Статья 105.4 НК РФ (последняя редакция с комментариями). Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен

СТ 105.4 НК РФ.

1. При совершении налогоплательщиками сделок, в отношении которых предусмотрено
регулирование цен посредством установления цены или согласования с уполномоченным органом
исполнительной власти формулы цены, установления максимальных и (или) минимальных
предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены либо посредством иных ограничений на
рентабельность или прибыль в указанных сделках, цены таких сделок признаются рыночными для
целей налогообложения с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанные особенности учитываются, если регулирование цен осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Правительства Российской
Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми
актами, нормативными правовыми актами уполномоченных органов, нормативными правовыми
актами иностранных государств, а также международными договорами Российской Федерации.

2. В случае установления минимальной предельной цены такая цена не учитывается при
определении рыночной цены, если минимальное значение интервала рыночных цен, определенного
в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса без учета указанной минимальной предельной
цены, превышает эту минимальную предельную цену. В противном случае интервалом рыночных
цен признается интервал, минимальное значение которого равно этой минимальной предельной
цене, а максимальное значение принимается равным его максимальному значению, определенному
в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса.
В случае установления максимальной предельной цены такая цена не учитывается при
определении рыночной цены, если эта максимальная предельная цена превышает максимальное
значение интервала рыночных цен, определенного в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса
без учета указанной максимальной предельной цены. В противном случае интервалом рыночных
цен признается интервал, максимальное значение которого равно этой максимальной предельной
цене, а минимальное значение принимается равным его минимальному значению, определенному в
соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса.

3. В случае установления одновременно минимальной и максимальной предельных цен такие
цены не учитываются при определении рыночной цены, если минимальное значение интервала
рыночных цен, определенного в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса без учета указанных
минимальной и максимальной предельных цен, превышает эту минимальную предельную цену и
установленная максимальная предельная цена превышает максимальное значение этого интервала
рыночных цен. В противном случае соответственно минимальное и (или) максимальное значения
интервала рыночных цен корректируются в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

4. Если для сделки установлены минимальные и (или) максимальные надбавки к ценам или
скидки с цен либо установлены иные ограничения на размеры рентабельности или прибыли, то
интервалы рыночных цен (интервалы рентабельности), определенные в соответствии с главой 14.3
настоящего Кодекса, подлежат корректировке в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному
пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 105.4 Налогового кодекса

Действующее законодательство предусматривает ряд случаев, когда цены на товары (работы, услуги) устанавливаются налогоплательщиками не самостоятельно, руководствуясь рыночными законами и своими представлениями об экономической целесообразности и эффективности, а в результате регулирующего воздействия со стороны государства (Российской Федерации и ее субъектов). Такие цены принято называть регулируемыми. Такое регулирование цен осуществляется посредством установления цены или согласования с уполномоченным органом исполнительной власти формулы цены, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены либо посредством иных ограничений на рентабельность или прибыль в соответствующих сделках. Примером такого регулирования цен могут служить положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" <204>, гл. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" <205>, транспортных уставов и кодексов и др.
--------------------------------
<204> Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 36.

<205> Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4159.

Общие порядок и условия регулирования цен на товары (работы, услуги) установлены Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" <206> и Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" <207>.
--------------------------------
<206> Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859.

<207> Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" // СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами в настоящее время Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти осуществляется регулирование цен (тарифов) на внутренних рынках на следующие виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг: 1) природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме природного, нефтяного (попутного) и отбензиненного сухого газа, реализуемого организациями - производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром", "Камчатгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам, и кроме природного газа, добытого и реализуемого на организованных торгах открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами в объемах, определяемых Правительством Российской Федерации), сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению); 2) продукция ядерно-топливного цикла; 3) электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 4) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 5) продукция оборонного назначения; 6) алмазное сырье, драгоценные камни; 7) протезно-ортопедические изделия; 8) перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; 9) перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении); 10) услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной службой по тарифам; 11) ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути; 12) аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; 13) услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; 14) отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 15) водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации; 16) этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации; 17) лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке на следующие виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг: 1) топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье; 2) перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); 3) лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 4) социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными организациями социального обслуживания. Кроме того, указанные органы вправе вводить государственное регулирование тарифов и цены на (1) снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, (2) наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, (3) торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), (4) перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации, (5) перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси, (6) перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах, (7) перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, (8) транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Следует отметить, что полномочия по регулированию цен (тарифов) на товары (работы, услуги) могут быть делегированы нижестоящим уровням власти. Например, субъекты Российской Федерации делегируют некоторые из перечисленных полномочий органам местного самоуправления.

В комментируемой статье устанавливаются особенности признания цен (тарифов) на указанные товары (работы услуги) для целей налогообложения рыночными.

При применении комментируемой статьи необходимо учитывать также некоторые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении статьи 40 комментируемого Кодекса. Так, данный судебный орган в своем Определении N 1484-О-О от 20 октября 2011 года указал, что законодатель, закрепляя принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков при определении цены заключаемых ими сделок, которая может быть опровергнута налоговыми органами только при соблюдении законодательно установленных условий. При этом корректировка цены сделки для целей налогообложения должна осуществляться налоговыми органами не произвольно, а в строгом соответствии с методами, определенными законом. Причем решение вопроса о том, возможно ли применение того или иного метода расчета цены сделки в случае ее корректировки, должно производиться с учетом открытого перечня юридически значимых факторов и обстоятельств, позволяющих индивидуально подходить к оценке действий налогоплательщика. Данная правовая позиция учитывается судами общей и арбитражной юрисдикции в своей деятельности (см., например: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2013 года по делу N А41-2373/13).

Следует также отметить, что Минфин России в своем письме от 6 июня 2012 года N 03-01-18/4-72 указал на то, что признание таможенным органом цены рыночной (в виде отсутствия корректировки таможенной стоимости) в качестве основания признания цен рыночными для целей налогообложения законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Другой комментарий к Статье 105.4 НК РФ