Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

СТ 162.2 НК РФ

1. В случае приобретения товаров (услуг) лицами, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее в настоящем пункте - покупатели), у продавцов - юридических лиц, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, сведения о которых не внесены в единый государственный реестр юридических лиц, либо физических лиц, являющихся предпринимателями, сведения о которых не внесены в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее в настоящем пункте - продавцы), определение налоговой базы производится с учетом следующих особенностей:
1) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами по товарам (услугам), отгруженным (оказанным) по 31 декабря 2014 года, не принятые к вычету в течение 2014 года, принимаются к вычету покупателем при определении налоговой базы по налогу до 1 июля 2015 года при наличии налоговых накладных, выставленных продавцами при отгрузке товаров (оказании услуг) или при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), договора, предусматривающего перечисление указанных сумм;
2) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету покупателем на основании налоговых накладных, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), не подлежат восстановлению, за исключением случаев расторжения или изменения условий договора и возврата (включая зачет встречных требований) соответствующих сумм оплаты (частичной оплаты) покупателю. При этом восстановление сумм налога на добавленную стоимость производится покупателем в налоговом периоде, в котором произошли расторжение или изменение условий договора и возврат (включая зачет встречных требований) соответствующих сумм оплаты (частичной оплаты) покупателю.

2. В случае, если покупателем товаров (услуг), являющимся юридическим лицом, которое имело в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, сведения о котором не внесены в единый государственный реестр юридических лиц, либо физическим лицом, являющимся предпринимателем, сведения о котором не внесены в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее в настоящем пункте - покупатель), перечислена оплата (частичная оплата) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг) продавцу, являющемуся юридическим лицом, которое имело в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, сведения о котором не внесены в единый государственный реестр юридических лиц, либо физическим лицом, являющимся предпринимателем, сведения о котором не внесены в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее в настоящем пункте - продавец), а отгрузка указанных товаров (оказание указанных услуг) произведена (произведено) с 1 января 2015 года, определение налоговой базы производится с учетом следующих особенностей:
1) если поставка товаров (оказание услуг) в счет поступившей ранее оплаты (частичной оплаты) произведена (произведено) продавцом, налоговая база по налогу определяется на дату отгрузки указанных товаров (оказания указанных услуг);
2) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом покупателю по товарам (услугам), отгруженным (оказанным) в счет поступившей ранее оплаты (частичной оплаты) указанных товаров (услуг), подлежат вычету у покупателя на основании счета-фактуры при выполнении одного из следующих условий:
суммы налога на добавленную стоимость, отнесенные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя к налоговому кредиту при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), подлежат восстановлению покупателем в налоговом периоде, в котором суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом по товарам (услугам), подлежат вычету покупателем;
суммы налога на добавленную стоимость, отнесенные покупателем в расходы по налогам с доходов, исчисленным до дня внесения сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, подлежат включению в состав доходов, подлежащих налогообложению в периоде применения покупателем вычетов в соответствии с настоящим пунктом.

Комментарий к Ст. 162.2 Налогового кодекса

Комментируемая статья введена в НК РФ Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и применяется с 1 января 2015 года.

Важно!

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

На основании пункта 2 указанной статьи до 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 29.04.2014 N 03-07-15/20060 "По вопросу вычета налога на добавленную стоимость" даются следующие значимые разъяснения.

Пунктом 1 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Государственного совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. N 2010-6/14, и статьей 1 Закона города Севастополя от 18 апреля 2014 г. N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" установлено, что до 1 января 2015 года на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов регулируются в порядке, действовавшем на 17 марта 2014 года и 21 февраля 2014 года соответственно, если иное не предусмотрено указанными Положением и Законом, а также иными нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В соответствии с нормами Налогового кодекса Украины, действовавшими на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 17 марта 2014 года и 21 февраля 2014 года, при поставке товаров (услуг), а также при получении денежных средств в качестве предварительной оплаты (аванса) товаров (услуг) продавец выставляет налоговую накладную.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что вышеназванными Положением и Законом, а также иными нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенностей в отношении налоговых накладных не установлено, при приобретении товаров (услуг), отгруженных (оказанных) до 1 января 2015 года плательщиками, вычеты налога на добавленную стоимость у налогоплательщиков, применяющих НК РФ, производятся в порядке, установленном НК РФ, на основании налоговых накладных.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает особенности определения налоговой базы по НДС в случае приобретения товаров (услуг) лицами, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее в настоящем пункте - покупатели), у продавцов - юридических лиц, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, либо физических лиц, являющихся предпринимателями, сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 02.03.2015 N 03-07-13/1/10570 рассмотрен вопрос о возможности принятия к вычету НДС, предъявленного хозяйствующими субъектами Республики Крым и г. Севастополя, не зарегистрированными в соответствии с законодательством РФ, по товарам (услугам), отгруженным (оказанным) до и после 01.01.2015 и принятым к учету как до 01.01.2015, так и в I квартале 2015 г. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующие разъяснения.

Принятие к вычету российской организацией сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных хозяйствующими субъектами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по товарам (услугам), отгруженным (оказанным) до 1 января 2015 года и принятым к учету как до 1 января 2015 года, так и в первом квартале 2015 года, на основании налоговых накладных, нормам НК РФ не противоречит. При этом вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных указанными хозяйствующими субъектами по товарам (услугам), отгруженным (оказанным) с 1 января 2015 года, положениями НК РФ не предусмотрен.

Что касается вопросов, связанных с особенностями заполнения и представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@, то за разъяснениями по данным вопросам следует обращаться в ФНС России.

В свою очередь, в письме ФНС России от 26.01.2015 N ГД-4-3/979@ указывается, что налогоплательщик имеет право принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцами по товарам (услугам), отгруженным (оказанным) по 31 декабря 2014 года, не принятые к вычету в течение 2014 года при определении налоговой базы по налогу до 1 июля 2015 года при наличии налоговых накладных, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.