Статья 333.7 НК РФ. Порядок представления сведений организациями и индивидуальными предпринимателями, зачет или возврат сумм сбора по нереализованным разрешениям

СТ 333.7 НК РФ.

1. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование
объектами животного мира по разрешению на добычу объектов животного мира, не позднее 10
дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговый орган по месту нахождения
органа, выдавшего указанное разрешение, сведения о полученных разрешениях на добычу объектов
животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.
По истечении срока действия разрешения на добычу объектов животного мира организации
и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения
органа, выдавшего указанное разрешение, за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным
разрешениям на добычу объектов животного мира, выданным уполномоченным органом.
Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов
животного мира осуществляется в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, при
условии представления документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым
органом.

2. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование
объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных
биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в
налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов)
водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных
взносов.

Сведения о количестве объектов водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из
среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу (вылов)
водных биологических ресурсов, организации и индивидуальные предприниматели представляют
в налоговые органы по месту своего учета не позднее сроков уплаты единовременного взноса,
установленных абзацем пятым пункта 2 статьи 333.5 настоящего Кодекса, по форме, утверждаемой
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области
налогов и сборов.

3. Сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, представляются организациями и
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира
и пользование объектами водных биологических ресурсов, по формам, утверждаемым федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и
сборов.

Комментарий к Ст. 333.7 Налогового кодекса

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование объектами животного мира по лицензии (разрешению), представлять в налоговые органы по месту своего учета следующие сведения:

о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира;

о суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате;

о суммах фактически уплаченных сборов за пользование объектами животного мира.

Указанные сведения подлежат представлению в срок не позднее 10 дней с даты получения лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.

Следует обратить внимание на то, что обязанность, установленная п. 1 комментируемой статьи, не распространяется на физических лиц, осуществляющих пользование объектами животного мира по лицензии (разрешению), не являющихся индивидуальными предпринимателями.

2. Пункт 1 комментируемой статьи также предоставляет право организациям и индивидуальным предпринимателям по истечении срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира обратиться в налоговый орган по месту своего учета за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира, выданным уполномоченным органом.

Согласно абз. 3 п. 1 комментируемой статьи зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира осуществляется в порядке, установленном гл. 12 "Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм" НК РФ. В качестве условия осуществления зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) установлено представление плательщиком сбора документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым органом.

Приказом МНС России от 23 июля 2004 г. N САЭ-3-21/438@ <*> утвержден следующий перечень документов, на основании которых осуществляется зачет или возврат сумм сбора за пользование объектами животного мира по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира:
--------------------------------
<*> Российская газета. 2004. 11 сентября. N 199.

заявление плательщика сбора за пользование объектами животного мира о зачете или возврате суммы сбора за пользование объектами животного мира;

уточненные сведения о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора (составленные в отношении нереализованной лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира).

Статьей 78 гл. 12 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ и от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) установлен следующий порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени (правила ст. 78 НК РФ, как указано в ее п. 11, применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов):

сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (п. 1);

зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами (п. 2);

налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком (п. 3);

зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога (п. 4);

по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (п. 5);

налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете (п. 6);

сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 7);

заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8);

возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата налога (п. 9);

зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата налога (п. 10).

В статье 79 гл. 12 НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) установлен следующий порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пени (правила ст. 79 НК РФ, как указано в ее п. 7, применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов):

сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 1);

решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 79 НК РФ (п. 2);

налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта (п. 3);

сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России (п. 4);

сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения (п. 5);

возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации (п. 6).

3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование объектами водных биологических ресурсов по лицензии (разрешению), представлять в налоговые органы по месту своего учета следующие сведения:

о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов;

о суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

Указанные сведения подлежат представлению в срок не позднее 10 дней с даты получения лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.

Следует обратить внимание на то, что обязанность, установленная п. 2 комментируемой статьи, не распространяется на физических лиц, осуществляющих пользование объектами водных биологических ресурсов по лицензии (разрешению), не являющихся индивидуальными предпринимателями.

4. Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиками сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов предусмотренных п. 1 и 2 комментируемой статьи обязанностей по представлению в налоговые органы соответствующих сведений виновные не могут быть привлечены к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, - плательщики сборов не указаны в диспозиции статьи в качестве субъектов правонарушения.

Однако это только ухудшает положение плательщиков сборов, т.к. они в этих случаях могут быть привлечены к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ, которая предусматривает более жесткие санкции:

неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей (п. 1);

те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей (п. 2).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиками сборов - организациями обязанностей, предусмотренных п. 1 и 2 комментируемой статьи, может повлечь наступление для руководителей и иных должностных лиц этих организаций административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

5. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи формы представления в налоговые органы указанных в п. 1 и 2 комментируемой статьи сведений организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В первоначальной редакции комментируемой статьи в качестве органа, уполномоченного утверждать формы представления сведений, был указан федеральный налоговый орган. В соответствии с изменениями, внесенными в п. 3 комментируемой статьи Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, федеральный налоговый орган в тексте заменен на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов. Действующая редакция п. 3 комментируемой статьи, т.е. с указанием в качестве уполномоченного органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, создана в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 333.6 НК РФ), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба, преобразованная из Министерства РФ по налогам и сборам и находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

Еще до внесения изменений в комментируемую статью в соответствии с Федеральными законами от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ и от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ на основании и в соответствии с комментируемой статьей Министерство РФ по налогам и сборам утвердило:

Приказом от 5 апреля 2004 г. N САЭ-3-21/261@ - форму сведений о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора (форма по КНД 1110006, приведена в приложении к Приказу);

Приказом от 15 июня 2004 г. N САЭ-3-21/368@ - форму сведений о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов (форма по КНД 1110005, приведена в приложении к Приказу).

Сведения о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора представляются по форме, состоящей из:

титульного листа;

раздела 1 "Сведения о подлежащей уплате в бюджет сумме сбора за пользование объектами животного мира по полученной лицензии (разрешению)";

раздела 2 "Сведения о сумме сбора, подлежащей уплате, и сумме фактически уплаченного сбора по каждому объекту животного мира по полученной лицензии (разрешению)".

В соответствии с Приказом МНС России от 30 июня 2004 г. N САЭ-3-13/402@ <*> внесены дополнения в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00), утвержденный Приказом МНС России от 22 декабря 2003 г. N БГ-3-13/705@ <**>, в составе: "Часть LXXII. Состав и структура показателей сведений о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора (версия 3.00000)".
--------------------------------
<*> ИПС.

<**> ИПС.

Сведения о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов, представляются по форме, состоящей из:

титульного листа;

раздела 1 "Сведения о подлежащих уплате в бюджет суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов по полученной лицензии (разрешению)";

раздела 2 "Сведения о суммах и сроках уплаты сбора по каждому объекту водных биологических ресурсов по полученной лицензии (разрешению)".

Упоминавшимся выше (см. комментарий к ст. 333.6 НК РФ) письмом от 15 июля 2004 г. N 21-2-05/80 МНС России сообщило, что направило Приказы МНС России от 5 апреля 2004 г. N САЭ-3-21/261@ и от 15 июня 2004 г. N САЭ-3-21/368@ в управления МНС России по субъектам Российской Федерации и в межрегиональные инспекции МНС России в установленном порядке по электронным каналам связи по системе СЭД.

Указанным письмом МНС России поручило обеспечить представление плательщиками сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов в кратчайшие сроки соответствующих сведений по утвержденным формам за все истекшие периоды 2004 г.

При этом МНС России обратило внимание на невозможность привлечения плательщиков сборов к налоговой ответственности (в силу обстоятельств, исключающих привлечение их к ответственности) в связи с представлением ими соответствующих сведений по установленной форме за периоды 2004 г., предшествующие доведению указанных Приказов МНС России, по истечении сроков, предусмотренных гл. 25.1 НК РФ.

Другой комментарий к Статье 333.7 НК РФ