Комментарии к СТ 370 НК РФ

Статья 370 НК РФ. Порядок исчисления налога

Комментарий к статье 370:

Сумма налога на игорный бизнес исчисляется как произведение налоговой базы на установленную в регионе ставку по соответствующим объектам. По игровым столам налоговые ставки применяются в особом порядке. Если стол имеет несколько игровых полей, то ставка налога увеличивается кратно количеству полей. Это прописано в пункте 1 статьи 370 Налогового кодекса РФ.

При применении данной нормы Налогового кодекса РФ следует учитывать, что понятие "игровое поле", установленное статьей 364 Налогового кодекса РФ, предусматривает участие в игре одного представителя организатора игорного заведения. Таким образом, под действие статьи 370 Налогового кодекса РФ не подпадают электронные рулетки, которые запускаются автоматически и представляют собой один из видов игровых автоматов.

Существуют особенности расчета налога в случае, если у налогоплательщика в течение месяца изменилось количество объектов налогообложения. Эти правила установлены пунктами 3 и 4 статьи 370 Налогового кодекса РФ. Они состоят в следующем.

При исчислении суммы налога на игорный бизнес следует исходить из даты установки объектов налогообложения. Если их установка произошла до 15-го числа отчетного месяца, налогоплательщик уплачивает налог в полном размере, если же объекты налогообложения установлены после 15-го числа, - в размере одной второй ставки.

При изменении количества объектов (увеличении или уменьшении) налог на игорный бизнес рассчитывается по каждому конкретному объекту исходя из времени его эксплуатации в отчетном месяце.

При установке новых объектов налогообложения ситуация выглядит иным образом. Объект налогообложения должен быть зарегистрирован за два рабочих дня до установки (п. 3 ст. 366 Налогового кодекса РФ). Иначе говоря, налогоплательщики не могут начать использовать игровой стол, автомат и т.д. ранее чем через два рабочих дня после получения налоговым органом соответствующего заявления налогоплательщика. Если Налоговым кодексом РФ не оговорено особо (а в данном случае этого нет), то сроки исчисляются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, то есть начиная со следующего дня за днем получения заявления.

Таким образом, налогоплательщик, подавший заявление в налоговый орган (что в соответствии с пунктом 4 статьи 366 Налогового кодекса РФ приравнивается к регистрации объекта налогообложения), например 14-го числа, может начать использовать объект налогообложения не ранее 17-го числа, и то только в том случае, если на этот промежуток времени не попадают выходные дни или дни государственных праздников.

Поскольку при увеличении объектов налогообложения размер налога рассчитывается не от даты регистрации объекта, а от даты его установки (п. 3 ст. 370 Налогового кодекса РФ), в рассмотренном примере налог должен быть уплачен в размере одной второй ставки, определенной законом соответствующего субъекта Российской Федерации, поскольку объект налогообложения будет введен в эксплуатацию после 15-го числа отчетного месяца.

Что касается расчета налога при выбытии объекта налогообложения, так как объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган соответствующего заявления (п. 4 ст. 366 Налогового кодекса РФ), то, если заявление о его выбытии поступает в налоговый орган 14-го или 15-го числа текущего месяца (п. 4 ст. 370 Налогового кодекса РФ), сумма налога по такому объекту рассчитывается в размере одной второй установленной ставки налога в данном субъекте Российской Федерации.

Соответственно, при выбытии объекта налогообложения после 15-го числа отчетного месяца ставка налога по нему исчисляется в полном размере.

Но на практике может возникнуть ситуация, когда "игорный" объект в течение месяца надлежит поставить или снять с налогового учета не в связи с покупкой или продажей, а по причине его территориального перемещения (например, между структурными подразделениями организации). В письме от 16 августа 2005 г. N 03-06-05-07/20 Минфин России разъяснил, как в таком случае рассчитать сумму налога на игорный бизнес, куда его следует перечислить и в какую инспекцию подать отчет.

При переустановке объекта налогообложения его регистрация (перерегистрация) осуществляется на того же налогоплательщика, то есть смены лица, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации был ранее зарегистрирован этот объект налогообложения, не происходит. В связи с этим применение пунктов 3 и 4 статьи 370 Налогового кодекса РФ к данной ситуации приведет к двойному налогообложению одного объекта налогообложения у одного налогоплательщика одним и тем же налогом в одном налоговом периоде, что противоречит статье 3 Налогового кодекса РФ, которая закрепляет принципы равенства налогообложения и экономическую обоснованность установления налогов.

При этом специалисты финансового ведомства считают, что порядок исчисления налога на игорный бизнес, в случае переустановки объекта налогообложения в течение налогового периода, по данному налогу законодательно не урегулирован и требует уточнения.

В связи с перерегистрацией объекта налогообложения исчисление суммы налога на игорный бизнес следует увязывать с датой его установки (т.е. до или после 15-го числа текущего налогового периода).

В том случае, если объект налогообложения налогом на игорный бизнес снят с регистрации до 15-го числа текущего налогового периода в одном обособленном подразделении организации и установлен до 15-го числа текущего налогового периода в другом обособленном подразделении данной организации, подведомственной другому налоговому органу, то исчисление суммы налога, по мнению Департамента, следует производить по новому месту установки этого объекта налогообложения, исходя из налоговой ставки, установленной на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.