Статья 161 НК РФ. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

СТ 161 НК РФ.

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория
Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в
налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода
от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми
агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные
предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории
Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи
иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить
в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности
налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные
настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной
власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества,
имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база
определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база
определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В
этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица
обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет
соответствующую сумму налога.
При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного
имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего
государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации,
казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа,
а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и
учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского
поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода
от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется
отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В
этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за
исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные
лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в
бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

4.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании
услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в
налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие
на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах
на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными
иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как
стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных
товаров) и без включения в них суммы налога.

6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права
собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском
международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом
как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.
При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по
истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.
Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи
164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

7. В целях настоящей статьи не признаются налоговыми агентами приобретающие на
территории Российской Федерации товары (работы, услуги), имущественные права для целей
организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014
года в городе Сочи организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских
зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей
3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII
Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии
города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации", иностранными маркетинговыми партнерами Международного
олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии
со статьей 3.1 указанного Федерального закона, и филиалы, представительства в Российской
Федерации иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного
олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со
статьей 3.1 указанного Федерального закона.

Комментарии к Статье 161 НК РФ