Комментарии к СТ 181 НК РФ

Статья 181 НК РФ. Подакцизные товары

В комментируемой статье определен перечень подакцизных товаров.

К подакцизным товарам относятся:

- спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного);

- спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%;

- алкогольная продукция;

- пиво;

- табачная продукция;

- автомобили легковые;

- мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

- автомобильный бензин;

- дизельное топливо;

- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- прямогонный бензин.

Этиловый спирт

В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ подакцизным товаром признается этиловый спирт. К нему отнесены все виды этиловых спиртов (за исключением коньячного), независимо от их концентрации, вида сырья, из которого они производятся, и от того, по какой нормативно-технической документации они изготавливаются (по ГОСТам, ТУ, ОСТам или фармакопейным статьям).

Согласно фармакопейным статьям ФС 42-3071-94 и ФС 42-3072-94 изготавливаемая по ним продукция, представляя собой лекарственное средство, является не спиртосодержащей продукцией, а этиловым спиртом и именно под этим названием включена в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Поскольку в пункте 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ не предусмотрено исключение из перечня подакцизных товаров этилового спирта, производимого в соответствии с указанными фармакопейными статьями, независимо от того, что этот спирт зарегистрирован как лекарственное средство, он является подакцизным товаром.

Коньячный спирт не признается подакцизным товаром при выполнении двух условий:

1) если в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" он производится по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) если согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции" он прошел государственную регистрацию в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Если до 1 января 2001 года денатурированный спирт был полностью освобожден от обложения акцизами, то после указанной даты данный спирт признается подакцизным товаром согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ. Однако при соблюдении условий, предусмотренных статьей 183 Кодекса в редакции, действовавшей до конца 2005 года, операции по реализации денатурированного этилового спирта и денатурированной спиртосодержащей продукции освобождались от уплаты акцизов. С 1 января 2006 года в соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ из статьи 183 Кодекса исключены положения об освобождении от уплаты акцизов указанных операций.

Спиртосодержащая продукция

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ подакцизным товаром является спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде).

С 1 января 2001 года в круг подакцизных товаров включена и спиртосодержащая денатурированная продукция, которая до этого времени акцизами не облагалась. Операции по реализации данной продукции с 1 января 2006 года облагаются акцизами. Соответствующие поправки в главу 22 Налогового кодекса РФ внес Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ.

Помимо спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, не признается подакцизными товарами спиртосодержащая продукция, перечисленная ниже.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ внес существенные изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов. Произошли изменения в перечне товаров, которые подакцизными не признаются. Во-первых, обратите внимание на следующее. Если в редакции 181-й статьи, действующей до 1 января 2007 года, написано "в целях настоящей главы не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция", то в новой редакции эта фраза звучит как: "Не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары". Каково же значение этой поправки? Напомню, что в начале 2006 года возник вопрос, следует ли облагать акцизами головную фракцию этилового спирта, которая, с одной стороны, является отходом спиртового производства, а с другой - Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ была отнесена к понятию "этиловый спирт". Теперь, после изменения редакции статьи 181 Налогового кодекса РФ, для налогообложения акцизами не имеет значения, является ли этот отход спиртосодержащей продукцией или этиловым спиртом. Головная фракция этилового спирта освобождается от уплаты акцизов, поскольку, как уже сказано, она является отходом спиртового производства. Но это не единственное изменение, которое касается отходов спиртового и ликероводочного производства. Из 181-й статьи исключено положение о том, что для освобождения от уплаты акцизов таких отходов необходимо, чтобы они были внесены в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации. Дело в том, что необходимость ведения такого реестра исключена из Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ.

Лекарственные, лечебно-профилактические,

диагностические средства

Акцизами не облагаются:

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

- лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций.

Таким образом, основанием для освобождения от уплаты акцизов по данной продукции является ее регистрация Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а при ее изготовлении аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций - рецепты и требования, заверенные в установленном порядке.

В комментируемой статье предусмотрено исключение из перечня подакцизных товаров спиртосодержащих лекарственных средств, отпускаемых не только по индивидуальным рецептам, но и по требованиям лечебных организаций.

Следует иметь в виду, что одним из условий для освобождения спиртосодержащих лекарственных средств от уплаты акцизов является реализация данной продукции производящими ее организациями в емкостях, соответствующих требованиям государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Если лекарственное средство изготовлено по индивидуальному рецепту, то оно должно быть разлито в емкость, предусмотренную рецептом врача.

Согласно статье 17 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" изготовление лекарственных средств в аптечном учреждении осуществляется по рецептам врачей на основе лекарственных средств, зарегистрированных в России. В соответствии со статьей 19 Закона N 86-ФЗ лекарственные средства, изготовляемые в аптеках по рецептам врачей, не подлежат государственной регистрации. Аптечные учреждения обязаны продавать лекарственные средства только в количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений (ст. 32 Закона N 86-ФЗ). Следовательно, в случае изготовления лекарственных и лечебно-профилактических средств (включая гомеопатические препараты) аптечными учреждениями для признания указанной продукции неподакцизным товаром рецепты и требования лечебных организаций должны содержать данные о дозировке лекарственного средства и быть заверены в установленном порядке. При этом, учитывая специфику изготовления спиртосодержащих лекарственных средств по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, требование их розлива в емкости, определенные фармакопейными статьями, на условия освобождения этих средств от уплаты акцизов не распространяется.

Производство спиртосодержащих лекарственных средств по фармакопейным статьям, внесенным в Государственный реестр лекарственных средств, осуществляется только организациями, имеющими лицензии на производство лекарственных средств, в соответствии с квотами на закупку этилового спирта, выдаваемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Это установлено в Постановлении Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 967 "О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)".

Препараты ветеринарного назначения

Не облагаются акцизами препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации.

Таким образом, для освобождения от уплаты акцизов данная продукция должна быть зарегистрирована в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и внесена в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации. Ветеринарные препараты не являются подакцизным товаром, только если они разлиты в емкости не более 100 мл.

Парфюмерно-косметическая продукция

Не облагается акцизами парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, которым с 1 октября 1999 года в соответствии с названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 967 является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Таким образом, для получения льгот по уплате акцизов по спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции налогоплательщик должен представить в налоговые органы регистрационное удостоверение, выданное Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором должно быть указано, что данная продукция относится к спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции.

Обратите внимание: С 1 января 2006 года для признания спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции неподакцизным товаром она должна быть разлита в емкости не более 100 мл (до 2006 года - не более 270 мл). Соответствующая поправка внесена Федеральным законом от 28.07.2004 N 86-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Кроме того, согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ, с 1 января 2006 года не является подакцизным товаром парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ внес существенные изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов. С 1 января 2007 года будут признаваться подакцизными товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке и парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке.

Что касается парфюмерно-косметической продукции в иной упаковке, то она будет по-прежнему освобождаться от уплаты акцизов, но при этом изменились условия, при соблюдении которых производится это освобождение. Такая продукция должна содержать не более 90% спирта (включительно) при наличии на флаконе пульверизатора (т.е. практически это также должна быть аэрозольная упаковка). При этом сохраняется требование о государственной регистрации этой продукции и о том, что она должна быть разлита в емкости не более 100 мл.

Спиртосодержащие отходы

Не облагаются акцизами отходы, образующиеся при производстве этилового спирта из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей. Указанные отходы должны соответствовать нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и должны быть внесены в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.

Таким образом, спиртосодержащие отходы освобождаются от обложения акцизами при одновременном соблюдении следующих условий:

1) имеется государственное регистрационное удостоверение;

2) продукция направляется на дальнейшую переработку или используется в технических целях.

Организация и проведение государственной регистрации спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве этилового спирта из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке или использованию в технических целях, возложены на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

В ряде случаев спиртосодержащие отходы не используются для переработки, не реализуются, а направляются на уничтожение. Следует ли в данном случае начислять акциз? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что уничтожение отходов не признается операцией, подлежащей обложению акцизами. Следовательно, при уничтожении отходов спиртового производства акцизы не начисляются.

Товары бытовой химии в аэрозольной упаковке

Не облагаются акцизами товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. В соответствии с изменениями, внесенными в комментируемую статью Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2002 года от уплаты акцизов освобождаются только те товары бытовой химии, которые расфасованы в металлическую аэрозольную упаковку.

Алкогольная продукция

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ подакцизным товаром признается алкогольная продукция, к которой относятся питьевой спирт, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%.

Виноматериалы в соответствии с Налоговым кодексом РФ не входят в перечень подакцизных товаров. Следовательно, акцизы по ним не начисляются.

Легковые автомобили и мотоциклы

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ в перечень подакцизных товаров включены легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт.

Классификацию механических транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, регламентирует ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения".

Согласно указанному ГОСТу транспортные средства, применяемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения, относятся к легковым автомобилям (категория М1). В случае если таких мест более восьми, эти транспортные средства классифицируются как автобусы (категория М2, М3).

Исходя из изложенного, если транспортные средства (в частности, микроавтобусы) имеют не более восьми пассажирских мест для сидения, они признаются подакцизными товарами. В случае если пассажирских мест для сидения более восьми, это транспортное средство не подлежит налогообложению акцизом.

Прямогонный бензин

Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2003 года, перечень подакцизных товаров был дополнен прямогонным бензином.

Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров в определенной степени способствует решению проблемы его использования с целью нелегального производства подакцизных нефтепродуктов. Как известно, технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только путем переработки нефтепродуктов на нефтеперерабатывающем заводе, но и путем смешения прямогонного бензина с необходимыми химическими присадками в железнодорожных цистернах, в бензовозах, непосредственно в хранилищах автозаправочных станций. Объемы бензина, полученные методом смешения, в большинстве случаев выводились из-под налогообложения акцизами, так как прямогонный бензин акцизом не облагался, вывозился с заводов, а после указанной выше технологической операции продавался как высокооктановый бензин.

Под прямогонным бензином для целей главы 22 Налогового кодекса РФ понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением автомобильного бензина и продукции нефтехимии. Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. C при атмосферном давлении 760 мм рт. ст.

Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров означает, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы декларации по акцизам с указанием полученных объемов в натуральном выражении. До 1 января 2005 года акцизы на данные объемы не начислялись, так как в статье 193 Налогового кодекса РФ в отношении прямогонного бензина была установлена нулевая ставка акциза.

Федеральный закон N 107-ФЗ изменил ситуацию. Для того чтобы устранить заинтересованность лиц в неправомерном применении нулевой ставки в целях уклонения от уплаты акциза на автомобильный бензин, с 1 января 2006 года устанавливается ставка акциза на прямогонный бензин в размере 2657 руб. за тонну.