Статья 31. Права налоговых органов

СТ 31 НК РФ.

1. Налоговые органы вправе:
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной
форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления,
служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов,
а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты
(удержания и перечисления) налогов, сборов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим
Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим
Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской
Федерации;
3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового
агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать,
что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы
налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с
уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой,
а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или
налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора
или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые
используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов
налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и
иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику
имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой
проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;
8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их
представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и
контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые
установлены настоящим Кодексом;
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов
налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков
сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской
Федерации;
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных
юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов
деятельности;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или
арбитражные суды иски (заявления):
о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом;
о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию
вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета
налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в
результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по
пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим
Кодексом.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих
налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и
сборах.

4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых
налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного
документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также
порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких
документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам
связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и
надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим
Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий
в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы
налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно
под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме
по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота,
если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых
настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в
электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по
телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его
получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при
реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах,
по почте такие документы направляются налоговым органом:
налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу
места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином
государственном реестре юридических лиц;
налогоплательщику - иностранной организации - по адресу места осуществления им
деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном
реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику - иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, - по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику - иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, - по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся
частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не
являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства
(места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления
документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре
налогоплательщиков.

Форма заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарии к Статье 31 НК РФ

Есть юридический вопрос? Спросите юриста!
Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию, позвоните по телефонам горячей линии:
  • 8 (499) 703-39-24 (для жителей Москвы, МО и регионов РФ);
  • 8 (812) 309-92-98 (для жителей Санкт-Петербурга и ЛО).
Или закажите обратный звонок, нажав ниже на кнопку «Задать вопрос»: