Комментарии к СТ 76 НК РФ

Статья 76 НК РФ. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

Комментируемая статья посвящена такой важной процедуре для всех налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как приостановление операций по счетам в банке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке применяется для двух ситуаций:

- для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа.

Обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банке принимаются руководителем налогового органа после направления требования об уплате налога (см. Постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2012 N Ф09-1432/12).

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 N А12-10999/2012 указано, что анализ норм налогового законодательства свидетельствует о том, что вынесению решений о приостановлении операций по расчетным счетам налогоплательщика в банках должна предшествовать соответствующая процедура выявления налоговым органом недоимки, ее предъявление налогоплательщику, принятие решения о взыскании такой задолженности с соблюдением положений статей 69, 70, 46 НК РФ;

- в случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в установленный срок.

В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 N 18АП-3470/2012 отмечено, что у налогоплательщика имеется обязанность по своевременному представлению в налоговый орган налоговой декларации по установленной форме, подписанной законным либо уполномоченным представителем, при этом у налогового органа отсутствует возможность отказать налогоплательщику в приеме налоговой декларации, представленной по установленной форме. В то же время налоговый орган наделен правами по приостановлению операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Как разъяснено в письме ФНС России от 09.02.2011, по истечении 10 дней с установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика. При этом пресекательный срок, по истечении которого налоговый орган не вправе выносить решение о приостановлении операций по счетам в банке, НК РФ не установлен.

Исходя из изложенного вышеуказанное решение может быть вынесено, в том числе в случае выявления в текущем налоговом периоде факта непредставления организацией налоговых деклараций по тем налогам, которые он был обязан уплачивать в предыдущих налоговых периодах.

В письме Управления ФНС России по г. Москве от 09.06.2007 N 16-10/054964@ выражена позиция, согласно которой при непредставлении налоговой декларации филиалом приостановление операций осуществляется по счетам организации-налогоплательщика.

В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 N А78-4936/2012 суд отметил, что также существует специальное дополнительное основание для приостановления операций по счетам в банке, предусмотренное пунктом 10 статьи 101 НК РФ, - в целях обеспечения возможности исполнения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Как отметил ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 12.12.2012 N А33-6597/2012, из совокупности положений статьи 76 НК РФ следует, что при получении решений налогового органа о приостановлении операций по конкретным счетам организации-налогоплательщика в пределах определенных сумм, подлежащих взысканию, банк в обязательном порядке должен исполнить эти решения, приостановив расходные операции по всем приведенным в этих решениях счетам в пределах взыскиваемых сумм на весь период, до момента получения решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

ФАС Московского округа в Постановлении от 28.11.2012 N А40-36688/11-97-327 пришел к выводу, что банк, получивший на исполнение исполнительный документ, обязан осуществить его исполнение в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Как отметил суд, банк воспользовался возможностью не исполнить исполнительный документ, ссылаясь на приостановление расходных операций налоговой инспекцией в связи с непредставлением налоговой декларации налогоплательщиком-должником по правилам пункта 3 статьи 76 НК РФ.

Приостановление расходных операций по счету налогоплательщика по причине непредставления налоговой декларации является не обязанностью, а правом налогового органа и, по существу, выступает мерой организационного, а не обеспечительного характера.

Документов, свидетельствующих о наличии решения налоговой инспекции о задолженности должника по обязательным платежам в бюджет и приостановлении расходных операций по счету налогоплательщика по указанной причине, равно как и о наличии иных кредиторов, права требования которых должны быть удовлетворены ранее в порядке очередности, предусмотренной статьей 855 ГК РФ, банком не представлено.

Таким образом, именно банк обязан исполнить исполнительный документ арбитражного суда.

Приостановление же расходных операций по счету налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, соответственно, при отсутствии документально подтвержденной задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебного решения, вступившего в законную силу. Более того, в обеспечение иска банка судом были приняты обеспечительные меры в виде наложения ареста на денежные средства должника до решения налоговой инспекции о приостановлении операций по счету налогоплательщика.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.11.2012 N Ф09-10551/12 отмечено, что решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика фактически является одной из форм наложения ареста на его имущество, вследствие чего оно не может применяться инспекцией в отношении налогоплательщика после введения процедуры банкротства - конкурсного производства в силу специального указания, содержащегося в пункте 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Поэтому, как указано в абзаце 3 пункта 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку с даты принятия судом решения о признании должника банкротом снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения данным имуществом и наложение новых арестов и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается, налоговый орган не вправе принимать предусмотренное статьей 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счету должника.

Положения пункта 8 статьи 46 и статьи 76 НК РФ не запрещают налоговому органу приостанавливать операции по всем счетам налогоплательщика одновременно, а также не предусматривают, что приостановление может применяться только к тем счетам налогоплательщика, к которым налоговым органом были выставлены инкассовые поручения.

Согласно письму Минфина России от 14.06.2005 N 03-02-07/1-144 принятие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке осуществляется в отношении всех открытых счетов налогоплательщика, с которых производится взыскание налога, а также пени.

НК РФ не ограничено количество счетов налогоплательщика в банках, с которых может быть произведено взыскание налога.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты страховых взносов, в частности, в ФСС РФ.

Данный вывод изложен в письме Минфина России от 20.02.2012 N 03-02-07/1-41.

Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, но не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 13.05.2010 N ВАС-5573/10, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.08.2012 N А46-8261/2011.

С точки зрения неприменения приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, кроме цели уплаты денежных средств также имеет значение способ несения расходов налогоплательщиком.

Например, выдача наличных денежных средств по чеку не относится к банковским операциям, на которые не распространяется приостановление операций по счетам в банке. На это указал Минфин России в письме от 07.06.2012 N 03-02-07/1-136.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2012 N А46-14360/2012 отмечено, что то обстоятельство, что у должника имеется задолженность по иным исполнительным документам об уплате налогов и сборов, не свидетельствует о невозможности списания денежных средств с расчетного счета организации в порядке календарной очередности.

Тяжелое материальное положение должника, обусловленное ссылкой на сезонный характер его деятельности, не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы и не является основанием для освобождения общества от выполнения законно возложенной на него обязанности.

При этом суд отметил, что тяжелое материальное положение должника могло служить основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, однако с таким требованием организация не обращалась.

Налоговый орган вправе провести проверочные мероприятия соблюдения банком обязанностей, возложенных статьей 76 НК РФ, на основании имеющихся у него сведений о принятых в отношении конкретного налогоплательщика решениях о приостановлении операций, датах получения банком этих решений, датах сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков, иных документах. В этом случае налоговый орган составляет акт проверки в соответствии со статьей 101.4 НК РФ. Такой способ документальной проверки не нарушает прав банка.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 N 16535/10, ФАС Московского округа от 30.01.2011 N А40-8850/11-20-34).

Как разъяснено в письме Минфина России от 16.01.2013 N 03-02-07/1-10, действующая форма решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@.

В резолютивной части вышеназванной формы предусмотрены отдельные строки для заполнения при принятии решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в связи с исполнением им обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов или в соответствии с пунктом 9 статьи 76 НК РФ.

При этом в случае принятия налоговым органом решения об отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в соответствии с пунктом 9 статьи 76 НК РФ в резолютивной части такого решения указываются виды и номера тех счетов, приостановление операций по которым отменяется в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам этого налогоплательщика в банке. Приостановление операций по другим счетам в банке не отменяется.

В указанном случае в силу пункта 12 статьи 76 НК РФ банк не вправе открывать этой организации новые счета.