Статья 25.8. Общие положения о региональных инвестиционных проектах

СТ 25.8 НК РФ.

1. Региональным инвестиционным проектом для целей настоящего Кодекса признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно следующим требованиям, установленным либо подпунктами 1, 2, 4, 5 настоящего пункта, либо подпунктами 1.1, 2, 4, 5 настоящего пункта, либо подпунктами 1, 2, 4.1 настоящего пункта:

1) производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта осуществляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исключительно на территории одного из следующих субъектов Российской Федерации:

Республика Бурятия,

Республика Саха (Якутия),

Республика Тыва,

Республика Хакасия,

Забайкальский край,

Камчатский край,

Красноярский край,

Приморский край,

Хабаровский край,

Амурская область,

Иркутская область,

Магаданская область,

Сахалинская область,

Еврейская автономная область,

Чукотский автономный округ;

1.1) производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта осуществляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исключительно на территории одного из субъектов Российской Федерации, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта;

2) региональный инвестиционный проект не может быть направлен на следующие цели:

добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата;

производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов;

3) утратил силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ;

4) объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее:

50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

4.1) объем капитальных вложений, осуществленных российскими организациями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, не может быть менее:

50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня начала осуществления капитальных вложений в рамках реализации регионального инвестиционного проекта, но не ранее 1 января 2013 года и не ранее трех лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса;

500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня начала осуществления капитальных вложений в рамках реализации регионального инвестиционного проекта, но не ранее 1 января 2013 года и не ранее пяти лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса;

5) каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником.

2. Требования, установленные подпунктом 1 или 1.1 пункта 1 настоящей статьи, также признаются выполненными в случаях, если:

1) региональный инвестиционный проект предусматривает производство товаров в рамках единого технологического процесса на территориях нескольких указанных в подпункте 1 или 1.1 пункта 1 настоящей статьи субъектов Российской Федерации;

2) региональный инвестиционный проект направлен на добычу полезных ископаемых и соответствующий участок недр частично расположен за пределами территорий указанных в подпункте 1 или 1.1 пункта 1 настоящей статьи субъектов Российской Федерации.

3. При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, на доведение его до состояния, пригодного для использования, затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений).

При этом не учитываются:

полученные участником регионального инвестиционного проекта машины, оборудование, транспортные средства и иное амортизируемое имущество, затраты на которые ранее включались в объем капитальных вложений участниками других региональных инвестиционных проектов;

затраты, понесенные российскими организациями, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

затраты, понесенные российскими организациями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату начала осуществления капитальных вложений по инвестиционному проекту, произведенные ранее 1 января 2013 года, а также произведенные ранее трех лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса, при реализации инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованиям, установленным абзацем вторым подпункта 4.1 пункта 1 настоящей статьи, или ранее пяти лет, предшествующих указанной дате, при реализации инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованиям, установленным абзацем третьим подпункта 4.1 пункта 1 настоящей статьи.

4. Определение фактического объема капитальных вложений, осуществленных в ходе реализации регионального инвестиционного проекта, осуществляется на основании цен товаров (работ, услуг), определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса без учета налога на добавленную стоимость.

5. Законом субъекта Российской Федерации в отношении региональных инвестиционных проектов российских организаций, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, указанный в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, а также установлены иные требования в дополнение к требованиям, установленным настоящей статьей.

Комментарий к Ст. 25.8 Налогового кодекса

В комментируемой главе установлены особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов, обеспечивающие применение положений гл. 25 и гл. 26 комментируемого Кодекса, связанных с взиманием налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, налогоплательщиками по которым выступают участники региональных инвестиционных проектов (см.: п. 1.5 ст. 284, ст. 284.3, ст. 288.2, п. 2.2 ст. 342 и ст. 342.3 НК РФ).

Соответствующие изменения в комментируемый Кодекс были внесены Федеральным законом от 30 сентября 2013 года N 267-ФЗ <47>, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Следует отметить, что законодателем были установлены ограничения по времени действия отдельных положений указанного Закона. Так, положения п. 1.5 ст. 284, ст. 284.3 и ст. 288.2 НК РФ применяются до 1 января 2029 года независимо от даты включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Кроме того, дополнительные ограничения по времени применения введены в отношении участников региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным абз. 2 подп. 4 п. 1 комментируемой статьи. Они утрачивают право на применение налоговых ставок в размерах и порядке, предусмотренных ст. 284.3 НК РФ, начиная с 1 января 2027 года.
--------------------------------
<47> Федеральный закон от 30 сентября 2013 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 40 (часть 3). Ст. 503.

Цель установления особенностей налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов состоит в стимулировании (через предоставление налоговых преференций по налогам на прибыль и добычу полезных ископаемых) таких проектов, если они связаны с развитием товарного производства, на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации. Данным обстоятельством обусловлено содержание подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, в котором предусмотрены территориальные пределы действия комментируемой главы и связанных с ней положений гл. 25 и гл. 26 комментируемого Кодекса. Так, положения законодательства о налогах и сборах, связанные с установлением особенностей налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов, действуют в отношении исключительно одного из следующих субъектов Российской Федерации: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

При этом производство товаров, являющееся результатом реализации регионального инвестиционного проекта, которому оказывается поддержка (предоставляются преференции) в соответствии с положениями комментируемой главы и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 комментируемого Кодекса, должно осуществляться исключительно на территории одного из указанных субъектов Российской Федерации. Изъятия из данной нормы закреплены в п. 2 комментируемой статьи, согласно которому допускается налогообложение в соответствии с указанными положениями законодательства о налогах и сборах, если (1) региональный инвестиционный проект предусматривает производство товаров в рамках единого технологического процесса на территориях нескольких указанных субъектов Российской Федерации; (2) региональный инвестиционный проект направлен на добычу полезных ископаемых и соответствующий участок недр частично расположен за пределами территорий указанных субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что комментируемая глава предполагает оказание поддержки (предоставление преференций) не всем региональным инвестиционным проектам, а только тем, которые направлены на развитие товарного производства.

В законодательство о налогах и сборах понятие товара было заимствовано из гражданского законодательства, в котором под ним применительно к договору купли-продажи понимаются любые вещи, которые могут быть объектом купли-продажи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ (п. 1 ст. 455 ГК РФ). Вещь как объект гражданских прав - это любой предмет материального мира, предназначенный для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц. Таким образом, товаром может выступать любой предмет материального мира, предназначенный для продажи или обмена, при условии, что в соответствии со ст. 129 ГК РФ он признается оборотоспособным либо, в исключительных случаях, ограниченно оборотоспособным. Ограничение оборотоспособности вещи устанавливается законом и может быть связано с тем, что ею могут владеть только определенные лица, либо на владение (приобретение, отчуждение) ею необходимо получить специальное разрешение. Не могут выступать в качестве товара вещи, изъятые из гражданского оборота. Здесь следует также отметить, что согласно ст. 454 ГК РФ в качестве товара могут также выступать ценные бумаги, валютные ценности и имущественные права. Однако применительно к ценным бумагам и валютным ценностям законом могут быть установлены специальные правила купли-продажи, а имущественные права признаются товаром только в том случае, если иное не вытекает из их содержания или характера.

В законодательстве о налогах и сборах товар рассматривается как объект реализации (см.: ст. 39 НК РФ и комментарий к ней). В этом качестве товар противопоставляется работам и услугам, которые не имеют овеществленной формы, а представляют собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц. При этом работа имеет овеществленный результат, а услуга такого результата не имеет - потребности физических и юридических лиц удовлетворяются непосредственно в процессе ее оказания.

Из содержания комментируемой статьи следует, что результатом реализации регионального инвестиционного проекта признается не реализация товаров, а их производство, т.е. речь в ней идет не о любых вещах, а только о тех, которые были произведены налогоплательщиками - участниками регионального инвестиционного проекта на территории одного из указанных выше субъектов Российской Федерации. При этом поддержка (налоговые преференции) в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 комментируемого Кодекса оказывается не во всех случаях производства товаров. Так, региональный инвестиционный проект не может быть направлен на следующие цели: 1) добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата; 2) производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов); 3) осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов.

К участникам региональных инвестиционных проектов в целях предоставления им поддержки (налоговых преференций) в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ предъявляются также следующие требования:

- на земельных участках, на которых предполагается реализация такого инвестиционного проекта, не располагаются здания, сооружения, находящиеся в собственности физических лиц или организации, не являющейся участником такого инвестиционного проекта (за исключением подъездных путей, коммуникаций, трубопроводов, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры);

- объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее: (1) 50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов; (2) 500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

- каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником.

Принципиальное значение для законодателя имеет требование об объеме капитальных вложений, поскольку его раскрытию посвящены пункты 3 - 5 комментируемой статьи.

Под капитальными вложениями, как правило, понимаются затраты на воспроизводство основных средств, их увеличение и совершенствование. При этом основные средства - это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в основном в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 мес., или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес. Основные средства переносят свою стоимость на продукт не полностью, а частями в виде амортизационных отчислений. Согласно п. 4 ПБУ 6/01 <48> актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: 1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; 2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; 4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
--------------------------------
<48> См.: Приказ Минфина России от 30 марта 2001 года N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" // Российская газета. N 91 - 92. 2001.

В п. 3 комментируемой статьи приведенные правила конкретизируются применительно к целям предоставления поддержки (налоговых преференций) участникам региональных инвестиционных проектов в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ. Так, при определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений). При этом не подлежат учету: (1) полученные участником регионального инвестиционного проекта машины, оборудование, транспортные средства и иное амортизируемое имущество, затраты на которые ранее включались в объем капитальных вложений участниками других региональных инвестиционных проектов; (2) затраты на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Согласно п. 4 комментируемой статьи определение фактического объема капитальных вложений (суммы понесенных затрат), осуществленных в ходе реализации регионального инвестиционного проекта, осуществляется на основании цен товаров (работ, услуг), определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (см.: комментарий к ней) без учета налога на добавленную стоимость. Цель данной нормы состоит в обеспечении максимальной приближенности цен товаров (работ, услуг), применимых при реализации региональных инвестиционных проектов, которым оказывается поддержка (предоставляются преференции) в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ, к рыночным. Особое значение в той связи имеют положения абз. 3 п. 1, п. 2, 3, 8 - 11 указанной статьи. Здесь следует отметить, что она закрепляет общие нормы и допускает, что главами части второй комментируемого Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, могут быть определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения. В этом случае согласно ее п. 12 применению подлежат специальные нормы, установленные в части второй комментируемого Кодекса.

Согласно п. 5 комментируемой статьи допускается, что законом субъекта Российской Федерации может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, а также установлены дополнительные требования к участникам региональных инвестиционных проектов.