Комментарии к СТ 333.33 НК РФ

Статья 333.33 НК РФ. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

Комментарий к статье 333.33:

Коммерческая концессия

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) за вознаграждение обязуется предоставить право использовать комплекс исключительных прав, которые ей принадлежат, другой стороне (ст. 1027 Гражданского кодекса РФ). Например, фирменное наименование или торговую марку. Причем срок пользования этими правами может быть установлен в договоре или вовсе не указан. Заключить подобное соглашение можно только с фирмой или индивидуальным предпринимателем.

Зарегистрировать договор необходимо в той налоговой инспекции, в которой состоит на учете фирма-правообладатель. Причем регистрировать нужно не только сам договор коммерческой концессии, но также изменения в него и прекращение, в том числе и досрочное расторжение (п. 2 ст. 1028, ст. 1036, п. 2 ст. 1037 Гражданского кодекса РФ).

После того как фирма заключила договор концессии, она (или вторая сторона договора) обязана подать в инспекцию документы для его регистрации вместе с сопроводительным письмом. Если компания внесла в договор изменения, то вместе с сопроводительным письмом она обязана подать три экземпляра изменений к соглашению (если изменения внесены на основании судебного акта, то и его копию), два экземпляра договора концессии с отметкой о регистрации, а также платежное поручение об уплате госпошлины.

А вот при регистрации прекращения договора платить пошлину не надо. Вместе с сопроводительным письмом необходимо подать только три экземпляра соглашения о расторжении договора и два экземпляра самого договора.

Государственная регистрация

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) документа об уплате государственной пошлины.

Об этом сказано в статье 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Государственная пошлина предусмотрена за выдачу дубликатов свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или о государственной регистрации юридического лица. Между тем регистрирующие (налоговые) органы не изготавливают дубликатов свидетельств о государственной регистрации. Они также не выдают копий ранее выданного свидетельства с проставлением штампа "дубликат".

По запросу физического или юридического лица в регистрирующий (налоговый) орган ему может быть повторно выдан документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Таким образом, под выдачей дубликатов свидетельств понимается повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства.

Размер пошлины за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или о государственной регистрации юридического лица составляет 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию, то есть 400 рублей для юридического лица и 80 рублей для физического лица.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с пунктом 1 статьи 2 этого Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Налоговый кодекс гласит, что госпошлина уплачивается как за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, так и за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, пошлина за государственную регистрацию соглашений об изменении (расторжении) ранее зарегистрированных договоров уплачивается в тех же размерах, что и за государственную регистрацию самих договоров, то есть в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

Обратите внимание, что Кодекс не предоставляет никаких льгот по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества отдельным категориям граждан, в том числе и инвалидам, и участникам Великой Отечественной войны.

Государственная регистрация ипотеки

Ипотека - это залог недвижимого имущества, то есть отношения, направленные на обеспечение исполнения основного обязательства посредством предоставления залогодержателю в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства преимущественного права на удовлетворение своих требований за счет предмета залога.

Учитывая, что погашение записи об ипотеке, возникающей в силу закона, согласно статье 25 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" является одним из действий, связанных с государственной регистрацией ипотеки, соответственно и государственная пошлина за совершение данного действия уплачиваться не должна.

В соответствии со статьей 23 упомянутого Закона после государственной регистрации ипотеки, в том числе и в силу закона, на основании соглашения между залогодателем и залогодержателем в условия договора могут быть внесены изменения и дополнения. В этом случае при обращении залогодателя о выдаче повторного свидетельства с учетом внесенных изменений в условия договора об ипотеке согласно статье 333.33 Кодекса должна взиматься государственная пошлина как за повторную выдачу свидетельства физическим лицам в размере 100 руб., юридическим лицам - в размере 300 руб. В то же время, если изменения внесены в силу закона, государственная пошлина не уплачивается.

Государственная регистрация транспортных средств

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории России сроком до 6 месяцев, осуществляют таможенные органы Российской Федерации. Эти же органы регистрируют и выдают удостоверения на транспортные средства, временно ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве товара на срок до 6 месяцев. В таком же размере уплачивается и госпошлина за выдачу свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Госпошлина, уплачиваемая за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра, в налоговом учете включается в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Основанием для признания расходов на проведение технического осмотра является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в котором установлено, что каждое автотранспортное средство периодически подлежит обязательному техническому осмотру.

Эмиссионные ценные бумаги

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-58-61 (Москва и МО)
8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

Согласно пункту 1 статьи 333.34 Налогового кодекса РФ при государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг плательщик обязан в течение трех рабочих дней после дня уплаты государственной пошлины представить в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика расчет суммы государственной пошлины с указанием общего объема выпуска, вида и способа размещения ценных бумаг.

Таким образом, в случае если государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется в более поздние по сравнению с государственной регистрацией их выпуска сроки, государственная пошлина за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг и за государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска уплачивается отдельно в размерах, установленных подпунктом 44 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ. При этом плательщик обязан в течение трех рабочих дней после дня уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг представить в налоговый орган по месту постановки на учет расчет ее суммы с указанием общего объема выпуска эмиссионных ценных бумаг, вида и способа их размещения.

Лицензирование

С 1 января 2007 г. прекращается лицензирование следующих видов деятельности:

- туроператорская деятельность;

- турагентская деятельность;

- проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

- строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

До настоящего времени органы, осуществляющие лицензирование, выносили решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче только на основании той информации, которую им представлял соискатель. Проверка представленной информации была только правом, но не обязанностью лицензирующих органов.

Отныне проверка проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, лицензирующие органы обязаны обратиться в налоговые органы, которые осуществляют ведение Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, с тем, чтобы удостовериться в достоверности представленных документов, подтверждающих статус соискателя и полномочия его органов на обращение за получением соответствующих лицензий.

Порядок оплаты пошлин и сборов следующий: при подаче документов на рассмотрение должен быть уплачен сбор за рассмотрение документов, при вынесении решения о выдаче лицензии оплачивается пошлина за выдачу лицензии. В отношении лицензирования видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, сбор за выдачу лицензии уплачивается юридическим лицом один раз за весь срок действия лицензии до подачи в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии. При этом размер сбора за выдачу лицензии не зависит от количества входящих в данное юридическое лицо обособленных подразделений (не являющихся юридическими лицами), которые будут осуществлять лицензируемые виды деятельности.

В случае отказа от получения лицензии (например, при неподаче соответствующих документов в лицензирующий орган) государственная пошлина подлежит возврату. Для этого необходимо в течение 3 лет с момента уплаты обратиться с заявлением о ее возврате по месту нахождения лицензирующего органа (а не плательщика, как это было раньше) с приложением оригинала платежного поручения или квитанции об оплате, указав реквизиты, на которые нужно перечислить сумму. Государственная пошлина в этом случае подлежит возврату в полном размере.

Изделия медицинского назначения

Пунктом 76 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ предусмотрена государственная пошлина за государственную регистрацию изделий медицинского назначения и медицинской техники, которые произведены в Российской Федерации, в размере 1500 руб.

Приказом Минздрава России от 2 июля 1999 г. N 274 утверждена Инструкция о порядке регистрации изделий медицинского назначения или медицинской техники отечественного производства в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2.9 этой Инструкции регистрационное удостоверение выдается на каждое зарегистрированное изделие медицинского назначения или медицинской техники.

Таким образом, государственная пошлина взимается за выдачу документа, удостоверяющего регистрацию каждого изделия медицинского назначения или медицинской техники. При этом за внесение изменений в данный документ взимание госпошлины не предусмотрено. Обратите внимание, что за государственную регистрацию изделий медицинского назначения и медицинской техники, которые произведены в Российской Федерации, госпошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов. Следовательно, государственная регистрация изделий медицинского назначения и медицинской техники, которые произведены в Российской Федерации, осуществляется после уплаты государственной пошлины.

Сертификация

Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. (в редакции от 9 мая 2005 г.) N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификация - это форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, обязательное подтверждение соответствия - в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Выдача сертификата соответствия независимо от того, является ли сертификация добровольной или обязательной, относится к юридически значимым действиям.

Учитывая изложенное, за выдачу сертификата соответствия органом по сертификации независимо от того, является ли сертификация добровольной или обязательной, должна взиматься государственная пошлина.

Размещение рекламы

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1995 г. (в редакции от 13 марта 2006 г.) N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления поселения или городского округа. Подобное разрешение выдается отдельно на каждый рекламный плакат независимо от его места размещения, площади рекламной поверхности.

Согласно пункту 3 статьи 14 упомянутого Закона за распространение наружной рекламы путем установки рекламоносителя на землях общего пользования, объектах благоустройства, зданиях, сооружениях и иных объектах, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, должна взиматься плата, устанавливаемая соответствующим органом местного самоуправления. Данная плата за распространение наружной рекламы взимается после получения разрешения на распространение наружной рекламы, за выдачу которого должна быть уплачена государственная пошлина.