Статья 286 НК РФ (последняя редакция с комментариями). Порядок исчисления налога и авансовых платежей

СТ 286 НК РФ.

1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса.

2. Если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода (за исключением случая, указанного в пункте 2.1 настоящей статьи). Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

При переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.

2.1. Налогоплательщики, уплачивающие в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, вправе перейти до окончания налогового периода 2020 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При этом указанные налогоплательщики вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу должно быть отражено в учетной политике организации. Чтобы воспользоваться предусмотренным настоящим пунктом правом, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 8 мая 2020 года.

3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.

4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей главой, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:

1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов.

В этом случае налог в виде авансовых платежей удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов;

2) при реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик - получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов.

При реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик - получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный настоящим пунктом, доводится до налогоплательщиков уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Организации, созданные после вступления в силу настоящей главы, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.

7. В консолидированной группе налогоплательщиков сумма налога по этой группе по итогам налогового периода определяется ответственным участником этой группы.

8. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащего уплате ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в третьем квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы.

9. В случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками консолидированной группы налогоплательщиков авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

При этом пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по уплате налога (авансовых платежей), следующий за установленным настоящей статьей днем уплаты налога (авансовых платежей) по итогам отчетного (налогового) периода, в котором консолидированная группа была зарегистрирована.

10. В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Положения настоящего пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Комментарий к Ст. 286 Налогового кодекса

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и авансовых платежей по нему установлен статьями 286, 287 НК РФ.

Исчисленные в соответствии со статьей 286 НК РФ суммы авансовых платежей, а также сумма налога на прибыль организаций распределяются по обособленным подразделениям и уплачиваются в бюджет налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, в соответствии с положениями, предусмотренными статьей 288 НК РФ.

Это указано в письме Минфина России от 19.07.2010 N 03-03-06/2/126.

Сумма налога уплачивается по итогам налогового периода (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 285 НК РФ). В течение налогового периода (календарного года) организации должны уплачивать авансовые платежи. НК РФ предусматривает три возможных способа их уплаты:

- по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала. Такой способ на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 286 НК РФ используют все организации, за исключением применяющих порядок, установленный абзацем 7 пункта 2, пунктом 3 статьи 286 НК РФ;

- по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей. Этот порядок установлен пунктом 3 статьи 286 НК РФ, и его могут использовать организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления;

- по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли. Данный порядок могут применять любые организации, которые своевременно уведомили об этом налоговый орган.

Таким образом, абзацем 7 пункта 2 статьи 286 НК РФ предусмотрена возможность налогоплательщиков перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. При этом исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода (абзац 8 пункта 2 статьи 286 НК РФ).

Как указано в письме Минфина России от 30.07.2010 N 03-03-06/1/501, глава 25 НК РФ не содержит положений, обязывающих налогоплательщика уведомлять налоговый орган до начала налогового периода о переходе с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на общеустановленный порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей.

Вместе с тем на налоговые органы возложен контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов (пункт 1 статьи 30 НК РФ), в связи с чем они должны обладать полнотой информации, необходимой для осуществления такого контроля, включая применяемый налогоплательщиком порядок исчисления и уплаты авансовых платежей.

Учитывая изложенное, для правильного учета налоговых обязательств налогоплательщику целесообразно направить в налоговую инспекцию сообщение о переходе с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату авансовых платежей в ином порядке, составленное в произвольной форме.

Кроме того, порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль организаций должен быть отражен в учетной политике организации на очередной налоговый период.

Внимание!

В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 3 статьи 286 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2011, организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем десяти миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Налогоплательщик применяет данный порядок уплаты налога начиная с квартала, следующего за предыдущими четырьмя кварталами, доходы от реализации в которых соответствуют указанному выше критерию.

Учитывая изложенное, если у ООО доходы от реализации за I, II, III и IV кварталы 2010 г. в среднем не превысили 10 млн. руб. за каждый квартал (то есть сумма строк 010 листа 02, 010 и 020 листа 05 налоговой декларации за 2010 г., деленная на 4, не превысила 10 млн. руб.), то с I квартала 2011 г. оно должно уплачивать только квартальные авансовые платежи.

Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 11.02.2011 N КЕ-4-3/2151.

До 01.01.2011 предельная сумма доходов от реализации за предыдущие четыре квартала, при которой организация уплачивает только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода по налогу на прибыль, должна была не превышать в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал.

Следует учитывать также письмо ФНС России от 13.04.2010 N 3-2-09/46.

Как указали налоговые органы, НК РФ не ограничивает возможность перехода на уплату только квартальных авансовых платежей началом налогового периода. Налогоплательщик применяет данный порядок уплаты налога начиная с квартала, следующего за предыдущими четырьмя кварталами, доходы от реализации в которых соответствуют указанному выше критерию.

При этом НК РФ не устанавливает для налогоплательщика обязанности по представлению в налоговый орган заявления (уведомления, сообщения) об изменении им порядка уплаты авансовых платежей налога на прибыль организаций в соответствии с пунктом 3 статьи 286 НК РФ. Вместе с тем налогоплательщик в изложенном в письме случае вправе сообщить налоговому органу об изменении им порядка уплаты авансовых платежей для исключения вопросов о причине неуплаты в I квартале 2010 г. ежемесячных авансовых платежей, начисленных исходя из данных налоговой декларации за 9 месяцев 2009 г.

Внимание!

При применении пункта 4 статьи 286 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.

Поскольку Российская Федерация (эмитент облигаций) является публично-правовым образованием и не отвечает определению организации для целей НК РФ, Российская Федерация не может являться налоговым агентом для целей удержания налога на прибыль организаций с доходов в виде процентов по облигациям у источника выплаты. Кроме того, лица, участвующие в процессе перевода процентов по облигациям (включая Министерство финансов Российской Федерации, любой банк, производящий платежи от имени эмитента облигаций, любого фискального агента в отношении облигаций, любого платежного агента в отношении облигаций и любую депозитарную организацию в отношении облигаций вне зависимости от того, являются ли они налоговыми резидентами Российской Федерации), не считаются лицами, выплачивающими доход в виде процентов по облигациям, и, соответственно, не могут быть признаны налоговыми агентами для целей удержания налога с доходов в виде процентов по облигациям у источника выплаты.

Таким образом, статус эмитента облигаций является исчерпывающим основанием, в соответствии с которым в Российской Федерации не удерживается налог у источника выплаты с доходов в виде процентов по облигациям, получаемых иностранными организациями, не имеющими постоянного представительства.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 08.10.2010 N 03-04-08/2-211, а также от 16.04.2010 N 03-00-08/61, направленном в адрес ФНС России.

Внимание!

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 925 обязанность по доведению до налогоплательщиков информации о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный пунктом 5 статьи 286 НК РФ, закреплена за Минфином России.

Приказом Минфина России от 05.08.2002 N 80н утвержден Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода. В данный перечень входят:

- облигации федеральных займов;

- государственные краткосрочные бескупонные облигации;

- облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации;

- облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа;

- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, а также муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации, указанным выше.

Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" внес ряд изменений в нормы статьи 286 НК РФ. В частности, были добавлены пункты 7, 8, 9.

В соответствии с данными изменениями сумма налога в консолидированной группе налогоплательщиков определяется ответственным участником данной группы, а сумма ежемесячного авансового платежа в первом квартале определяется как совокупность авансовых платежей всех участников консолидированной группы, которые должны уплачиваться в третьем квартале, предшествующем созданию консолидированной группы.

Кроме того, определен порядок взимания пени в случае недоимки. Так, пени начисляются за каждый календарный день просрочки.

Другой комментарий к Статье 286 НК РФ