Статья 395 НК РФ. Налоговые льготы

СТ 395 НК РФ.

1. Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) утратил силу с 1 января 2006 г.;

4) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) утратил силу с 1 января 2006 г.

9) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 настоящего пункта, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

12) организации - участники свободной экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

Комментарий к Ст. 395 Налогового кодекса

Статья 395 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые освобождаются от налогообложения в отношении конкретных земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи освобождаются от налогообложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

На основании Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1) уголовно-исполнительная система включает в себя:

- учреждения, исполняющие наказания;

- территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

В пункте 2 статьи 395 НК РФ закрепляется, что освобождаются от налогообложения организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования закреплен в Постановлении Правительства РФ от 17.11.2010 N 928.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также в статье 6 Закона N 257-ФЗ закреплено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В случае возникновения споров относительно применения пункта 2 статьи 395 НК РФ судам необходимо исследовать два фактора:

Во-первых, право налогоплательщика земельного налога на льготу, закрепленную указанной нормой.

Во-вторых, вопрос об объекте налогообложения, его фактическом нахождении.

Проиллюстрируем данное примером из судебной практики.

Пример из судебной практики.

Так, Постановлением ФАС Московского округа от 26.06.2014 N Ф05-7809/13 по делу N А41-9846/12 было частично отказано в удовлетворении требований истца об отмене решения налогового органа, которым ему был доначислил земельный налог в связи с неправомерным использованием налоговой льготы, установленной пунктом 2 статьи 395 НК РФ, ввиду нахождения на земельном участке автомобильной дороги.

Судебные инстанции исходили из того, что применение льготы по земельному налогу возможно при условии, что земельный участок организации занят автомобильной дорогой, одновременно являющейся как дорогой общего пользования, так и государственной дорогой. При этом положения пункта 2 статьи 395 НК РФ не ставят право на применение льготы в зависимость от того, на каком праве принадлежит организации сам земельный участок, занятый поименованной дорогой.

Пунктом 10 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Таким образом, именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.

Общество, считая, что спорный земельный участок не подлежит обложению земельным налогом в силу пункта 2 статьи 395 НК РФ ввиду нахождения на нем автомобильной дороги, должно было доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.

Судебная практика.

Также в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 N 15АП-2980/2015 по делу N А53-9929/2014 дается толкование пункту 2 комментируемой статьи.

Апелляционная жалоба, поданная в суд, мотивирована тем, что судом первой инстанции не учтены принудительно изъятие земельного участка у собственника и отсутствие в спорный период зарегистрированного решения или соглашения о выкупной цене, на основании которого возможен переход права собственности на часть земельного участка в муниципальную собственность, то есть общество было лишено возможности произвести действия по переоформлении права собственности на спорный участок, на что указал суд первой инстанции. Общество считает, что вправе применять налоговую льготу по п. 2 ст. 395 НК РФ в рассматриваемый период. Взимание налога на землю с изъятого у общества земельного участка противоречит принципу экономического основания налогов, что следует позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.03.2014 N 112992/12.

Однако кассационная инстанция указала, что именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.

Общество, считая, что спорный земельный участок не подлежит обложению земельным налогом в силу пункта 2 статьи 395 НК РФ ввиду нахождения на нем автомобильной дороги, должно было доказать указанное обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.

Таким образом, собственник земельного участка (его части) обязан платить земельный налог до момента перехода права собственности на отчужденный земельный участок (его часть) к иному лицу.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Государственная регистрация прав на земельный участок является единственным доказательством существования зарегистрированного права и служит основанием для исчисления земельного налога.

В пункте 4 комментируемой статьи закреплено освобождение от налогообложения земельным налогом религиозных организаций в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Правовой статус религиозных организаций закреплен в Федеральном законе от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ).

Благотворительная деятельность регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ).

Также необходимо руководствоваться Положением о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В соответствии с Законом N 125-ФЗ религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

На основании статьи 1 Закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Однако необходимо обратить внимание, что если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, или жилые дома для проживания лиц, осуществляющих богослужение, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке, то есть право на льготу в виде неналогообложения земельным налогом такая религиозная организация утрачивает.

Официальная позиция.

Так, в письме Минфина России от 12.08.2013 N 03-05-05-02/32556 разъяснено, что в отношении жилого здания, принадлежащего религиозной организации на праве собственности, в котором зарегистрированы для проживания физические лица и осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии, а также земельного участка, находящегося в собственности религиозной организации и занимаемого таким жилым зданием, не могут применяться соответственно положения пункта 2 статьи 381 и пункта 4 статьи 395 НК РФ.

Важно!

Возможен такой случай, когда на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, расположены не только объекты благотворительного значения, но и другие. Например, для производства религиозной литературы. В данном случае религиозная организация освобождается от налогообложения земельным налогом в отношении и такого земельного участка в целом, а не только в той части, которая используется зданием и строениями для благотворительных целей.

В пункте 5 статьи 395 НК РФ установлено освобождение от налогообложения земельным налогом общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности.

На основании Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Также данная льгота распространяется и на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг).

Что касается определения средней численности работников, то она рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.

Однако необходимо обратить внимание, что Постановлением Правительства РФ установлен исчерпывающий перечень товаров, при производстве которых указанные выше организации не освобождаются от налогообложения земельным налогом (Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 N 223 "Об утверждении перечня товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров").

И последняя категорий лиц, на которые распространяется действие пункта 5 статьи 395 НК РФ, - это учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В пункте 6 статьи 395 НК РФ установлено, что также освобождаются от налогообложения земельным налогом организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

Правовой статус и деятельность таких организаций урегулированы Федеральным законом от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее - Закон N 7-ФЗ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.

Основной задачей деятельности организаций народных художественных промыслов является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов.

Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обращаем внимание, что перечень таких изделий закреплен в Перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержденном Приказом Минпромторга РФ от 15.04.2009 N 274.

К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе:

- строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах - автоматах или полуавтоматах - без сочетания с ручной вышивкой или с вышивкой, выполненной на вышивальных машинах, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку;

- изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий;

- изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением;

- изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов ручной декоративной обработки металла;

- керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий;

- изделия, изготовленные на вязальных машинах - автоматах без сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными способами ручного декорирования изделий;

- другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства.

В пункте 7 комментируемой статьи установлено, что физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

На основании Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - это народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р.

Пример из судебной практики.

Так, в Апелляционном определении Кемеровского областного суда от 14.08.2014 по делу N 33-8086 дается толкование пункту 7 комментируемой статьи. Данным Определением суда было отказано в удовлетворении требований истца о признании права на льготу по земельному налогу.

Суд разъяснил, что предоставление налоговой льготы коренным малочисленным народам связано не только с их национальной принадлежностью, но и с местом проживания в определенных районах Севера и приравненных к нему областях, перечень которых указан в распоряжении Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р, с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что не имеется совокупности оснований для признания за Н. права на налоговую льготу по земельному налогу, одним из которых является проживание на территориях традиционного расселения своих предков, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В перечне видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации такой вид деятельности, как сдача в аренду нежилого здания под магазин, не указан.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку истцом не доказано, что часть земельного участка, указанная в жалобе, используется им для осуществления традиционных.

В пункте 9 статьи 395 НК РФ закреплено, что также освобождаются от налогообложения организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 данной статьи, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

На основании Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных данным Федеральным законом.

При этом под особой экономической зоной данный Закон понимает часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Важно!

Законодатель выделяет следующие типы особых экономических зон:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны.

Правовой статус отдельных особых экономических зон регулируется специальными законами. Так, например, существует Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Обращаем внимание, что пункт 9 статьи 395 НК РФ начал применяться только с 1 января 2012 года.

Официальная позиция.

В письме Минфина РФ от 13.02.2012 N 03-05-04-02/14 разъяснено, что земельные участки, принадлежащие на праве собственности организации, являющейся резидентом особой экономической зоны, образованные при разделении прежнего земельного участка, на который распространялось положение пункта 9 статьи 395 НК РФ, также должны освобождаться от налогообложения в соответствии с пунктом 9 статьи 395 НК РФ, на срок, указанный в данном пункте статьи 395 НК РФ. Аналогичный подход к применению налоговой льготы, установленной пунктом 9 статьи 395 НК РФ, должен применяться при налогообложении земельного участка, образованного при слиянии нескольких земельных участков.

Организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" на основании пункта 10 статьи 395 НК РФ, освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом.

Основной закон, регулирующий статус данных управляющих компаний, - Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Закон N 244-ФЗ).

На основании данного Закона управляющая компания - это российское юридическое лицо, на которое в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, возложена реализация проекта.

Важно!

Может возникнуть такая ситуация, когда управляющая компания передает земельный участок организации - участнику проекта "Сколково" на основании гражданско-правового договора, например, аренды. Впоследствии такая организация теряет статус участника проекта, но продолжает использовать земельный участок по такому договору. Возникает вопрос: имеет ли право в такой ситуации управляющая компания не уплачивать земельный налог со ссылкой на пункт 10 статьи 395 НК РФ?

В случае если арендатор такого земельного участка утрачивает статус участника проекта "Сколково", то автоматически управляющая компания утрачивает право на применение льготы по пункту 10 статьи 395 НК РФ.

В силу пункта 11 комментируемой статьи также освобождаются от налогообложения судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

Понятие резидента промышленно-производственной особой экономической зоны мы уже приводили, когда рассматривали предыдущую категории плательщиков земельного налога, имеющих право на льготу, предусмотренную статьей 395 НК РФ. Напоминаем, что данное понятие содержится в Законе N 116-ФЗ.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти выдает резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны. Форма свидетельства утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 15.10.2012 N БС-4-11/17435 "О земельном налоге" разъясняется, что с учетом статьи 12 Федерального закона N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" (далее - Закон N 305-ФЗ) новый пункт 11 статьи 395 НК РФ вступил в силу с 1 января 2012 года.

Важно!

Комментируемая статья дополнена подпунктом 12, который был введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Теперь с 1 января 2015 года также освобождаются от налогообложения земельным налогом организации - участники свободной экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Важно!

В соответствии со статьей 4 Модельного закона "О свободных экономических зонах", принятого в г. Санкт-Петербурге 09.12.2000 Постановлением 16-5 на 16-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, установлено, что свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории государства, в пределах которого в соответствии с настоящим Законом и таможенным законодательством государства для товаров и транспортных средств устанавливается таможенный режим свободной таможенной зоны, а субъектам предпринимательской деятельности предоставляются налоговые льготы в соответствии с настоящим Законом и законодательством государства о налогах и сборах.

Решение о создании свободной экономической зоны в виде зоны экспортного производства, свободной таможенной зоны производственного типа или свободной таможенной зоны торгового типа на территории государства принимается уполномоченным государственным органом в соответствии с национальным законодательством и государственной программой создания и развития свободных экономических зон.

При этом выделяются следующие виды таких зон:

- зона экспортного производства;

- свободная таможенная зона производственного типа;

- свободная таможенная зона торгового типа;

- инновационно-технологическая зона;

- сервисная зона;

- специальная экономическая зона.

При этом часть 1 статьи 6 вышеназванного Закона понимает под субъектами предпринимательской деятельности на территории свободной экономической зоны зарегистрированные и осуществляющие в ней производственную, торговую и иную деятельность лица независимо от их организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством государства, и филиалы иностранных юридических лиц, которые аккредитованы в свободной экономической зоне в соответствии с законодательством государства.

Управление свободной экономической зоной осуществляется администрацией свободной экономической зоны. Функции администрации свободной экономической зоны осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти территориально-административной единицы, на территории которой создается свободная экономическая зона, в соответствии с положением об администрации свободной экономической зоны, разрабатываемым в порядке, предусмотренном законодательством государства о территориально-административных единицах, на территории которых создается свободная экономическая зона, по согласованию с правительством государства.

Другой комментарий к Статье 395 НК РФ