Статья 31. Права налоговых органов

СТ 31 НК РФ.

1. Налоговые органы вправе:
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной
форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления,
служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов,
а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты
(удержания и перечисления) налогов, сборов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим
Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим
Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской
Федерации;
3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового
агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать,
что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы
налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с
уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой,
а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или
налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора
или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые
используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов
налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и
иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику
имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой
проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную
систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о
налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа
налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных,
складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для
извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления
в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов,
отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с
нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их
представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и
контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые
установлены настоящим Кодексом;
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов
налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков
сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской
Федерации;
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных
юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов
деятельности;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или
арбитражные суды иски (заявления):
о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом;
о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию
вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета
налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в
результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по
пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим
Кодексом.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих
налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и
сборах.

4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых
налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного
документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также
порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких
документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам
связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и
надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим
Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий
в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы
налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно
под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме
по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота,
если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых
настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в
электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по
телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его
получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при
реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах,
по почте такие документы направляются налоговым органом:
налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу
места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином
государственном реестре юридических лиц;
налогоплательщику - иностранной организации - по адресу места осуществления им
деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном
реестре налогоплательщиков;
налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся
частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не
являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства
(места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления
документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре
налогоплательщиков.
Форма заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным
предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим
адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем,
налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми
органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о
налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов.

Есть юридический вопрос? Спросите юриста!
Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию, позвоните по телефонам горячей линии:
  • 8 (499) 703-39-24 (для жителей Москвы, МО и регионов РФ);
  • 8 (812) 309-92-98 (для жителей Санкт-Петербурга и ЛО).
Или закажите обратный звонок, нажав ниже на кнопку «Задать вопрос»: