Комментарии к СТ 333.9 НК РФ

Статья 333.9 НК РФ. Объекты налогообложения

Комментарий к статье 333.9:

Водный объект - это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Использование водных объектов означает получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц. Статья 333.9 Кодекса объектами обложения водным налогом признает забор воды из водных объектов. Эта норма касается забора воды как из поверхностных, так и из подземных источников. Таким образом, объектом налогообложения выступает вид водопользования, а не последующие цели использования забранной воды.

При определении налоговой базы по забору воды необходимо учитывать тот факт, что при доставке воды ее потребителям возможны значительные потери водных ресурсов. В таком случае потери распределяются, а не вычитаются из налоговой базы. Другими словами, налог уплачивается за весь объем забранной воды, включая ее потери при заборе и транспортировке.

Часто при доставке воды одним водоканалом сразу нескольким потребителям, (в том числе для водоснабжения населения и иных нужд) возникает вопрос: какую ставку надо применять в такой ситуации? В этом случае общий фактический объем забранной и переданной воды разбивается исходя из ее целевого назначения с применением утвержденных ставок по каждому виду такого назначения: для населения и для иных целей.

Забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы, а также термальные воды не подлежит "водному" налогообложению. Но прямой забор указанных вод облагается налогом на добычу полезных ископаемых. Если же указанные воды используются в дальнейшем таким образом, что происходит повторное использование водного объекта (например, закачка в подземные горизонты вод для поддержания внутрипластового давления или обычный сброс использованных вод), то здесь уже будут применяться нормы природоохранного законодательства и законодательства о недрах.

Налоговым кодексом РФ не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий. В соответствии со статьей 53 Водного кодекса РФ забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что использование акватории для размещения и строительства сооружений мелиоративного назначения не признается объектом налогообложения. Но возникает закономерный вопрос: распространяется ли действие этой нормы на эксплуатацию таких сооружений, ведь размещение оборудования и его последующая эксплуатация - это совершенно разные технологические процессы? Назначение мелиоративных работ в данном случае - осушение местности, то есть сброс дренажных вод. Учитывая, что данный вид водопользования не является объектом налогообложения, то при эксплуатации мелиоративного оборудования водный налог не исчисляется.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ водопользование в целях гидроэнергетики признается объектом налогообложения. Выработка электроэнергии гидроэлектростанциями происходит в основном без изъятия воды. Но для работы некоторых видов оборудования, связанного с выработкой электроэнергии, забор некоторого объема воды все-таки требуется. Налогоплательщики часто приводят довод о том, что подобное использование воды по сути дела является неразрывным технологическим процессом при выработке электроэнергии, которая уже выступает объектом налогообложения.

Однако у законодателей иная точка зрения. Такой довод, по их мнению, не может служить достаточным основанием для освобождения от налога за другой вид водопользования - забор воды. К тому же глава 25.2 не устанавливает такой зависимости при определении объекта налогообложения.

Вне всяких сомнений любая гидроэлектростанция представляет собой целый комплекс сооружений, технологий и производств. Но при этом законодатели учитывают тот факт, что забор воды осуществляется как для работы технологического оборудования для выработки электроэнергии, так и для собственных и иных нужд. К тому же объектом налогообложения является вид водопользования, а не целевое использование уже добытой воды. Поэтому осуществление такого водопользования влечет за собой уплату водного налога.

Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ установлено, что судоходство - это деятельность, связанная в том числе с использованием судов для проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых и других подобных работ.

Подпунктом 11 комментируемой статьи предусмотрено, что использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений, не признается объектом налогообложения. Таким образом, от обложения водным налогом освобождаются только конкретные виды работ, связанные с судоходством. Обратите внимание, что при добыче полезных ископаемых с судов используются акватории водных объектов, а это в свою очередь является объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не облагается налогом особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства. Статьей 87 Водного кодекса РФ установлен порядок предоставления водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в целях обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд, то есть в особое пользование. Водные объекты могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ не признает объектом налогообложения забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан. С учетом этих положений совершенно не важно, кто занимается забором воды для орошения - непосредственно сельскохозяйственная организация или юридическое лицо, располагающее соответствующей поливной техникой, с которым она заключила договор. Поскольку здесь нет объекта налогообложения, и все эти лица не являются налогоплательщиками водного налога.

Дренажные воды - вода, собираемая дренажными сооружениями и сбрасываемая в водные объекты. Таким образом, дренажные воды - это воды, не используемые для удовлетворения каких-либо потребностей. Такие воды забираются из водных объектов, что сопутствует технологическому процессу. К подземным водам относятся воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах.

Давая понятие "подземные и дренажные воды", законодатель их разделяет. Таким образом, дренажные воды к подземным водам не относятся. Собираемые в технологическом процессе дренажные воды на нужды производства не используются. Во избежание спорных ситуаций законодатель в перечень видов водопользования, не облагаемых водным налогом, включил забор дренажных вод.