Статья 105.22. Порядок заключения соглашения о ценообразовании

СТ 105.22 НК РФ.

1. К заявлению налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании,
представленному налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, прилагаются:
1) проект соглашения о ценообразовании;
2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками,
а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается
заключить соглашение о ценообразовании;
3) копии учредительных документов налогоплательщика;
4) копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;
5) копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту
его нахождения на территории Российской Федерации;
6) бухгалтерская (финансовая) отчетность налогоплательщика за последний отчетный
период;
7) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области
налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании;
8) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении
соглашения о ценообразовании.

2. Документы, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, представляются в федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов,
в произвольной форме, если иная форма не установлена законодательством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в
области налогов и сборов, вправе запрашивать у налогоплательщика другие, не предусмотренные
пунктом 1 настоящей статьи документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в
области налогов и сборов, рассматривает представленные налогоплательщиком в соответствии с
пунктами 1 - 3 настоящей статьи заявление и другие документы в срок не более шести месяцев со
дня их получения. Указанный срок может быть продлен до девяти месяцев.
Основания и порядок продления срока рассмотрения представленных налогоплательщиком
документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком в
соответствии с пунктами 1 - 3 настоящей статьи, федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, принимается одно из
следующих решений:
1) решение о заключении соглашения о ценообразовании;
2) мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения;
3) решение о необходимости доработки проекта соглашения, в котором федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов,
предлагает налогоплательщику доработать в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и
повторно представить проект соглашения о ценообразовании и документы, указанные в подпункте
2 пункта 1 настоящей статьи.

6. Соответствующее решение о заключении (об отказе в заключении, о необходимости
доработки проекта соглашения) соглашения о ценообразовании (с указанием места, даты
и времени подписания соглашения о ценообразовании в случае принятия решения о
заключении соглашения о ценообразовании) направляется налогоплательщику (уполномоченному
представителю налогоплательщика) в течение пяти дней с даты принятия такого решения.

7. При повторном представлении проекта соглашения о ценообразовании и документов на
основании решения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 5 настоящей статьи:
1) государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 7 пункта 1 настоящей статьи, не
взимается;
2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в
области налогов и сборов, решение принимается в течение трех месяцев.

8. Основаниями для принятия решения об отказе от заключения соглашения о
ценообразовании, в частности, являются:
1) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных
пунктом 1 настоящей статьи;
2) неуплата или неполная уплата государственной пошлины;
3) мотивированный вывод о том, что в результате применения предложенного
налогоплательщиком в проекте соглашения о ценообразовании порядка определения цен и (или)
методов ценообразования не будет обеспечиваться исполнение положений пункта 1 статьи 105.3
настоящего Кодекса.

9. Решение об отказе в заключении соглашения о ценообразовании может быть обжаловано
в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Копия соглашения о ценообразовании, заключенного с налогоплательщиком,
направляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и
надзору в области налогов и сборов, в течение трех дней со дня подписания этого соглашения в
налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

11. Заявление налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании,
представленное налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть отозвано
указанным налогоплательщиком. При этом уплаченная сумма государственной пошлины,
предусмотренной подпунктом 7 пункта 1 настоящей статьи, не возвращается.

12. Соглашение о ценообразовании может быть изменено в порядке, предусмотренном
настоящей статьей.

Комментарий к Ст. 105.22 Налогового кодекса

В комментируемой статье установлены порядок и условия заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Так, налогоплательщик, выразивший намерение заключить такое соглашение, обращается в Федеральную налоговую службу с заявлением, рекомендованная форма которого приведена в письме ФНС России от 12 января 2012 года N ОА-4-13/85@ "О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения".

Указанное заявление составляется на русском языке. К нему прилагается опись документов, содержащая информацию о номере документа по порядку, наименовании документа, кратком содержании документа, количестве листов документа и наличии электронной версии документа. Сведения, указанные в документах, должны содержать ссылки на источники информации, которые в случае необходимости должны быть представлены по запросу Федеральной налоговой службы. Так, при рассмотрении заявления о заключении соглашения и документов к нему Федеральная налоговая служба вправе дополнительно запросить: 1) бухгалтерскую (финансовую) отчетность участников контролируемой сделки, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности, при отсутствии этих документов в налоговых органах Российской Федерации; 2) кредитную, тарифную, маркетинговую политику или иные внутренние документы, регулирующие ценовую политику налогоплательщика; 3) договор(ы), на основании которого осуществляются контролируемые сделки, являющиеся предметом соглашения, товарные накладные, акты выполненных работ, услуг, иные документы, подтверждающие результаты реализации товаров, оказания работ, услуг (отчеты, заключения, меморандумы и т.п.); 4) учетную политику для целей налогового учета на год, в котором подается заявление о заключении соглашения о ценообразовании, перечень изменений в учетной политике (по сравнению с предыдущим годом) и их влияние на определение налоговой базы; 5) регистры налогового учета доходов, внереализационных доходов, расходов, внереализационных расходов с расшифровкой, в том числе по статьям, контрагентам, операциям (контролируемым сделкам); 6) штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников, обеспечивающих выполнение тех или иных функций; 7) паспорт сделки при осуществлении валютных операций между российской и иностранной организациями; 8) выписки по банковским счетам, ведомость банковского контроля в подтверждение фактической оплаты стоимости товара (работы, услуги) в рамках сделки, являющейся предметом соглашения; 9) грузовые таможенные декларации; 10) транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров. Запрашиваемые документы представляются в виде заверенных копий.

Комментируемая статья предполагает, что к заявлению налогоплательщика о заключении соглашения, представляемому им в Федеральную налоговую службу, прилагаются: 1) проект соглашения; 2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение; 3) копии учредительных документов налогоплательщика; 4) копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика; 5) копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской Федерации; 6) бухгалтерская отчетность налогоплательщика за последний отчетный период; 7) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение заявления о заключении соглашения; 8) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения.

Следует отметить, что необходимым условием заключения рассматриваемого соглашения является уплата государственной пошлины, размер которой согласно подп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 1 500 000 руб.

Заявление о заключении соглашения и прилагаемая документация непосредственно представляются в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России. При этом согласно письму ФНС России от 12 января 2012 года N ОА-4-13/85@ "О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения" в целях избежания излишнего документооборота рекомендуется вместе с заявлением о заключении соглашения, проектом соответствующего соглашения и иными документами, перечисленными в п. 1 комментируемой статьи, представлять дополнительную информацию, имеющую значение при заключении соглашения, в виде единого документа в произвольной форме, который учитывает положения гл. 14.2 и 14.3 комментируемого Кодекса.

Для рассмотрения заявления о заключении соглашения в Федеральной налоговой службе создается рабочая группа, которая после первоначального ознакомления с данным заявлением от имени ФНС России уведомляет налогоплательщика о необходимости организации обсуждения проекта соглашения и (или) о представлении дополнительной информации. Совместное обсуждение проекта соглашения членами рабочей группы ФНС России и уполномоченными представителями налогоплательщика происходит по месту нахождения Федеральной налоговой службы. На этапе обсуждения проекта соглашения важными являются полнота, достоверность и своевременность представления налогоплательщиком дополнительной информации, необходимой для заключения соглашения. Рассмотрение проекта соглашения должно быть завершено в срок, не превышающий шести месяцев со дня подачи заявления. Указанный срок может быть продлен до девяти месяцев.

В п. 2 ст. 105.20 комментируемого Кодекса предусмотрено право налогоплательщика обратиться с заявлением о заключении соглашения с участием уполномоченного органа исполнительной власти государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Для повышения эффективности процесса заключения таких соглашений, учитывая различия в сроках рассмотрения обращений, второй стороне сделки - иностранной компании рекомендуется также начать соответствующую процедуру заключения соглашения с представителями уполномоченного органа исполнительной власти данного иностранного государства. Подобная одновременная подача документов всеми участниками сделки в соответствующие органы исполнительной власти является сложившейся мировой практикой.

По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком, Федеральная налоговая служба выносит одно из следующих решений: 1) о заключении соглашения; 2) об отказе от заключения соглашения; 3) о необходимости доработки проекта соглашения. Формы указанных решений утверждены Приказом ФНС России от 26 марта 2012 года N ММВ-7-13/182@ "Об утверждении форм документов, используемых ФНС России при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, Оснований и порядка продления срока рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения и прилагаемых к нему документов". Вынесенное решение о заключении соглашения (об отказе от заключения соглашения, о необходимости доработки проекта соглашения) с указанием места, даты и времени подписания соглашения в случае принятия решения о заключении соглашения направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты принятия такого решения.

При вынесении решения о заключении соглашения копия соглашения, заключенного с налогоплательщиком, направляется Федеральной налоговой службой в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В случае вынесения решения о необходимости доработки проекта соглашения налогоплательщик вправе после доработки проекта соглашения, устранения замечаний и предоставления дополнительной информации обратиться с повторным заявлением о заключении соглашения.

Другой комментарий к Статье 105.22 НК РФ