Статья 374 НК РФ (последняя редакция с комментариями). Объект налогообложения

СТ 374 НК РФ.

1. Объектами налогообложения признаются:

1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

2. Утратил силу с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

3. Утратил силу с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

4. Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) утратил силу с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ

9) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края";

10) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края".

Комментарий к Ст. 374 Налогового кодекса

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

По общему правилу налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации - балансодержатели движимого и недвижимого имущества (основных средств), если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

С 1 января 2015 года действуют изменения, внесенные Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в подпункт 8 пункта 4 комментируемой статьи. Был дополнен перечень имущества, который не признается объектом налогообложения. К данным изменениям относятся объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

Судебная практика.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14.12.2004 N 451-О указал, что по смыслу пункта 1 статьи 38 и статьи 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество организаций являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, то есть таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности.

Судебная практика.

Первый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.02.2012 по делу N А11-3011/2011 отметил, что по смыслу статьи 374 НК РФ критерием для отнесения имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Кроме того в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2013 по делу N А32-22661/2011 рассматривалось дело о признании начисления налога на имущество налоговым органом незаконным в части объектов незавершенного строительства, которые использовались обществом по прямому назначению и приносили экономическую выгоду.

Общество обосновывало свое требование тем, что, поскольку первоначальная стоимость объекта незавершенного строительства окончательно не сформирована, он не подлежал учету в качестве основного средства. Следовательно, основания для начисления ему налога на имущество, начисления соответствующих пеней и взыскания штрафа у ИФНС отсутствовали.

Суд, признавая позицию общества правомерной, пришел к выводу, что основанием для начисления налога стал вывод о том, что у общества данные объекты находятся на праве собственности. Между тем ни НК РФ, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества организации и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке. Вопрос о включении имущества в объект обложения налогом на имущество не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества. Соответственно, обязанность по уплате налога на имущество возникает у налогоплательщика с момента начала использования этого имущества в деятельности предприятия.

Внимание.

Минфин России в письме от 16.01.2014 N 03-05-05-01/1000 пояснил, что на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ, статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, внутрихозяйственные дороги, учитываемые в составе основных средств, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Необходимо также отметить, что облагаемым является имущество, которое получено российской организацией по концессионному соглашению. Такое имущество облагается налогом независимо от того, числится оно у концессионера на балансе или на его забалансовых счетах (письмо Минфина России от 11.09.2013 N 03-05-05-01/37353).

Внимание.

Как разъяснено в письме Минфина России от 08.12.2014 N 03-05-06-02/62855, учитывая, что земельные участки исключены из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, поскольку они подлежат налогообложению самостоятельным налогом - земельным налогом, положения статьи 374 Налогового кодекса не противоречат статье 389 Налогового кодекса.

Внимание.

ФАС Московского округа в Постановлении от 03.07.2014 N Ф05-6464/2014 по делу N А40-71679/2013 удовлетворил требование налогоплательщика о признании частично недействительным решения налогового органа. Суд указал, что берегоукрепление не может быть признано основным средством общества, поскольку изначально подлежало передаче в собственность третьему лицу и было фактически передано муниципальному образованию. Кроме того, суд указал, что берегоукрепление является природно-антропогенным объектом, поскольку обладает свойствами природного объекта, отсыпано из природного материала, имеет рекреационное и защитное значение, относится к природным ресурсам и в силу прямого указания подпункта 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на имущество.

Внимание.

ФНС России в письме от 26.02.2013 N БС-4-11/3130@ обратил внимание на то, что организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов.

Подпунктом "а" пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 202-ФЗ) п. 9 ст. 381 Кодекса признан утратившим силу.

Одновременно п. 3 ст. 1 Федерального закона N 202-ФЗ внесено изменение в пункт 4 статьи 374 Кодекса в части дополнения перечня объектов, не признаваемых объектами налогообложения по налогу на имущество организаций, подпунктом 4 "ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов".

Учитывая изложенное, до 1 января 2013 г. в соответствии с пунктом 9 статьи 381 НК РФ организации освобождались от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов.

С 1 января 2013 г. ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов не относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций и, следовательно, не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

В отношении состава не облагаемого налогом имущества пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов сообщаем следующее.

Статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон N 170-ФЗ) пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) определены как стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Согласно статье 48 Закона N 170-ФЗ хранение или захоронение радиоактивных отходов допускаются только в специально предназначенных для этого пунктах хранения. Хранение и захоронение радиоактивных отходов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 190-ФЗ), другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, организаций, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 190-ФЗ в состав имущества пункта хранения как имущественного комплекса входит имущество, необходимое для обеспечения его безопасного функционирования, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными объектами и иными природными объектами.

Учитывая изложенное, к не облагаемому налогом на имущество организаций имуществу пункта хранения следует относить все необходимое для обеспечения его безопасного функционирования имущество, входящее в состав имущественного комплекса пункта хранения и признаваемое объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Внимание.

Минфин России в письме от 25.11.2013 N 03-05-05-01/50817 подчеркнул, что во избежание двойного налогообложения с учетом пункта 3 статьи 374 Кодекса вне зависимости от учета объекта недвижимого имущества на балансе лизингополучателя иностранная организация (лизингодатель), не осуществляющая деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство, признается налогоплательщиком налога на имущество организаций и определяет налоговую базу в отношении объекта недвижимого имущества, собственником которого она является, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ, исходя из инвентаризационной стоимости, а с 1 января 2014 г. - в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, исходя из кадастровой стоимости (в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ).

Важно.

Подпункт 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ применяется в отношении имущества, не подлежащего государственной регистрации прав, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств (письмо Минфина России от 18.12.2014 N 03-05-05-01/65598).

Официальная позиция.

Налоговая служба рассмотрела вопрос о порядке применения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации.

ФНС России указала, что при рассмотрении состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, а также Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), согласно которым здание и сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (пункт 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ).

При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ).

Поэтому под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в пункте 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты основных средств, которые не требуют монтажа, могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (например, компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения).

Включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельный инвентарный объект, например, такие объекты основных средств, как лифты, встроенная система вентиляции помещений, встроенная пожарная сигнализация (письмо ФНС России от 18.07.2014 N БС-4-11/13896@).

Важно.

Как разъяснил Минфин РФ в письме от 25.02.2015 N 03-05-05-01/9217, с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации. Названная налоговая преференция, предусмотренная нововведенным подпунктом, предоставляется организациям в силу нормы подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ вне зависимости от передачи (включая приобретение) данного имущества лицами, признаваемыми (не признаваемыми) взаимозависимыми в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

Поэтому движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в результате реорганизации или ликвидации, приобретения у взаимозависимых лиц в течение 2013 - 2014 годов, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года в общеустановленном порядке (см. также письма Минфина России от 19.02.2015 N 03-05-05-01/7976, от 16.01.2015 N 03-05-05-01/503, от 16.01.2015 N 03-05-05-01/676, ФНС России от 18.02.2015 N БС-4-11/2530, от 20.01.2015 N БС-4-11/503).

Что касается затрат на монтаж приобретенного у взаимозависимых (не взаимозависимых) лиц движимого имущества, то такие затраты формируют первоначальную стоимость основного средства (инвентарного объекта), остаточная стоимость которого включается в среднегодовую стоимость имущества по налогу на имущество организаций (среднегодовую стоимость не облагаемого налогом имущества).

Аналогичная позиция отражена в письме ФНС России от 13.03.2015 N ЗН-4-11/4037 "О налоге на имущество организаций", направленном вместе с письмом Минфина России от 05.03.2015 N 03-05-04-01/11797.

Кроме того, в письме пояснено, что в силу статьи 374 НК РФ производственные запасы не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Внимание.

Как пояснил Минфин РФ в письме от 04.03.2015 N 03-03-06/1/11187, движимое и недвижимое имущество, не учитываемое на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

В то же время в письме Минфина России от 12.11.2014 N 03-05-05-01/57207 разъяснено, что по вопросу отнесения основных средств к движимому и недвижимому имуществу следует руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, и иными законодательными и нормативными правовыми актами.

Судебная практика.

Суд рассмотрел вопрос об уплате арендатором налога на имущество, в случае если арендатор проводил неотделимые улучшения в виде капитальных вложений в арендованное имущество, принятые в качестве объекта ОС.

Суд указал, что, поскольку до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо возмещения последним произведенных расходов именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды, на нем лежит обязанность по их отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств. Поскольку в соответствии с договором аренды все инженерно-техническое оборудование, системы коммуникаций, закупка и установка которых производятся за счет арендатора, признаются собственностью арендатора и именно общество как арендатор произвело соответствующие расходы, квалифицируемые в соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 как основные средства, оно в силу положений статей 374, 375 НК РФ является плательщиком налога на имущество с размером налоговой базы, соответствующим размеру капитальных вложений в неотделимые улучшения арендованного объекта.

Другой комментарий к Статье 374 НК РФ