Комментарии к СТ 92 НК РФ

Статья 92 НК РФ. Осмотр

Комментируемая статья посвящена проведению осмотра в рамках налоговой проверки.

Статья 92 НК РФ регламентирует порядок проведения осмотра помещений налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки.

Должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном статьей 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки. На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика и предъявлении служебных удостоверений должностными лицами налоговых органов, непосредственно проводящими выездную налоговую проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика.

Вне рамок выездной налоговой проверки допускается осмотр документов и предметов, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

В письме Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411 отражена аналогичная позиция.

Однако действующее законодательство не запрещает налоговым органам проводить в ходе камеральной проверки осмотр (обследование) используемых налогоплательщиком в своей предпринимательской деятельности помещений, в том числе для определения соответствия фактическим данным сведений, отраженных плательщиками в документах, представляемых в налоговые органы.

Положения статьи 92 НК РФ не означают запрет налоговому органу на осуществление такого мероприятия налогового контроля, как осмотр (обследование) при проведении камеральной налоговой проверки для определения соответствия фактических данных об указанных объектах (например, площади торгового зала) документальным данным, представленным налогоплательщиком (например, отраженным в договорах аренды).

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.03.2011 N А75-6609/2010 пришел к аналогичным выводам.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 11.09.2012 N А29-10589/2011 отметил, что глава 14 НК РФ не содержит норм, предусматривающих обязательное извещение налогоплательщика о проведении осмотра принадлежащих ему помещений, и не определяет правовые последствия отсутствия указанного лица при проведении осмотра.

ФНС России в письме от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 разъяснила, что должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр документов и предметов в рамках камеральной налоговой проверки в случаях, если:

1) документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;

2) если владелец этих предметов дал согласие на проведение их осмотра.

Проведение осмотра территорий в рамках камеральной налоговой проверки НК РФ не предусмотрено.

По проведению экспертиз ФНС России отметила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 95 НК РФ эксперт может быть привлечен для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля. Поскольку камеральная проверка является одной из форм такого контроля (пункт 1 статьи 82 НК РФ), то проведение экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки правомерно.