Статья 346.3 НК РФ. Порядок и условия начала и прекращения применения единого сельскохозяйственного налога

СТ 346.3 НК РФ.

1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В уведомлении указываются данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса), включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную этими кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (оказанных услуг) для членов этих кооперативов в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором подается уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Налогоплательщики - организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2015 года или с 1 января 2016 года, в уведомлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса), включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную этими кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполнения работ (оказания услуг) для членов этих кооперативов в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученном ими за 2013 и 2014 годы соответственно, не указывают.

2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в сроки, установленные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не признаются налогоплательщиками.

Налогоплательщики не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не установлено настоящей статьей.

4. Если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.

При этом ограничения по объему дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции (от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса), в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную налогоплательщиком из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в том числе продукцию первичной переработки, произведенную сельскохозяйственным потребительским кооперативом из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данного кооператива, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов определяются исходя из всех осуществляемых им видов деятельности.

Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанный в настоящем абзаце налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним в следующем порядке:

в случае, если налогоплательщик по итогам налогового периода нарушил требования, установленные пунктами 2 и 2.1 статьи 346.2 настоящего Кодекса, и не произвел в установленном абзацем третьим настоящего пункта порядке перерасчет подлежащих уплате сумм налогов, то пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате соответствующего налога начиная со следующего дня после установленного абзацем третьим настоящего пункта срока перерасчета подлежащих уплате сумм налогов;

в случае, если организация или индивидуальный предприниматель нарушили требования, установленные пунктами 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, и необоснованно применяли данный налог, то пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу), который должен был уплачиваться в соответствии с общим режимом налогообложения, начиная со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты соответствующего налога (авансового платежа по налогу) в налоговом периоде, в котором необоснованно применялся единый сельскохозяйственный налог.

4.1. Налогоплательщики вправе продолжать применять единый сельскохозяйственный налог в следующем налоговом периоде в случае:

1) если у вновь созданной организации или вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, в первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы;

2) если в текущем налоговом периоде налогоплательщиком не было допущено нарушения ограничений и (или) несоответствия требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса.

5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней по истечении отчетного (налогового) периода.

6. Налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

7. Налогоплательщики, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.

8. Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.

Если организация или индивидуальный предприниматель, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иной режим налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, то суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные им по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на иной режим налогообложения, при исчислении налога на добавленную стоимость вычету не подлежат.

9. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Комментарий к Ст. 346.3 Налогового кодекса

В статье устанавливаются:

- порядок и условия перехода на уплату ЕСХН налогоплательщиками, применяющими общий режим налогообложения (п. 1);

- порядок перехода на уплату ЕСХН вновь созданными организациями и физическими лицами, регистрирующимися в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 2);

- порядок и условия перехода с уплаты ЕСХН на уплату налогов в соответствии с общим режимом налогообложения (п. 3 - 6);

- специальное правило возврата к уплате ЕСХН лицами, прежде утратившими право на уплату ЕСХН (п. 7);

- специальные правила, регулирующие уплату НДС как лицами, переходящими на уплату ЕСХН, так и лицами, переходящими с уплаты ЕСХН на уплату налогов в соответствии с общим режимом налогообложения (п. 8).

Налогоплательщикам, осуществляющим выбор между переходом на систему ЕСХН и применением моделей упрощенной системы налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Порядок перехода на уплату ЕСХН и порядок добровольного возврата к общему режиму налогообложения являются схожими с порядком перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН и порядком добровольного перехода с системы УСН на общий режим налогообложения. Но порядок и условия перехода с уплаты ЕСХН на уплату налогов в соответствии с общим режимом налогообложения в результате превышения нормативов или нарушения ограничений и запретов, установленных в гл. 26.1 НК РФ, существенно отличаются от того порядка и тех условий, которые предусмотрены для налогоплательщиков, применяющих УСН и допустивших превышение установленных ограничений или нарушивших запреты, содержащиеся в нормах статей гл. 26.2 НК РФ.

1. Организация - сельскохозяйственный товаропроизводитель, которая уже зарегистрирована в налоговом органе в качестве налогоплательщика, но желает перейти на уплату ЕСХН, должна подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту государственной регистрации организации) заявление о переходе в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого она переходит на уплату ЕСХН.

Индивидуальный предприниматель - сельскохозяйственный товаропроизводитель, уже осуществляющий деятельность и зарегистрированный в налоговом органе, желающий перейти на уплату ЕСХН, должен подать в налоговый орган по своему месту жительства заявление о переходе в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого он переходит на уплату ЕСХН.

Место жительства физического лица - место, где физическое лицо постоянно или преимущественно проживает (см. п. 2 ст. 11 НК РФ). Для целей налогообложения под местом жительства физического лица понимается место его регистрации (в органах МВД). Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ осуществляется в соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". В соответствии со ст. 2 указанного Закона местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Глава фермерского хозяйства, которое является сельскохозяйственным товаропроизводителем, уже осуществляет деятельность и зарегистрировано в налоговом органе и члены которого приняли решение о переходе на уплату ЕСХН, должен подать в налоговый орган по своему месту жительства заявление о переходе в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого фермерское хозяйство переходит на уплату ЕСХН.

При этом указанные (уже зарегистрированные в налоговых органах) сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату ЕСХН указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам девяти месяцев того года, в котором организация, фермерское хозяйство или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату ЕСХН.

Изъявившие желание перейти на систему ЕСХН в 2004 году организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели были вправе до 1 июня 2004 г. подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление о переходе на уплату ЕСХН (см. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ в редакции Федерального закона от 5 апреля 2004 г. N 16-ФЗ).

2. Вновь создаваемая организация, изъявившая желание перейти на уплату ЕСХН, вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организация вправе перейти на уплату ЕСХН в текущем календарном году с момента постановки ее на учет в налоговом органе.

Физическое лицо, вновь регистрирующееся в качестве индивидуального предпринимателя, изъявившее желание перейти на уплату ЕСХН, вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае индивидуальный предприниматель вправе перейти на уплату ЕСХН в текущем календарном году с момента постановки его на учет в налоговом органе.

Глава вновь создаваемого фермерского хозяйства, члены которого приняли решение о применении системы ЕСХН (изъявили желание перейти на уплату ЕСХН), вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае фермерское хозяйство вправе уплачивать ЕСХН в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе главы фермерского хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Налогоплательщики (организации, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели), перешедшие на уплату ЕСХН, не вправе до окончания календарного года (налогового периода по ЕСХН) перейти на общий режим налогообложения.

Важно отметить, что члены фермерского хозяйства не являются самостоятельными налогоплательщиками ЕСХН, следовательно, те лица, которые вышли из состава членов фермерского хозяйства в соответствии с нормами Федерального закона N 74-ФЗ и зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, вправе уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения (или в соответствии с иными специальными режимами налогообложения) с момента постановки на учет в налоговом органе.

Добровольный переход с системы ЕСХН на общий режим налогообложения осуществляется в соответствии с п. 6 комментируемой статьи.

4. Если по итогам календарного года (налогового периода по ЕСХН) доля дохода налогоплательщиков ЕСХН от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь истекший календарный год.

Налогоплательщики-организации производят перерасчет налоговых обязательств по следующим налогам:

- налог на прибыль организаций (важно подчеркнуть, что перерасчет производится в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ, предусматривающей более широкий перечень расходов, подлежащих вычету для целей исчисления налоговой базы; см. комментарий к п. 2 ст. 346.5);

- налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; перерасчет осуществляется только в тех случаях, когда организации признаются налогоплательщиками НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ);

- налог на имущество организаций (в соответствии с гл. 30 НК РФ и региональными законами (законами субъектов РФ) о налоге на имущество организаций);

- единый социальный налог (в соответствии с гл. 24 НК РФ; перерасчет должен производиться с учетом сумм уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ).

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели производят перерасчет налоговых обязательств по следующим налогам:

- налог на доходы физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ (перерасчет производится в отношении доходов, полученных индивидуальным предпринимателем от осуществления предпринимательской деятельности с учетом норм ст. 221 НК РФ "Профессиональные налоговые вычеты");

- налог на добавленную стоимость в соответствии с гл. 21 НК РФ (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; перерасчет осуществляется только в тех случаях, когда индивидуальный предприниматель признается налогоплательщиком НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ);

- налог на имущество физических лиц за 2004 г. в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (перерасчет производится только в отношении имущества, используемого индивидуальным предпринимателем для осуществления предпринимательской деятельности);

- единый социальный налог в соответствии с гл. 24 НК РФ (перерасчет производится как в отношении доходов самого индивидуального предпринимателя, так и в отношении доходов, выплаченных им за истекший календарный год физическим лицам, с учетом сумм уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ).

Фермерские хозяйства (главы фермерских хозяйств) производят перерасчет налоговых обязательств по следующим налогам:

- налог на доходы физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ (глава фермерского хозяйства производит перерасчет в отношении доходов, полученных фермерским хозяйством от осуществления предпринимательской деятельности с учетом норм ст. 221 НК РФ "Профессиональные налоговые вычеты");

- налог на добавленную стоимость в соответствии с гл. 21 НК РФ (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; перерасчет осуществляется только в тех случаях, когда фермерское хозяйство признается налогоплательщиком НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ);

- налог на имущество физических лиц за 2004 г. в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (глава фермерского хозяйства перерасчет производит только в отношении имущества фермерского хозяйства, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

- единый социальный налог в соответствии с гл. 24 НК РФ (перерасчет производится как в отношении доходов самого главы фермерского хозяйства, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, так и в отношении доходов, выплаченных за истекший календарный год каждому физическому лицу, с учетом сумм уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ).

Особо следует отметить, что при перерасчете налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения организации, индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства вправе использовать налоговые вычеты, предусмотренные соответствующими главами НК РФ и другими актами законодательства РФ о налогах и сборах, а в отдельных случаях также использовать налоговые льготы, установленные актами законодательства и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по конкретным налогам.

Налогоплательщики, осуществляющие перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения, не уплачивают:

- пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов, исчисленных за истекший календарный год в соответствии с правилами соответствующих актов законодательства о налогах и сборах,

- авансовых платежей по этим налогам.

Пеня - санкция за несвоевременное выполнение денежных обязательств. Наиболее широко применяется в финансовых отношениях при просрочке уплаты налогов и неналоговых платежей, а также в расчетных отношениях при задержке оплаты полученных товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг. Начисляется в процентах к сумме невыполненного обязательства, как правило, за каждый день просрочки.

Для целей применения норм актов о налогах и сборах пеня - установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в установленном порядке.

В соответствии со ст. 59 НК РФ "Списание безнадежных долгов по налогам и сборам" пеня, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по:

- федеральным налогам и сборам - Правительством РФ;

- региональным налогам и сборам - исполнительными органами субъектов РФ;

- местным налогам и сборам - исполнительными органами местного самоуправления.

Суммы уплаченных (взысканных) пеней за нарушение сроков уплаты налогов (сборов) не могут уменьшать налоговую базу налогоплательщиков.

Штраф - это денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, договоров или определенных правил; термин ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, УК РФ. В гражданском праве штраф означает вид неустойки за нарушение договорных обязательств. Штраф определяется в твердой сумме или в проценте к сумме невыполненного обязательства. Штраф устанавливается за поставку покупателю товаров без документов, удостоверяющих их качество. Покупатель также вправе отказаться от принятия и оплаты товаров, качество которых не соответствует стандартам, техническим условиям или образцам-эталонам, и взыскать с предприятия-изготовителя штраф. Штраф применяется также как мера административного взыскания (наказания) за нарушение законодательства или правил, регулирующих определенную сферу деятельности.

Действующее законодательство РФ о налогах и сборах предусматривает систему штрафов за совершение налоговых правонарушений. Штраф применяется в качестве меры уголовного наказания за совершение налоговых преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

Налоговое правонарушение - виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое в НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются (ст. 111 НК РФ):

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии вышеуказанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Действующим законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрена обязанность внесения авансовых платежей (от франц. avance - денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих платежей), в частности, по следующим налогам:

- налогу на прибыль организаций (порядок исчисления авансовых платежей установлен в ст. 286, а сроки и порядок их уплаты - в ст. 287 НК РФ);

- налогу на доходы физических лиц (в ст. 227 НК РФ установлены порядок и сроки уплаты авансовых платежей индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой);

- налогу на имущество организаций (порядок и сроки внесения авансовых платежей устанавливаются в законах субъектов РФ по налогу в соответствии со ст. 383 НК РФ);

- единому социальному налогу.

5. Если в истекшем календарном году у налогоплательщика-организации доход от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ею рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ею из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ею рыбы, в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) составил менее 70%, организация обязана в новом году:

- подать в налоговый орган по местонахождению организации заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения до 21 января;

- произвести уплату исчисленных сумм налогов в соответствии с п. 4 комментируемой статьи до 1 февраля.

Если в истекшем календарном году у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя доход от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной им рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной им рыбы, в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) составил менее 70%, индивидуальный предприниматель обязан в новом году:

- подать в налоговый орган по месту своего жительства заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения до 21 января;

- произвести уплату исчисленных сумм налогов в соответствии с п. 4 комментируемой статьи до 1 февраля.

Если в истекшем календарном году у фермерского хозяйства, применявшего систему ЕСХН, доход от реализации произведенной этим фермерским хозяйством сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной им рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной им рыбы, в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) фермерского хозяйства составил менее 70%, глава фермерского хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, обязан в новом году:

- подать в налоговый орган по месту своего жительства заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе фермерского хозяйства на общий режим налогообложения до 21 января;

- произвести уплату исчисленных сумм налогов в соответствии с п. 4 комментируемой статьи до 1 февраля.

6. Налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, вправе добровольно перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения.

Глава фермерского хозяйства, члены которого приняли решение о добровольном переходе на общий режим налогообложения с начала нового календарного года, должен уведомить об этом налоговый орган по своему месту жительства не позднее 15 января года, в котором члены фермерского хозяйства предполагают перейти на общий режим налогообложения.

При осуществлении добровольного перехода на общий режим налогообложения (не в связи с применением норм, содержащихся в п. п. 4 и 5 комментируемой статьи) налогоплательщики не производят перерасчет налоговых обязательств за истекший календарный год.

7. Налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату ЕСХН. Другими словами, лица, утратившие право на уплату ЕСХН по итогам 2004 г., вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем с 1 января 2006 г.

Для комментируемого пункта под "утратой права" следует понимать как утрату права на основании п. 5 комментируемой статьи, так и добровольный переход на общий режим налогообложения.

8. Суммы НДС, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, до перехода на уплату ЕСХН, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, при переходе на уплату ЕСХН восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.

При переходе с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам ЕСХН по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении НДС вычету не подлежат.

Пункт 8 комментируемой статьи был введен Федеральным законом от 5 апреля 2004 г. N 16-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".

Федеральный закон N 16-ФЗ вступил в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2004 г. N 16-ФЗ). Указанный Федеральный закон опубликован в "Парламентской газете", N 64, 08.04.2004, "Российской газете", N 72, 08.04.2004, "Собрании законодательства РФ", 12.04.2004, N 15, ст. 1342.

Важно отметить, что действие норм Федерального закона от 5 апреля 2004 г. N 16-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2004 г. N 16-ФЗ).

Другой комментарий к Статье 346.3 НК РФ