Статья 346.6 НК РФ. Налоговая база

СТ 346.6 НК РФ.

1. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

2. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

3. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 105.3 настоящего Кодекса.

4. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

5. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком в целях настоящей главы понимается превышение расходов над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.5 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Налогоплательщики вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.

Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

В случае прекращения налогоплательщиками деятельности по причине реорганизации налогоплательщики-правопреемники вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим пунктом, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Убыток, полученный налогоплательщиками при уплате единого сельскохозяйственного налога, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.

6. Организации, которые до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога при исчислении налога на прибыль организаций использовали метод начислений, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога выполняют следующие правила:

1) на дату перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога;

2) утратил силу с 1 января 2007 г.;

3) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

4) расходы, осуществленные организацией после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода организации на уплату единого сельскохозяйственного налога;

5) не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в оплату расходов организации, если до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

6) материальные расходы и расходы на оплату труда, относящиеся к незавершенному производству на дату перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, оплаченные до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в отчетном (налоговом) периоде изготовления готовой продукции;

7) затраты на приобретение квот (долей) добычи (вылова) водных биологических ресурсов, фактически оплаченные до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и не отнесенные на расходы при определении налоговой базы, включаются в налоговую базу на дату перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога.

6.1. При переходе организации на уплату единого сельскохозяйственного налога в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) основных средств и нематериальных активов и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 настоящего Кодекса.

При переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, применяющей упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 настоящего Кодекса, в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, определяемая в соответствии с пунктом 3 статьи 346.25 настоящего Кодекса.

При переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, применяющей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса, в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) основных средств и нематериальных активов и суммой амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

7. Организации, которые уплачивали единый сельскохозяйственный налог, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют следующие правила:

1) признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения единого сельскохозяйственного налога, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;

2) признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения единого сельскохозяйственного налога товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса.

7.1. Указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 7 настоящей статьи доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

8. В случае, если организация переходит с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иные режимы налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией) которых не полностью перенесены на расходы за период применения единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 настоящего Кодекса, в учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на момент перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, на сумму произведенных за период применения единого сельскохозяйственного налога расходов, определенных в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 настоящего Кодекса.

9. Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога и с единого сельскохозяйственного налога на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные пунктами 6.1 и 8 настоящей статьи.

10. Налогоплательщики, перешедшие по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса и (или) на уплату налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения в соответствии с главой 26.5 настоящего Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

Доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяются система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса, патентная система налогообложения в соответствии с главой 26.5 настоящего Кодекса (с учетом положений, установленных настоящей главой), не учитываются при исчислении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.

Комментарий к Ст. 346.6 Налогового кодекса

В статье устанавливаются правила определения налоговой базы ЕСХН.

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам устанавливаются НК РФ (ст. 53 НК РФ в ред. Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ).

1. Налоговой базой ЕСХН признается денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на величину расходов в соответствии со ст. ст. 346.5 - 346.6 НК РФ.

2. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

В ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (вступил в силу с 18 июня 2004 г.) установлены значения следующих понятий.

Валюта Российской Федерации (п. 1):

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта (п. 2):

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Внутренние ценные бумаги (п. 3):

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ.

Внешние ценные бумаги (п. 4) - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с указанным Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.

Валютные ценности (п. 5) - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Официальные курсы иностранных валют к российскому рублю устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ЦБ РФ в порядке, определенном Положением ЦБ РФ от 19 декабря 2001 г. N 169-П "Об установлении Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют к российскому рублю". ЦБ РФ каждый рабочий день не позднее 13 часов по московскому времени устанавливает официальные курсы основных валют, используемых в РФ при осуществлении внешнеэкономических расчетов (за исключением курсов национальных валют стран - участниц Экономического и валютного союза), и СДР к российскому рублю (см. п. 1.1 Положения).

3. Если налогоплательщик ЕСХН получает доход в натуральной форме (т.е. не в денежной форме, а в виде товаров, работ или услуг), доход для целей налогообложения определяется исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 40 НК РФ, без включения в них налога на добавленную стоимость.

В ст. 40 НК РФ "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" устанавливается значение понятия "рыночная цена".

Если иное не предусмотрено ст. 40 НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (см. п. 1 ст. 40 НК РФ).

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам (работам, услугам) и однородным товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (п. 2 ст. 40 НК РФ).

В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми лицами, надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей (п. 3 ст. 40 НК РФ).

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ).

Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за пределами Российской Федерации (п. 5 ст. 40 НК РФ).

Идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться (п. 6 ст. 40 НК РФ).

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения товара (п. 7 ст. 40 НК РФ).

При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок (п. 8 ст. 40 НК РФ).

При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.

В частности, учитываются такие условия сделок, как:

- количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии),

- сроки исполнения обязательств,

- условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида,

- иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок (п. 9 ст. 40 НК РФ).

При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации.

При использовании метода цены последующей реализации рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод. При затратном методе рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые расходы (затраты) и косвенные расходы (затраты) на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты (см. п. 10 ст. 40 НК РФ).

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках (см. п. 11 ст. 40 НК РФ).

При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ (см. п. 12 ст. 40 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы) (п. 13 ст. 40 НК РФ).

Положения, предусмотренные п. п. 3 и 10 ст. 40 НК РФ, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25 НК РФ (п. 14 ст. 40 НК РФ).

Для целей НК РФ под взаимозависимыми лицами понимаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно (см. ст. 20 НК РФ):

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20% (доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой);

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным причинам, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

4. При определении налоговой базы ЕСХН доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, т.е. с начала календарного года или с даты государственной регистрации вновь созданной организации, с даты постановки на учет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (главы фермерского хозяйства).

Особое внимание главам фермерских хозяйств следует обратить на следующее разъяснение (приведено в письме МНС РФ от 09.07.2004 N 09-0-10/2841 "О приведении правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"; документ опубликован не был):

"Статьей 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.

Согласно статье 7 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в качестве юридических лиц), обязаны привести свой правовой статус в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вместе с тем Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Законом N 74-ФЗ не предусмотрена процедура приведения правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и 439", МНС России издан Приказ от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств", которым утверждена форма Заявления о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, прекращение деятельности юридического лица возможно только при реорганизации либо ликвидации юридического лица.

Соответственно приведение правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации означает лишь исключение сведений о крестьянском (фермерском) хозяйстве из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с включением в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об указанном субъекте предпринимательской деятельности.

Поскольку в соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации прекращение обязательств по уплате налогов возможно лишь в случаях, установленных пунктом 3 указанной статьи, то приведение правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации не прекращает обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет.

На основании вышеизложенного приведение правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации не изменяет и не прекращает его права и обязанности.

Таким образом, за крестьянским (фермерским) хозяйством, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании Заявления по форме N Р27002, остается весь комплекс прав и обязанностей, как в случае универсального правопреемства.

Для приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных до 01.01.1995 в качестве юридических лиц на основании Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации регистрирующие (налоговые) органы выполняют следующие действия.

1. По вопросам государственной регистрации.

На основании Заявления по форме N Р27002 регистрирующий (налоговый) орган по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства вносит запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с приведением его правового статуса в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае если место жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства и место нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства, приводящего свой правовой статус в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, находятся на территориях, подведомственных разным регистрирующим (налоговым) органам, то лист В Заявления по форме N Р27002 не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРИП записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, направляется по каналам связи с применением средств защиты информации (далее - каналы связи) в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства для внесения записи о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Одновременно в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства направляется с сопроводительным письмом копия Заявления по форме N Р27002.

Регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства оперативно уведомляет (используя факс либо защищенные каналы связи) регистрирующий (налоговый) орган по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства о получении указанных сведений.

2. По вопросам учета налогоплательщиков.

2.1. Постановка на учет главы крестьянского (фермерского) хозяйства в налоговом органе по месту его жительства осуществляется на основании выписки из ЕГРИП, содержащей сведения о внесении записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) (использованием ранее присвоенного ИНН), внести сведения в раздел 3 ЕГРН не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРИП записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и выдать (направить по почте) Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации по форме N 09-2-2 и Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме N 09-2-3 одновременно со Свидетельством о внесении записи в ЕГРИП.

В случае если главе крестьянского (фермерского) хозяйства ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, одновременно со Свидетельством о внесении записи в ЕГРИП ему выдается (направляется по почте) только Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме N 09-2-3.

При этом в указанном Уведомлении о постановке на учет в строке "на основании сведений" следует отразить информацию, содержащуюся в выписке из ЕГРИП о зарегистрированном событии, а именно указать "о внесении записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

В строке "содержащихся в" следует указать "выписке из ЕГРИП", после слов "в качестве" - "главы крестьянского (фермерского) хозяйства".

2.2. В случае приведения правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) юридического лица признается недействительным.

Исключение сведений из раздела 1 ЕГРН о крестьянском (фермерском) хозяйстве как юридическом лице осуществляется на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с приведением его правового статуса в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.

Датой исключения сведений из раздела 1 ЕГРН о крестьянском (фермерском) хозяйстве является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с приведением его правового статуса в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган, осуществивший исключение сведений из раздела 1 ЕГРН о крестьянском (фермерском) хозяйстве как юридическом лице, выдает ему (направляет по почте) уведомление в произвольной форме.

При этом в уведомлении следует указать, что сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве как юридическом лице исключены из ЕГРН на основании выписки из ЕГРЮЛ о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с приведением его правового статуса в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в уведомлении указывается ГРН и дата внесения записи в ЕГРЮЛ.

В процитированном разъяснении, на наш взгляд, осуществлена попытка "втиснуть" крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в "прокрустово ложе" форм хозяйствования, установленных Гражданским кодексом РФ. Важно отметить, что такие фермерские хозяйства вправе сохранять статус юридического лица до 1 января 2010 года.

Прокрустово ложе - в греческой мифологии ложе, на которое великан-разбойник Прокруст насильно укладывал путников: тем, кому ложе было коротко, обрубал ноги, тех, кому было длинно, вытягивали (отсюда имя Прокруст - "растягивающий") (см.: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1990). По другой версии, Прокруст - в греческой мифологии знаменитый разбойник (известен также под именами Дамаста и Полипемона), подстерегавший путников на дороге между Мегарой и Афинами. Он изготовил два ложа: на большое укладывал небольших ростом путников и бил их молотом, чтобы растянуть тела, на маленькое - высоких ростом и отпиливал те части тела, которые там не помещались. Прокруст был убит вблизи реки Кефис Тесеем, когда тот, устанавливая порядок в Аттике, очистил ее от чудовищ и преступников (см.: Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990).

5. Налогоплательщики ЕСХН вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам тех предыдущих налоговых периодов, когда налогоплательщик уплачивал ЕСХН. При этом под убытком в целях главы 26.1 НК РФ понимается превышение расходов над доходами, определяемыми в соответствии со ст. 346.5 НК РФ.

Убыток в целях главы 26.1 НК РФ не может уменьшать налоговую базу ЕСХН (по каждому отдельному календарному году) более чем на 30%. При этом сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды (календарные годы), но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налогоплательщики ЕСХН обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Убыток, полученный налогоплательщиками ЕСХН при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на уплату ЕСХН.

Убыток, полученный налогоплательщиками при уплате ЕСХН, не принимается при переходе их на общий режим налогообложения.

Следует отметить, что у налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, убытком (для целей гл. 25 НК РФ) признается отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ (см. п. 8 ст. 274 НК РФ).

Установленные в комментируемой главе правила вычета убытков прошлых лет для целей налогообложения соответствуют тем правилам, которые установлены в гл. 25 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, а также в гл. 26.2 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих УСН и избравших в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

6. Нормы, содержащиеся в комментируемом пункте, распространяются только на налогоплательщиков ЕСХН, ранее применявших общий режим налогообложения с использованием метода начислений. Метод начислений при общем режиме налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ могут применять только организации.

Эти налогоплательщики при переходе на уплату ЕСХН выполняют следующие правила:

1) на дату перехода на уплату ЕСХН в налоговую базу включают суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых они осуществляют после перехода на уплату ЕСХН;

2) на дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражают остаточную стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации.

В отношении основных средств, числящихся у налогоплательщиков, оплата которых будет осуществлена после перехода на уплату ЕСХН, остаточная стоимость, определяемая в соответствии с комментируемым пунктом, учитывается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата такого объекта основных средств;

3) не включают в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на уплату ЕСХН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения;

4) расходы, осуществленные налогоплательщиками после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату:

- их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения,

- оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода налогоплательщиков на уплату ЕСХН;

5) не вычитают из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату ЕСХН в оплату расходов, если до перехода на уплату ЕСХН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Под амортизацией понимается (от ср.-век. лат. Amortisatio - погашение) - постепенное перенесение стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического и морального износа на производимый продукт. Переносимая стоимость в денежной форме аккумулируется в амортизационном фонде. Суммы амортизации подлежат вычету при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с нормами главы 25 НК РФ, а также при расчете налоговой базы по налогу на доходы физических лиц у индивидуальных предпринимателей. Для целей взимания налога на прибыль организации в ст. 259 НК РФ установлены правила применения методов начисления сумм амортизации и специальных коэффициентов, а также правила начисления сумм амортизации при реорганизации.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ в целях главы 25 НК РФ амортизируемым имуществом признаются отдельные виды имущества, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

- находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, могут включаться арендованные средства);

- используются налогоплательщиком для извлечения дохода;

- погашение стоимости осуществляется путем начисления амортизации;

- срок полезного использования составляет более 12 месяцев;

- первоначальная стоимость составляет более 10000 рублей.

К амортизируемому имуществу не относятся виды имущества или объекты интеллектуальной собственности, не подлежащие амортизации в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ.

В п. 2 ст. 256 НК РФ установлен перечень видов имущества и объектов интеллектуальной собственности, которые у всех налогоплательщиков не относятся к амортизируемому имуществу, даже при соблюдении условий, установленных в п. 1 ст. 256 НК РФ.

Не подлежат амортизации (не являются амортизируемым имуществом):

1) земля;

2) иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);

3) материально-производственные запасы;

4) товары;

5) объекты незавершенного капитального строительства;

6) ценные бумаги;

7) финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).

Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:

- имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;

- имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

- имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Амортизируемое имущество, полученное налогоплательщиком при приватизации, подлежит амортизации, даже если оно ранее было приобретено или создано с использованием бюджетных средств целевого финансирования;

- объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;

- продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные, если они не относятся к категории "рабочий скот";

- приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства.

Не подлежат амортизации:

- имущество, полученное в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";

- основные средства и нематериальные активы, безвозмездно полученные в соответствии с международными договорами РФ, а также в соответствии с законодательством РФ атомными станциями для повышения их безопасности, используемые для производственных целей (см. подп. 7 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Кроме того, не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших безвозмездно:

а) российской организации от:

- организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;

- организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации;

- физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица;

б) налогоплательщику в рамках целевого финансирования:

- сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;

- государственным и муниципальным образовательным учреждениям, а также негосударственным образовательным учреждениям, имеющим лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности;

- организациям, входящим в структуру РОСТО, в виде основных средств, использованных на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта в соответствии с законодательством РФ.

Другими словами, в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация не начисляется на те виды амортизируемого имущества, получение которого для целей налогообложения прибыли относится к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы;

8) приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора. Оплата периодическими платежами прав на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности предусматривается договорами о выплате авторского вознаграждения или лицензионными соглашениями.

В соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях определения налоговой базы (начисления амортизации) исключаются основные средства:

- переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

- переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев (при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации);

- находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев (см. п. 2 ст. 257 НК РФ).

Под основными средствами (в целях главы 25 НК РФ) понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

В главе 25 НК РФ определены:

а) порядок определения стоимости амортизируемого имущества (ст. 257 НК РФ):

- первоначальная стоимость основных средств;

- восстановительная стоимость основных средств;

- остаточная стоимость основных средств;

б) амортизационные группы и особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (ст. 258 НК РФ);

в) методы и порядок расчета сумм амортизации (ст. 259 НК РФ).

7. Нормы, содержащиеся в комментируемом пункте, распространяются только на налогоплательщиков, ранее уплачивавших ЕСХН и переходящих на общий режим налогообложения с использованием метода начислений. Метод начислений при общем режиме налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ могут применять только организации. Нормы комментируемого пункта не затрагивают организации, переходящие на общий режим налогообложения с использованием кассового метода, а также индивидуальных предпринимателей.

Организации, уплачивавшие ЕСХН, при переходе на общий режим налогообложения с использованием метода начислений выполняют следующие правила:

1) не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы ЕСХН (такую ситуацию трудно представить, так как налогоплательщики ЕСХН обязаны использовать только кассовый метод);

2) расходы, осуществленные налогоплательщиками в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.

8. Нормы комментируемого пункта распространяются на организации, переходящие с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения как с применением метода начислений, так и с применением кассового метода.

При переходе на общий режим налогообложения в налоговом учете по налогу на прибыль организаций (в соответствии с нормами ст. ст. 322 - 323 главы 25 НК РФ) на дату указанного перехода (на 1 января нового года) отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период применения системы ЕСХН, в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.

При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы ЕСХН за весь период применения ЕСХН в соответствии с главой 26.1 НК РФ, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с гл. 25 НК РФ, не уменьшают остаточной стоимости основных средств на дату перехода налогоплательщиков на общий режим налогообложения (на 1 января нового года), а полученная разница признается доходом в случае перехода на общий режим налогообложения.

Другой комментарий к Статье 346.6 НК РФ