числе и для целей налогообложения, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона N 135-ФЗ). Однако из данного правила есть два исключения: при наличии технической ошибки и в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда.

В случае исправления технической ошибки в сведениях ГКН о величине кадастровой стоимости уточненная кадастровая стоимость используется для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты внесения в ГКН соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку. Таким образом, новая стоимость, уточненная по результатам исправления ошибки, должна учитываться, в том числе и для целей налогообложения, именно с даты внесения в ГКН первоначальных сведений о стоимости, содержавших ошибку.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Данные положения кадастрового законодательства учтены при особенностях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (см. комментарий к статье 403 НК РФ).

Рассмотренный выше порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости состоит из 7 этапов:

1. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.

2. Формирование перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке.

3. Отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки.

4. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости.

5. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости.

6. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости заказчиком (органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления).

7. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Указанный порядок является общим для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, учтенных в ГКН.

Статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ предусмотрен особый порядок определения кадастровой стоимости при включении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в ГКН сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем изменение их кадастровой стоимости.

В развитие статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 N 113 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости зданий, помещений в случаях: осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; при включении сведений в ГКН о ранее учтенном объекте недвижимости; осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, влекущих изменение кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость здания в этих случаях определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.

При отсутствии объекта недвижимости соответствующего назначения в кадастровом квартале, в котором расположено здание, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения в смежных кадастровых кварталах; при отсутствии объекта в смежных кадастровых кварталах используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения для муниципального района (городского округа), в котором расположено здание.

В случае отсутствия объекта недвижимости соответствующего назначения в муниципальном районе (городском округе), населенном пункте используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения для граничащих муниципальных районов (городских округов), населенных пунктов. При отсутствии объекта недвижимости в граничащих муниципальных районах (городских округах), населенных пунктах используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения для субъекта РФ.

Согласно пункту 2.2 Порядка при изменении площади здания, его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади, при этом определение его кадастровой стоимости осуществляется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости этого здания на его площадь.

Кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, имеющих кадастровую стоимость помещений, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения (пункт 3.1 Порядка).

В рассматриваемых случаях кадастровая стоимость определяется либо самим Росреестром либо по его решению подведомственным ему государственным бюджетным учреждением (например, ФГБУ "ФКП Росреестра").

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в указанных случаях, в том числе для целей налогообложения, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость изменения кадастровой стоимости (статья 24.19 Закона N 135-ФЗ).

4. В системной связи с рассмотренными выше нормами кадастрового законодательства находятся нормы пункта 1 комментируемой статьи, предусматривающего механизм установления местными органами власти налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

По общему правилу с 1 января 2015 года налоговая база в отношении объектов налогообложения (жилых домов, квартир, комнат и т.д.) определяется исходя из кадастровой стоимости.

Так как налог на имущество является местным налогом, то для его установления и введения в действие на соответствующей территории представительные органы муниципальных образований (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) принимают отдельные нормативные правовые акты.

Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 12 НК РФ местные органы власти имеют право в порядке и пределах, предусмотренных в НК РФ, устанавливать особенности определения налоговой базы для местных налогов. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 399 НК РФ (см. комментарий к статье 399 НК РФ).

Определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости может быть установлено на соответствующей территории муниципального образования, территории города федерального значения только после утверждения субъектом РФ результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. В случае отсутствия утвержденных результатов определения кадастровой стоимости налоговая база по налогу на имущество не может рассчитываться по кадастровой стоимости, а должна исчисляться исходя из инвентаризационной стоимости.

В статье 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ (далее - Вводный закон), вводящим в действие главу 32 НК РФ, установлено, что начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

В системной связи с данной нормой Вводного закона находится абзац третий пункта 1 комментируемой статьи, обязывающий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на своей территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Закон субъекта РФ о единой дате будет обязательным для представительных органов муниципальных образований, которые при принятии местных нормативных актов о введении на своей территории налога на имущество физических лиц должны будут определять налоговую базу только по кадастровой стоимости.

Для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя принятие отдельного закона о единой дате не требуется, так как местные налоги в городах федерального значения устанавливаются напрямую законами данных субъектов РФ. Определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости при наличии утвержденных результатов определения кадастровой стоимости предусматривается в законе города Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, устанавливающем налог на имущество физических лиц и является обязательным для всех жителей муниципалитетов, расположенных на его территории.

При отсутствии закона субъекта РФ о единой дате налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости (пункт 2 комментируемой статьи).

Таким образом, гражданину, имеющему на праве собственности жилой дом, объект незавершенного строительства или иной объект налогообложения на территории муниципального образования в каком-либо из субъектов РФ для выяснения вопроса, по какой стоимости (кадастровой или инвентаризационной) определять налоговую базу и проверять расчет налогового органа, указанный в уведомлении, полученном в 2016 году, за 2015 год, необходимо проверить наличие требуемых статьей 402 НК РФ нормативных актов субъектов РФ и муниципального образования в следующем порядке.

1. Наличие акта органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Например, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ленинградской области, утверждены Постановлением правительства Ленинградской области от 16.08.2013 N 257. Выше уже обращалось внимание, что если законом субъекта РФ предусмотрено право муниципального образования самостоятельно проводить кадастровую оценку, то заказчиком работ по определению кадастровой стоимости на своей территории будет муниципалитет. Соответственно, результаты определения кадастровой стоимости будут утверждаться актом органа местного самоуправления (статьи 24.12, 24.17 Закона N 135-ФЗ).

На территории города федерального значения результаты определения кадастровой стоимости утверждаются актом органа исполнительной власти города федерального значения. Так, на 2015 год результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2014 г.) утверждены Постановлением правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП. Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утверждены Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 15.01.2013 N 6.

С учетом Закона г. Севастополя от 18.04.2014 N 2-3С "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" до 1 января 2015 года на территории города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в ранее действовавшем порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено данным Законом. Особенностей по уплате налога на имущество физических лиц Законом г. Севастополя от 18.04.2014 N 2-3С не предусмотрено, поэтому установление такого налога возможно только в 2015 году и применяться он будет в налоговом периоде 2016 года (статья 5 НК РФ). Аналогичную позицию изложил Минфин РФ в письме от 13.11.2014 N 03-05-05-01/57528 по вопросам уплаты налога на имущество организаций и транспортных средств в Республике Крым и г. Севастополе.

2. Наличие закона субъекта РФ о единой дате начала применения на территории субъекта РФ порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В части 2 статьи 3 (вступившей в силу с 6 октября 2014 года) Вводного закона предусматривалось, что в случае утверждения субъектом РФ результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе установить в срок до 20 ноября 2014 года единую дату начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости с 1 января 2015 года.

Например, в Московской области принят Закон Московской области от 18.10.2014 N 126/2014-ОЗ "О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", установившей такую дату с 1 января 2015 года. Согласно статье 3 этого Закона Московской области при принятии советами депутатов муниципальных образований Московской области нормативных правовых актов о введении налога на имущество физических лиц применяется порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Таким образом, необходимо проверить наличие закона субъекта РФ, изданного до 20.11.2014, о единой дате начала определения с 1 января 2015 года налоговой базы по кадастровой стоимости на территории субъекта РФ, где у гражданина находится объект налогообложения.

Если такой закон субъекта РФ не принят, то налоговая база на территории муниципального образования, находящегося в границах данного субъекта РФ, будет определяться по инвентаризационной стоимости (пункт 2 комментируемой статьи).

На территории города федерального значения закон о единой дате не издается. При наличии утвержденных результатов определения кадастровой стоимости в самом законе о введении налога на имущество указывается на порядок определения налоговой базы по кадастровой стоимости. Так, в преамбуле Закона г. Москвы от 19.11.2014 N 51 "О налоге на имущество физических лиц" определено, что на территории города Москвы устанавливаются ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.

3. Наличие нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, вводящего налог на территории муниципального образования, где расположен принадлежащий гражданину объект налогообложения. Именно на уровне муниципалитета устанавливается порядок расчета налога на имущество физических лиц, определяются налоговые ставки, сроки уплаты и налоговые льготы.

На территории города федерального значения налог на имущество устанавливается и вводится в действие законом города федерального значения (абзац 5 пункта 4 статьи 12, абзац 2 пункта 1 статьи 399 НК РФ): Закон г. Москвы от 19.11.2014 N 51 "О налоге на имущество физических лиц"; Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге".

Возникает вопрос: имеет ли право город федерального значения, вводя на своей территории налог на имущество физических лиц, при наличии утвержденных результатов кадастровой оценки объектов недвижимости определять налоговую базу исходя из инвентаризационной стоимости?

По мнению автора, установление городом федерального значения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости, при наличии утвержденных результатов кадастровой оценки противоречит нормам статьи 402 НК РФ. Пункт 1 комментируемой статьи четко установил, что по общему правилу налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Исключением из этого правила являются следующие две ситуации:

1) отсутствует акт об утверждении в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости орган исполнительной власти субъекта РФ (в том числе города федерального значения) (заказчик кадастровой оценки) принимает акт об утверждении содержащихся в отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта РФ, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования) (статья 24.17 Закона N 135-ФЗ);

2) отсутствует Закон субъекта РФ о единой дате начала применения на территории данного субъекта РФ порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абз. 3 пункта 1, пункт 2 статьи 402 НК РФ).

Вторая ситуация неприменима к городам федерального значения и для них не требуется принятия Закона о единой дате. Следовательно, единственным основанием, по которому на территории города федерального значения при введении налога на имущество может определяться налоговая база по инвентаризационной стоимости - это отсутствие акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

По нашему мнению, пункт 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге", предусматривающий с 1 января 2015 года определение налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости (при наличии утвержденных результатов кадастровой оценки - Приказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 15.01.2013 N 6) противоречит положениям статьи 402 НК РФ.

5. При установлении субъектом РФ единой даты начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, которая будет обязательна для всех муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ, должны быть соблюдены положения статьи 5 НК РФ (абзац третий пункта 1 комментируемой статьи).

Статья 5 НК РФ предусматривает порядок действия актов налогового законодательства во времени. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Следует обратить внимание, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" подчеркнуто конституционно-правовое значение статьи 5 НК РФ для случаев разноотраслевого правового регулирования налоговой базы.

Земельный налог имеет комплексное регулирование как актами налогового, так и актами земельного, кадастрового законодательства. Конституционный Суд РФ отметил, что "нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо".

Аналогичная позиция Конституционного Суда РФ отражена в Определении от 3 февраля 2010 года N 165-О-О.

Применительно к налогу на имущество физических лиц правовая позиция Конституционного Суда РФ означает, что нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований, относящиеся к кадастровому законодательству и влияющие на формирование налоговой базы, также должны приниматься и вступать в силу по правилам статьи 5 НК РФ, даже если формально они не относятся к актам налогового законодательства.

Поэтому гражданину, имеющему объект налогообложения на территории муниципального образования, помимо проверки наличия требуемых нормативных актов (акт субъекта РФ (или муниципалитета) об утверждении результатов кадастровой оценки; закон субъекта РФ о единой дате начала применения кадастровой стоимости; нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования, вводящий налог), необходимо проверить соответствие принятия данных нормативных актов статье 5 НК РФ.

По налогу на имущество физических лиц налоговый период составляет календарный год (статья 405 НК РФ). Акт об утверждении результатов кадастровой оценки и закон субъекта РФ, устанавливающий на своей территории единую дату применения кадастровой стоимости, должны быть приняты и опубликованы не позднее 1 декабря. Только в этом случае установление единой даты исчисления налоговой базы по кадастровой стоимости с 1 января соответствующего года (1-го число очередного налогового периода по налогу на имущество) будет законным.

Нормативные акты местных органов власти, вводящих налог с учетом кадастровой стоимости либо инвентаризационной стоимости (если Закон субъекта РФ о единой дате не был принят) на территории муниципального образования, также должны быть приняты и опубликованы не позднее 1 декабря. В части 3 статьи 3 Вводного закона на этом дополнительно акцентировано внимание федерального законодателя: нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) о введении на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) с 1 января 2015 года налога на имущество физических лиц должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года (письмо ФНС России от 16.10.2014 N БС-4-11/21489@).

В случае несоблюдения указанных выше требований к принятию и опубликованию нормативных актов субъекта РФ и муниципального образования налог на имущество физических лиц на территории соответствующего муниципалитета в 2015 году взиматься не будет.

6. При принятии всех необходимых нормативных актов на территории муниципального образования уже с 2015 года возможно взимание налога исходя из кадастровой стоимости. Например, в Московской области и в большинстве муниципалитетов Московской области приняты необходимые законы (Закон Московской области от 18.10.2014 N 126/2014-ОЗ о единой дате; решение Совета депутатов городского округа Железнодорожный МО от 19.11.2014 N 04/62 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ Железнодорожный"; решение Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района МО от 31.10.2014 N 55/3 "О налоге на имущество физических лиц" и т.д.).

Федеральный законодатель предусмотрел переходный период для территорий, где с 2015 года налог будет взиматься по кадастровой стоимости. Связано это с тем, что кадастровая стоимость и инвентаризационная стоимость объекта недвижимости могут существенно различаться. Поэтому первые четыре года с момента перехода на исчисление налога по кадастровой стоимости налог будет рассчитываться по определенной формуле, которая постепенно увеличивает налоговую нагрузку на налогоплательщиков (см. комментарий к ст. 408 НК РФ).

В тех регионах, где не был принят закон о единой дате применения кадастровой стоимости, налоговая база будет рассчитываться исходя из инвентаризационной стоимости (пункт 2 комментируемой статьи). В ранее действовавшем Законе РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 налоговая база также определялась исходя из инвентаризационной стоимости.

Под инвентаризационной стоимостью понималась восстановительная стоимость объекта недвижимости с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги (пункт 3 Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц"). Порядок определения инвентаризационной стоимости установлен Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности".

Выше указывалось, что Законом N 221-ФЗ о государственном кадастровом учете устанавливался переходный период до 1 января 2013 года, когда кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществлялся, и в отношении их продолжал выполняться технический учет, включающий определение инвентаризационной стоимости.

До 1 января 2013 г. органы и организации БТИ передали в органы кадастрового учета копии технических паспортов объектов недвижимости, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах недвижимости были включены в соответствующие разделы ГКН в объеме, предусмотренном статьей 7 Закона N 221-ФЗ.

Включение в государственный кадастр недвижимости сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости Законом N 221-ФЗ не предусмотрено.

В пункте 9.1 статьи 85 НК РФ была установлена обязанность органов и организаций, осуществлявших государственный технический учет, ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. С учетом окончания переходного периода и прекращения расчета инвентаризационной стоимости последние данные об инвентаризационной стоимости могли быть представлены в установленном порядке в налоговые органы только до 1 марта 2013 г.

После 1 января 2013 года у налоговых органов отсутствовали и отсутствуют на сегодняшний день правовые основания по приему, обработке сведений об инвентаризационной стоимости, представленных какими-либо органами (организациями) и использованию данных сведений для целей исчисления налога на имущество физических лиц (письма ФНС России от 01.04.2013 N БС-4-11/5665@, Минфина России от 06.08.2013 N 03-05-04-01/31566).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 1 Вводного закона пункт 9.1 статьи 85 НК РФ с 1 января 2015 года утратил силу.

Поэтому расчет налога на имущество по пункту 2 статьи 5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1, применяемый для целей исчисления налога за 2014 год, осуществляется только на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 г. Аналогичная норма содержится в статье 404 НК РФ для тех случаев, когда налоговая база определяется в отношении объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость (см. также комментарий к статье 404 НК РФ).

Следует обратить внимание, что объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013 года и позже, а также объекты недвижимости, данные об инвентаризационной стоимости которых по каким-либо причинам не были представлены в налоговые органы, не подпадают под налогообложение налогом на имущество физических лиц в связи с отсутствием по ним налогооблагаемой базы - инвентаризационной стоимости имущества. После 1 января 2013 года инвентаризационная стоимость не рассчитывается, для объектов недвижимости определяется только кадастровая стоимость (статья 43 Закона N 221-ФЗ).

Указанный пробел привел к существенной потере местными бюджетами доходной базы по налогу на имущество физических лиц за 2014 год. Например, выпадающие доходы бюджета города Челябинска по налогу на имущество физических лиц за счет отсутствия возможности облагать налогом объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию с 1 января 2013 года и позже, за год составили порядка 60 млн. рублей. Также указанный пробел сохранился и в комментируемой статье в тех случаях, когда налоговая база должна определяться исходя из инвентаризационной стоимости.

Именно Законодательное Собрание Челябинской области стало субъектом законодательной инициативы по внесению изменений в статью 402 НК РФ для устранения пробела налогового регулирования. Законопроектом N 668805-6 предлагалось уточнить пункт 3 комментируемой статьи, предусмотрев, что налоговая база по объектам налогообложения, данные об инвентаризационной стоимости которых не представлялись в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, должна определяться исходя из кадастровой стоимости указанных объектов. По мнению субъекта законодательной инициативы, уточнение статьи 402 НК РФ позволит обеспечить соблюдение принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также будет способствовать увеличению поступлений по налогу на имущество физических лиц в местные бюджеты.

По результатам рассмотрения законопроекта в Совете Государственной Думы РФ было установлено, что объекты недвижимого имущества, зарегистрированные после 1 января 2013 года, фактически не облагаются налогом на имущество физических лиц, поскольку их инвентаризационная стоимость не была определена и соответственно передана в налоговые органы.

Так как в законопроекте предлагается установить, что налогообложение указанных объектов будет осуществляться исходя из их кадастровой стоимости, то объекты, которые в настоящее время не облагаются налогом на имущество физических лиц, будут подпадать под налогообложение, что по своей сути является введением налога в отношении указанных объектов.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции РФ и статьей 105 Регламента Государственной Думы законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены в Государственную Думу только вместе с заключением Правительства РФ. В связи с отсутствием заключения Правительства РФ на данный законопроект в феврале 2015 года он был возвращен Законодательному Собранию Челябинской области.

7. В пункте 3 комментируемой статьи указаны категории недвижимого имущества, в отношении которых в любом случае налоговая база будет определяться с 1 января 2015 года по кадастровой стоимости. По данным объектам местные органы власти (даже при отсутствии закона субъекта РФ о единой дате применения кадастровой стоимости) не могут предусмотреть определение налоговой базы по инвентаризационной стоимости. В пункте 3 законодатель делает отсылку к нормам статьи 378.2 НК РФ, посвященной особенностям определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций по отдельным объектам недвижимого имущества.

К указанным категориям недвижимого имущества, которые могут быть и в собственности физических лиц, относятся:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (пункт 3 статьи 378.2 НК РФ):

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения), в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (пункт 4 статьи 378.2 НК РФ):

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Критерии оценки здания как предназначенного для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, так и фактически используемого для этих целей аналогичны критериям для административно-деловых центров. В первом случае предназначение выводится из данных кадастровых паспортов или документов технического учета, если не менее 20% общей площади здания предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Во втором случае фактическое использование устанавливается, если не менее 20% общей площади здания используется для размещения указанных объектов;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения указанных объектов (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).

Обязательным условием для исчисления налоговой базы по данным объектам налогообложения по кадастровой стоимости является включение их уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ). Для включения указанных объектов в перечень в субъекте РФ должны быть утверждены в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (статья 24.17 Закона N 135-ФЗ).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ направляет утвержденный Перечень в налоговый орган по субъекту РФ и размещает его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункты 2, 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ). Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту РФ определяются ФНС РФ, а до издания нормативного акта ФНС РФ, определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с ФНС РФ (пункт 8 статьи 378.2 НК РФ, пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ).

В Москве такой Перечень на 2014 год утвержден Постановлением правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП.

Гражданину, имеющему подобные объекты на территории того или иного муниципального образования, для проверки обоснованности уплаты налога исходя из кадастровой стоимости необходимо проверить наличие данного объекта в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденном органом исполнительной власти субъекта РФ. Также должен быть издан нормативный акт местных представительных (законодательных) органов власти о введении налога на своей территории с соблюдением правил статьи 5 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи по кадастровой стоимости также будет исчисляться налог в отношении того объекта недвижимости, который по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода был включен в Перечень, но затем в результате раздела или иного действия, повлекшего изменение его уникальных характеристик, был создан новый объект, подлежащий кадастровому учету.

Если вновь образованный объект подпадает под критерии административно-делового центра, торгового центра (комплекса), нежилого помещения, предназначенного или фактически используемого под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, то он до включения его в Перечень также подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет (абзац 2 пункт 10 статьи 378.2 НК РФ).

На объекты налогообложения, указанные в пункте 3 комментируемой статьи, не распространяются переходные положения пункта 8 статьи 408 НК РФ, предусматривающие поэтапное увеличение налоговой нагрузки на граждан, уплачивающих налог, исходя из кадастровой стоимости.