Статья 346.40 НК РФ. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений

СТ 346.40 НК РФ.

1. По налогам, предусмотренным статьей 346.35 настоящего Кодекса, налогоплательщик
представляет в налоговые органы, в которых он состоит на учете, по местонахождению участка
недр, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, предоставленного в пользование на условиях
соглашения, налоговые декларации по каждому налогу, по каждому соглашению отдельно от другой
деятельности.

Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях соглашения, расположен на
континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической
зоны Российской Федерации, налогоплательщик представляет налоговые декларации по налогам,
предусмотренным статьей 346.35 настоящего Кодекса, в налоговые органы, в которых он состоит на
учете, по его местонахождению.
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к
категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту
учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

2. Утратил силу.

3. Утратил силу.

4. Налогоплательщик ежегодно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего
планируемому, представляет в налоговые органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи,
утвержденные в порядке, установленном соглашением, программу работ и смету расходов по
соглашению на следующий год.

По вновь введенным соглашениям в срок до начала работ налогоплательщик представляет в
налоговые органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утвержденные в порядке, установленном
соглашением, программу работ и смету расходов по соглашению на текущий год.

В случае внесения изменений и (или) дополнений в программу работ и смету расходов
налогоплательщик обязан представить указанные изменения и (или) дополнения в срок не позднее
10 дней с даты их утверждения в установленном соглашением порядке.

Комментарий к Ст. 346.40 Налогового кодекса

Статья 346.40 НК РФ устанавливает особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Абзац 1 пункта 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило о месте представления налоговой декларации. При этом декларации представляются по местонахождению участка недр, представленного в пользование на условиях СРП. Налоговые декларации представляются по каждому налогу, по каждому соглашению отдельно от другой деятельности.

Таким образом, налоговые декларации представляются по следующим налогам, если используется общая схема раздела продукции (пункт 7 статьи 346.35 НК РФ):

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

платежи за пользование природными ресурсами;

плата за негативное воздействие на окружающую среду;

государственная пошлина;

таможенные сборы;

земельный налог;

акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 статьи 181 НК РФ.

При использовании прямого раздела (п. 8 статьи 346.35 НК РФ) декларации подаются по следующим налогам:

государственная пошлина;

таможенные сборы;

налог на добавленную стоимость;

плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу положений пункта 1 комментируемой статьи налоговые декларации по налогам, взимаемым в порядке главы 26.4 НК РФ, направляются в налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на учете, по местонахождению участка недр, где осуществляется исполнение соглашения. Следовательно, при осуществлении налогоплательщиком разработки нескольких месторождений, налоговые декларации подаются по месту нахождения каждого месторождения.

Иные правила применяются при осуществлении СРП на континентальном шельфе РФ и в пределах исключительной экономической зоны РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 комментируемой статьи при осуществлении СРП на указанных территориях налогоплательщик подает налоговую декларацию по месту своего нахождения.

Пункт 2 статьи 54 ГК РФ устанавливает, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно пункту 3 статьи 54 ГК РФ наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Установленные пунктом 1 комментируемой статьи правила дополняют общие положения, содержащиеся в статье 80 НК РФ.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Согласно абзацу 3 пункта 1 комментируемой статьи крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Статус крупнейшего налогоплательщика устанавливается на основе статьи 83 НК РФ, Приказа Минфина РФ от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков" (далее - Приказ N 85н), Приказа ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ "О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@" (далее - Приказ N ММ-3-06/308@).

Пункт 1 Приказа N 85н предусматривает, что постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Приказ N ММ-3-06/308@ устанавливает следующие критерии отнесения налогоплательщика к категории крупнейших:

- показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;

- взаимозависимость между организациями.

При этом показатели финансово-экономической деятельности у организации должны соответствовать следующим значениям.

Пункт 1 Приказа N ММ-3-06/308@ предусматривает, что к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год имеет следующее значение:

1.1. Суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей;

для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, - свыше 300 миллионов рублей.

1.2. Суммарный объем полученных доходов (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 миллиардов рублей.

1.3. Активы превышают 20 миллиардов рублей.

Пункт 5 Приказа N ММ-3-06/308@ закрепляет, что к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых суммарный объем полученных доходов (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей включительно, и при этом либо активы находятся в пределах от 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей включительно, либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей.

Согласно пункту 7 Приказа N ММ-3-06/308@ организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.

При реорганизации крупнейшего налогоплательщика организация (организации), образовавшаяся в результате реорганизации, сохраняет статус крупнейшего налогоплательщика в течение трех лет, включая год реорганизации.

Пункт 8 Приказа N ММ-3-06/308@ указывает, что организации, в отношении которых арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и введена процедура конкурсного производства, перестают относиться к категории крупнейших налогоплательщиков.

Согласно разделу II Критериев отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях организации, отношения с которыми могут в соответствии со статьей 105.1 части первой НК РФ Российской Федерации оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей показатели, указанные в разделе I Критериев, могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ними налогоплательщика, имеющего показатели, указанные в разделе I Критериев.

Пункт 4 комментируемой статьи определяет срок предоставления, программу работ и смету расходов.

Крайний срок для предоставления программы работ и сметы расходов по СРП на следующий год - 31 декабря.

По вновь введенным СРП в срок до начала работ налогоплательщик представляет в налоговые органы программу работ и смету расходов по соглашению на текущий год.

В случае внесения изменений и (или) дополнений в программу работ и смету расходов налогоплательщик обязан представить указанные изменения и (или) дополнения в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения.

В отношении программы работ и сметы расходов действует правило об утверждении их в порядке, который предусмотрен соглашением.

Данное правило является логическим продолжением требований, установленных в пункте 1 статьи 7 Закона N 225-ФЗ, которыми установлено, что предусмотренные СРП работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом СРП.

Другой комментарий к Статье 346.40 НК РФ