Статья 105.19 НК РФ (последняя редакция с комментариями). Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения

СТ 105.19 НК РФ.

1. Российская организация - налогоплательщик, отнесенный в соответствии со статьей
83 настоящего Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков (далее в настоящей
главе - налогоплательщик), вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении
соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (далее также - соглашение о
ценообразовании).

2. Соглашение о ценообразовании представляет собой соглашение между
налогоплательщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения
методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока
его действия в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

3. Предметом соглашения о ценообразовании являются:
1) виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении
которых заключается соглашение;
2) порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул)
ценообразования для целей налогообложения;
3) перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен,
примененных в сделках, условиям соглашения;
4) срок действия соглашения;
5) перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение
условий соглашения о ценообразовании.

4. Иные условия соглашения о ценообразовании, помимо указанных в пункте 3 настоящей
статьи, могут быть установлены по соглашению сторон.

Комментарий к Ст. 105.19 Налогового кодекса

Комментируемая глава устанавливает право налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со ст. 83 НК РФ (см. комментарий к ней) к категории крупнейших налогоплательщиков, на обращение в Федеральную налоговую службу как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения; определяет порядок и условия реализации данного права. В комментируемой статье раскрывается понятие и предмет такого соглашения.

Необходимо подчеркнуть, что правом на обращение с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в Федеральную налоговую службу обладают исключительно крупнейшие налогоплательщики, т.е. организации, подлежащие налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях. Как разъяснил Минфин России в своем письме от 24 февраля 2012 года N 03-01-18/1-13, право на обращение в Федеральную налоговую службу с заявлением о заключении рассматриваемого соглашения для иных категорий налогоплательщиков в законодательстве о налогах и сборах не предусмотрено.

При отнесении налогоплательщика к категории крупнейших в соответствии с Приказом ФНС России от 16 мая 2007 года N ММ-3-06/308@ (в редакции по состоянию на 19 сентября 2014 года) "О внесении изменений в Приказ МНС России от 16 апреля 2004 года N САЭ-3-30/290@" применяются следующие критерии: 1) показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации; 2) признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц; 3) наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.

Крупнейшими налогоплательщиками федерального уровня признаются организации, у которых один из перечисленных показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год имеет следующее значение: 1) суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей (для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, - свыше 300 миллионов рублей); 2) суммарный объем полученных доходов превышает 20 миллиардов рублей; 3) активы превышают 20 миллиардов рублей. Применительно к налогоплательщикам - организациям оборонно-промышленного комплекса данные показатели должны иметь следующие значения: 1) сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 27 миллионов рублей в год; 2) сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 процентов от общей суммы выручки; 3) среднесписочная численность работающих свыше 100 человек; 4) доля вклада учредителя (государства) составляет свыше 50%. Для крупнейших налогоплательщиков-организаций, включенных в перечень стратегических предприятий, организаций и стратегических акционерных обществ, показатели финансово-экономической деятельности должны иметь следующие значения: 1) сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 27 миллионов рублей в год; 2) сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 процентов от общей суммы выручки; 3) среднесписочная численность работающих свыше 100 человек; 4) доля вклада учредителя (государства) составляет свыше 50%. Крупным налогоплательщиком - финансовой организацией может быть кредитная организация, страховая, перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, которые имеют соответственно: 1) лицензию на осуществление банковских операций; 2) лицензию на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера; 3) лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и (или) лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра; 4) лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых выполняются одновременно следующие условия: 1) суммарный объем полученных доходов находится в пределах от 2 до 20 миллиардов рублей включительно; 2) среднесписочная численность работников превышает 50 человек; 3) активы находятся в пределах от 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей.

Не могут относиться к категории крупнейших налогоплательщиков организации, применяющие специальные налоговые режимы (в части соответствующих видов деятельности).

Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков установлены также Приказами Минфина России от 11 июля 2005 года N 85н и 16 мая 2007 года N ММ-3-06/308@.

Заключение рассматриваемого соглашения позволяет налогоплательщикам и налоговым органам установить согласованную позицию относительно порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок), в том числе еще до их совершения, заранее разрешив возможные разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения. Для налогоплательщиков заключение такого соглашения позволяет сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения, а также снизить организационные издержки, связанные с осуществлением процедур контроля за соблюдением указанного законодательства. При этом сам по себе факт осуществления крупнейшим налогоплательщиком контролируемых сделок не является основанием для заключения соглашения. Во многих случаях налогоплательщику целесообразно и достаточно вести документацию по выполнению требований законодательства, регулирующего определение цен для целей налогообложения.

Заключение соглашения является добровольным и должно отвечать интересам сторон, стороны соглашения не могут быть понуждены к его заключению. При заключении соглашения Федеральная налоговая служба руководствуется тем, что предлагаемая налогоплательщиком методология определения цен для целей налогообложения обеспечивает исполнение п. 1 ст. 105.3 НК РФ, согласно которому если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Рассматриваемое соглашение представляет собой соглашение между налогоплательщиком и Федеральной налоговой службой о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках в целях обеспечения соблюдения положения п. 1 ст. 105.3 комментируемого Кодекса. При этом, по мнению Минфина России, выраженному в его письме от 5 июля 2012 года N 03-01-18/5-89, заявления о заключении соглашения о ценообразовании подаются налогоплательщиком в отношении каждого соглашения о ценообразовании отдельно.

В свою очередь Федеральная налоговая служба своим письмом от 12 января 2012 года N ОА-4-13/85@ "О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения" довела до сведения налогоплательщиков форму заявления о заключении рассматриваемого соглашения и его примерную структуру.

Другой комментарий к Статье 105.19 НК РФ