Статья 361 НК РФ. Налоговые ставки

СТ 361 НК РФ.

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

3,5

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

7,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

15

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

1

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

2

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

5

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

10

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

4

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

6,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

8,5

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

2,5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

2,5

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

5

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

10

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

20

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

40

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

25

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

50

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

20

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 361 Налогового кодекса

В соответствии с пунктом 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения Налоговая

ставка

(в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)

включительно 7

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)

включительно 10

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)

включительно 15

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 30

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 2

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт)

включительно 4

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 10

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 10

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 20

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)

включительно 8

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)

включительно 10

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)

включительно 13

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 17

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы

на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной

силы) 5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 5

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 10

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью

двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой

лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется

валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой

вместимости) 20

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели

(с каждой лошадиной силы) 25

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма

силы тяги) 20

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие

двигателей (с единицы транспортного средства) 200

Официальная позиция.

В Определении КС РФ от 23.06.2005 N 272-О указаны позиции КС РФ по вопросу конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 361 НК РФ.

КС РФ в своих решениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации следует, что, осуществляя налоговое регулирование и устанавливая в соответствии со статьями 72 (пункт "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов, включая исчерпывающий перечень региональных налогов, федеральный законодатель связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной степенью усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога. Согласно статье 1 и пункту 3 статьи 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными органами власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Следовательно, федеральным законом должны быть установлены круг налогоплательщиков, а также такие существенные элементы каждого регионального налога, как объект налогообложения, налоговая база и предельная ставка налога (Определения КС РФ от 10.07.2003 N 342-О по жалобе гражданки Л.В. Шуклиной на нарушение ее конституционных прав положением пункта 1 статьи 3 Закона Магаданской области "О введении в действие на территории Магаданской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности" и от 14.12.2004 N 451-О об отказе в принятии к рассмотрению запроса палаты представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 НК РФ).

Таким образом, поскольку в соответствии со статьей 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации полномочия по разработке и установлению общих принципов налогообложения и сборов закреплены за федеральным законодателем, установление существенных элементов налогообложения для придания налогу статуса законно установленного должно производиться федеральным законом. При этом, несмотря на то, каким по уровню в налоговой системе является налог - федеральным, региональным или местным - налоговая ставка определяется в федеральном законе об этом налоге (в соответствующей главе НК РФ).

По транспортному налогу в пункте 1 статьи 361 НК РФ федеральный законодатель зафиксировал средние величины налоговых ставок по категориям транспортных средств, а пунктом 2 этой статьи предоставил субъектам Российской Федерации право при введении транспортного налога уточнять их таким образом, чтобы конкретные размеры введенных субъектами Российской Федерации ставок налога не выходили за границы пятикратного уменьшения или увеличения средних налоговых ставок, закрепленных в пункте 1 статьи 361 НК РФ. Учитывая установленные федеральным законодателем минимальные и максимальные пределы в отношении вводимых субъектами Российской Федерации конкретных размеров ставок транспортного налога, нет оснований утверждать, что на региональном уровне неограниченно завышаются ставки транспортного налога. Принимая во внимание регулируемый федеральным законом объем правомочий субъектов Российской Федерации при введении конкретных ставок транспортного налога, пункт 2 статьи 361 НК РФ нельзя рассматривать как ограничивающий конституционные права и свободы налогоплательщиков. Кроме того, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации вправе пересмотреть, в том числе в сторону понижения, размеры введенных ими ставок транспортного налога, если для этого возникнут необходимые обстоятельства.

Поскольку общие принципы налогообложения и сборов согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, федеральный законодатель при установлении федерального, регионального и местного налогов самостоятельно избирает определенную стоимостную или физическую характеристику облагаемого объекта для исчисления налоговой базы. Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом легковых автомобилей федеральным законодателем установлена мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (или кВт). Данный выбор осуществлен федеральным законодателем в пределах его конституционных полномочий в сфере налогообложения, поэтому пункт 1 статьи 361 НК РФ, признающий налоговой базой при налогообложении транспортным налогом легковых автомобилей мощность двигателя транспортного средства, также не может рассматриваться как ограничивающий конституционные права и свободы налогоплательщиков.

Официальная позиция.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 05.12.2005 N 03-06-04-04/47, в письме от 01.04.2005 N 03-06-04-04/1 и в письме от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15, при рассмотрении вопроса об отнесении транспортных средств к той или иной категории из числа предусмотренных главой 28 НК РФ и применении соответствующей налоговой ставки необходимо принимать во внимание следующее.

В соответствии со статьей 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на единицу мощности (тяги) двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Таким образом, установлена зависимость ставки транспортного налога от таких критериев, как категория транспортного средства и мощность (тяга) двигателя либо валовая вместимость транспортного средства.

Учитывая это, налоговые ставки, предусмотренные пунктом 1 статьи 361 НК РФ, определены применительно к категориям транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом, и мощности (тяге) установленных на них двигателей или их валовой вместимости.

Согласно положениям статьи 358 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

Следует отметить, что предусмотренное главой 28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров, позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории.

Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.

В связи с этим важно отметить, что согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2005 N 6842, в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

В отличие от Конвенции и указанных выше нормативно-правовых актов Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 НК РФ. Это делает возможным его использование для целей, предусмотренных названной главой НК РФ, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении.

Внимание!

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 02.02.2005 N 03-06-04-05/03, в целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля необходимо учитывать следующее.

Как следует из статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели), а понятие "автомобиль" и понятие "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" различны.

Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20.03.1958.

В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.

Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением, используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.

Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, не могут быть отнесены к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".

По отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей в зависимости от мощности их двигателя.

Внимание!

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы Гостехнадзора).

Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС).

В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.

Согласно Постановлению Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей.

Паспорт транспортного средства в том числе подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.1997 N 399/388/195 "О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 N 1445" утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств (далее - Положение), действующее в период выдачи налогоплательщику паспортов транспортных средств.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии одобрения типа транспортного средства или заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.

Официальная позиция.

В соответствии с письмом Минфина России от 28.12.2004 N 03-06-04-04/16 при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории легковых или грузовых автомобилей следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359;

- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.

Как указано в письме Минфина России от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17, в отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII. Эта же классификация приведена в приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 134.

Судебная практика.

По мнению арбитражных судов, при определении категории транспортного средства в целях определения ставки транспортного налога следует исходить не только из типа, указанного в паспорте данного транспортного средства, но также из его фактического использования.

Пример.

Суть дела.

По результатам камеральной налоговой проверки декларации по транспортному налогу за 2004 г. налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа, кроме того, налогоплательщику были доначислены транспортный налог и пени за его несвоевременную уплату.

Основанием для доначисления сумм налога, пени и штрафа послужил вывод налогового органа о неполной уплате налога по транспортным средствам (две единицы "ГАЗ-32214"; "ГАЗ-3221"; "ГАЗ-22171"; "УАЗ-2206"; три единицы - "ИЖ-27156-011-01"; "ИЖ-27156-014"), по которым налогоплательщик в названном периоде применил ставку, установленную для автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 л.с., вместо ставок, установленных для автобусов и грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с.

Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным в данной части.

Позиция суда.

Удовлетворяя заявленные требования, суд основывался на том, что налогоплательщиком правомерно спорные транспортные средства были отнесены к категориям легковых, исходя из типа и фактического использования автомобилей.

Судом установлено, что у налогоплательщика имеются транспортные средства: две единицы "ГАЗ-32214"; "ГАЗ-3221"; "ГАЗ-22171"; "УАЗ-2206"; три единицы "ИЖ-27156-011-01"; "ИЖ-27156-014".

Налоговым органом автомобили марок "ГАЗ" и "УАЗ" отнесены к категории автобусов, а автомобили марки "ИЖ" к грузовым автомобилям.

В силу статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Транспортный налог на территории Пермской области введен и ставки установлены Законом Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" (далее - Закон N 1685-296).

Судом установлено, что, согласно паспортам транспортных средств, имеющиеся у налогоплательщика автомашины "ГАЗ-32214" являются автомобилями скорой помощи и эксплуатируются в составе медико-санитарной части для оказания медицинской помощи работникам; автомобиль "ГАЗ-3221" является микроавтобусом на 8 посадочных мест; автомобиль "ГАЗ-22171" является микроавтобусом на 6 посадочных мест; доказано их использование налогоплательщиком в целях перевозки работников по заявленным маршрутам. Автомобиль "УАЗ-2206" используется принадлежащим налогоплательщику охотхозяйством в целях патрулирования охотничьих угодий. Две единицы автомобилей марки "ИЖ-27156" с февраля 2004 г. не используются в производственной деятельности ввиду сильного износа (за период функционирования в 2004 г. налог исчислен). Две единицы "ИЖ-27156" использовались, согласно представленным путевым листам, для перевозки работников налогоплательщика.

Оценив эти обстоятельства в совокупности с типом данных автомобилей и назначением их использования, а также применив соответствующие положения Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, суд пришел к выводу, что все названные транспортные средства относятся к категории легковых, поскольку в ОКОФ они указаны под кодами 15 3410166, 15 3410165, 15 3410170.

Доказательств обратного, в том числе того, что указанные автомобили (все или какие-либо в отдельности) используются налогоплательщиком для перевозки грузов или в иных целях, налоговым органом не представлено, и при камеральной проверке эти вопросы не исследовались.

При таких обстоятельствах налогоплательщик в отношении спорных автомашин правомерно применил ставки транспортного налога, установленные для легковых автомобилей Законом N 1685-296.

Постановление ФАС Уральского округа от 31.01.2006 N Ф09-6385/05-С1.

Внимание!

Налоговое законодательство не содержит критериев, в соответствии с которыми спецтехника, смонтированная на шасси грузового автомобиля, могла бы быть неоспоримо отнесена к понятию грузового автомобиля применительно к главе 28 НК РФ.

В соответствии с Методическими рекомендациями при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (далее - ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968).

В разделе VII Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению" (утратившим силу, начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за 2006 год, в связи с изданием Приказа Минфина России от 13.04.2006 N 65н), при отнесении транспортных средств к соответствующим категориям используется ОКОФ.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения", зарегистрированный в Минюсте России от 25.05.2006 N 7874, в приложении N 1 также использует коды вида транспортного средства, предусмотренные ОКОФ.

Таким образом, использование налогоплательщиками при определении ставок транспортного налога по самоходным транспортным средствам кодов ОКОФ является правомерным, что подтверждается складывающейся правоприменительной практикой арбитражных судов.

Судебная практика.

Пример.

Суть дела.

Налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Налогоплательщику также доначислен транспортный налог и соответствующие пени.

Основанием для вынесения налоговым органом решения в данной части послужило нарушение порядка применения ставок транспортного налога по специальным транспортным средствам. По мнению налогового органа, налогоплательщиком неправомерно принадлежащие ему автомобили (УРАЛ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, КрАЗ) отнесены к "другим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу", так как по отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности их двигателя.

Указанное решение налогоплательщиком обжаловано в арбитражный суд в части доначисления транспортного налога, соответствующих сумм пени, привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа.

Позиция суда.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из следующего.

Налогоплательщиком транспортный налог, согласно статье 361 НК РФ, уплачен по фиксированной ставке как по объекту "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".

Суд признал законными действия налогоплательщика по уплате транспортного налога по фиксированной ставке, поскольку Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).

Как следует из пункта 2 Методических рекомендаций, при определении вида транспортного средства необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94.

Согласно Классификатору автомобильные краны, автомобили пожарные, автомобили аварийно-технические отнесены к "машинам и оборудованию" (код 14 000000). В свою очередь, грузовые автомобили находятся в другом подразделе "средства транспортные" (код 15 000000). Таким образом, Классификатор не относит специальную технику к категории грузовых автомобилей.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 4 НК РФ, в соответствии с которым Методические рекомендации являются обязательными для применения налоговыми органами. Руководство подзаконными актами и разъяснениями иных органов необоснованно.

Следовательно, налогоплательщик при исчислении транспортного налога на специальную технику (автомобильные краны, автомобили пожарные, автомобили аварийно-технические) правомерно исчислял его по фиксированной ставке, поскольку, оспаривая судебные акты по делу, налоговый орган не доказал, что указанная техника согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ относится к грузовым автомобилям.

Постановление ФАС Поволжского округа от 29.06.2006 N А49-13253/05-24А/17.

Помимо приведенного Постановления, аналогичные выводы содержатся также в Постановлении ФАС Уральского округа от 24.10.2006 N Ф09-9295/06-С1, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2007 N Ф04-8747/2006(29860-А67-15). По мнению судей, налогоплательщик правомерно исчислял транспортный налог на принадлежащие ему транспортные средства (специальный гидроподъемник, специальные автокраны, кран автомобильный, автогидроподъемник) по ставкам, установленным для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, а не для грузовых автомобилей, поскольку в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 данные транспортные средства относятся к категории "оборудование подъемно-транспортное", а не к категории грузовых автомобилей. Определение типа транспортного средства в соответствии с ОКОФ правомерно, поскольку в Приказе Минфина России от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения" используются коды вида транспортного средства, предусмотренные ОКОФ.

В то же время, как следует из писем Минфина России от 01.04.2005 N 03-06-04-04/1, от 05.12.2005 N 03-06-04-04/47, автокраны (код ОКОФ 14 2915242), автомобили пожарные (код ОКОФ 14 3410330), автоцистерны (код ОКОФ 15 3410360), экскаваторы (код ОКОФ 14 2924332) относятся к категории "грузовые автомобили". По указанным средствам следует применять ставки по транспортному налогу как по грузовым транспортным средствам, а не по другим самоходным транспортным средствам.

При этом Минфин России ссылается на классификацию транспортных средств, введенную Женевским соглашением в 1958 г. используемую в РФ при сертификации транспортных средств, в которой сказано, что специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к грузовым автомобилям. По мнению Минфина России, ОКОФ не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 НК РФ. Это делает возможным его использование для целей, предусмотренных названной главой НК РФ, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении.

Официальная позиция.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации осуществляют государственную регистрацию наземных транспортных средств в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Как следует из письма Минфина России от 31.05.2006 N 03-06-04-04/21, в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" (в том числе автомобили марок БелАЗ, КрАЗ и МАЗ).

Судебная практика.

Пример.

Суть дела.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2004 г. По результатам проверки принято решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим же решением налогоплательщику доначислен транспортный налог и в соответствии с пунктом 5 статьи 78 НК РФ произведен зачет имеющейся переплаты по транспортному налогу.

По мнению налогового органа, автомобили марки БелАЗ относятся к грузовым машинам и подлежат обложению транспортным налогом по ставке налога, установленной для грузовых машин.

Не согласившись с принятым решением в части доначисления транспортного налога и проведения зачета переплаты на эту же сумму, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Позиция суда.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что спорные транспортные средства относятся к самоходным машинам, в связи с чем налогоплательщик правомерно исчислил транспортный налог за 2004 год по 54 автомобилям БелАЗ с применением ставки в размере 10 руб. за 1 лошадиную силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Законом Приморского края от 28.11.2002 N 24-КЗ "О транспортном налоге" на грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с. установлена налоговая ставка 50 рублей; на другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу установлена налоговая ставка 10 рублей.

На основании Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (в редакции от 08.08.2003), автомобили-самосвалы грузоподъемностью свыше 18 тонн относятся к транспортным средствам (код 15 3410226).

Согласно разделу VII "Коды видов транспортных средств (ТС)" Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/724, автомобили-самосвалы отнесены к грузовым автомобилям (код 520 01).

В силу пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении путем его регистрации и выдачи соответствующих документов.

Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными Приказом МВД РФ от 27.01.2003 N 59.

Между тем из материалов дела следует, что карьерные самосвалы марки БелАЗ, принадлежащие заявителю, зарегистрированы в органах Государственной инспекции Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, на данные транспортные средства выданы паспорта, где указано наименование транспортного средства - "самоходная машина".

В отношении указанных транспортных средств введен межгосударственный стандарт "Самосвалы карьерные. Общие технические условия" ГОСТ 30537-97, в соответствии с пунктом 3.1 которого самосвал карьерный является самоходной колесной машиной с открытой саморазгружающейся платформой, загружаемой внешними средствами, предназначенной для транспортировки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве, эксплуатирующейся вне автомобильных дорог общего пользования.

Суд, исходя из оценки представленных документов, сделал вывод о том, что карьерные самосвалы марки БелАЗ отличны от автомобилей-самосвалов категории транспортных средств, так как не предназначены для движения по автомобильным дорогам и не регистрируются в органах ГИБДД.

На основании изложенного арбитражный суд пришел к выводу, что самосвалы БелАЗ относятся к другим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на гусеничном ходу, в связи с чем признал правомерным применение налогоплательщиком по указанным транспортным средствам налоговой ставки 10 рублей, а решение налогового органа в части доначисления транспортного налога недействительным.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.07.2006 N Ф03-А51/06-2/1806.

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 статьи 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Официальная позиция.

В Определении КС РФ от 16.11.2006 N 465-О указаны позиции КС РФ по вопросу конституционности положений пунктов 2 и 3 статьи 361 НК РФ.

Из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации следует, что, осуществляя налоговое регулирование и устанавливая в соответствии со статьями 72 (пункт "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов, включая исчерпывающий перечень региональных налогов, федеральный законодатель связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной степенью усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога. Согласно статье 1 и пункту 3 статьи 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными органами власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Следовательно, федеральным законом должны быть установлены круг налогоплательщиков, а также такие существенные элементы каждого регионального налога, как объект налогообложения, налоговая база и предельная ставка налога.

Судебная практика.

Пример.

Суть дела.

Налогоплательщик, имея на балансе 46 автотранспортных средств и являясь плательщиком транспортного налога, представил в налоговый орган декларацию по транспортному налогу, согласно которой налогоплательщиком показан к уплате налог, исчисленный исходя из ставок, установленных региональным Законом от 22.11.2002. Платежными поручениями налог был уплачен.

Впоследствии налогоплательщик направил в налоговый орган письмо с просьбой принять уточненные расчеты авансовых платежей по транспортному налогу, согласно которым исчисленный к уплате налог составил меньшую сумму, чем уплатил налогоплательщик.

Полагая, что законодатель субъекта РФ имел право принять закон о введении транспортного налога на своей территории только после 01.01.2003, а, следовательно, данный Закон должен был вступить в силу с 01.01.2004, налогоплательщик посчитал, что исчисление и уплата налога должны были им производиться с учетом ставок, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", в связи с чем обратился в налоговый орган с требованием о зачете в счет будущих платежей излишне уплаченного транспортного налога.

Налоговый орган отказал плательщику в осуществлении зачета, сославшись на то, что в представленных уточненных декларациях указаны ставки налога, не соответствующие положениям Закона субъекта РФ.

Не согласившись с доводами налогового органа и отказом в зачете транспортного налога, налогоплательщик обратился в суд за защитой своих прав.

Позиция суда.

КС РФ Определением от 10.04.2002 N 104-О признал положение о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога, превышающих установленные федеральным законодательством, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьями 57 и 75 (часть 3).

Принцип установления налогов законами закреплен в статье 57 Конституции Российской Федерации. Применительно к налогам субъектов Российской Федерации с учетом изложенных конституционных положений "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.

Таким образом, принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта Российской Федерации установить и ввести в действие данный налог на своей территории.

При этом законодатель субъекта Российской Федерации правовое регулирование регионального налога может осуществлять при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщика по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" раздел IX НК РФ дополнен главой 28. Указанный Федеральный закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (статья 21 Закона N 110-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств (пункт 3 статьи 361 НК РФ).

Из положений статьи 2 регионального Закона следует, что ставки транспортного налога установлены в пределах, не превышающих налоговые ставки федерального законодательства более чем в пять раз.

Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что Закон субъекта РФ принят на основании Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ и его нормы не ухудшают экономическое положение налогоплательщика по сравнению с тем, как это определяется федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах у налогового органа имелись правовые основания для отказа налогоплательщику в признании транспортного налога излишне уплаченным и проведении зачета указанной суммы в счет предстоящих платежей.

Постановление ФАС Центрального округа от 14.05.2004 N А54-5007/03-С2.

В соответствии с пунктом 3 статьи 361 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Как указано в письме МНС России от 06.11.2002 N НА-6-21/1704, пункт 3 статьи 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок транспортного налога с учетом категорий и срока полезного использования транспортных средств на конец налогового периода.

Например: для автомобиля легкового с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка может быть установлена законом субъекта Российской Федерации от 1 до 25 рублей за каждую лошадиную силу. При этом ставка может быть дифференцирована:

- по мощности двигателя (например, до 50 л.с. и свыше 50 л.с.);

- по сроку полезного использования (например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло более 7 лет, и для автомобилей, с года выпуска которых прошло менее 7 лет).

Внимание!

В соответствии с пунктом 27 Методических рекомендаций при установлении налоговых ставок в зависимости от года выпуска транспортных средств (срока полезного использования) необходимо иметь в виду, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Другой комментарий к Статье 361 НК РФ