Комментарии к СТ 17 НК РФ

Статья 17 НК РФ. Общие условия установления налогов и сборов

Комментируемая статья посвящена условиям установления налогов и сборов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Сбор считается установленным лишь в том случае, когда определены плательщики и элементы обложения соответствующим сбором.

Указанное различие предопределяет и различный подход к установлению обязательных платежей в бюджет: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая налоговую ставку; при установлении же сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Следовательно, по смыслу НК РФ во взаимосвязи со статьями 57, 71 (пунктом "з"), 75 (частью 3) и 76 (частью 1) Конституции РФ вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель исходя из характера данного сбора.

Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 18.02.2004 N 04-05-15/2.

Исходя из Определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

При таких обстоятельствах сумма переплаты в отношении налога может быть зачислена в расходы, так как при обратной позиции в понятие налога неправомерно включается сумма переплаты, которая налогом не является (см. также Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 N А78-5404/2011).

При выездной налоговой проверке налоговый орган, проверяя правильность исчисления и уплаты налогов, обязан проверить все элементы налогообложения, а также расходы и налоговые вычеты, поскольку размер сумм налогов, доначисленных налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки, должен соответствовать реальным налоговым обязательствам налогоплательщика.

На это указано в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 N А27-6535/2012.

В соответствии с Определением ВАС РФ от 17.02.2010 N ВАС-6070/09, НК РФ не освобождает налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки от возложенных на него обязанностей по выявлению всех обстоятельств, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Аналогичный подход изложен и в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 N А39-3286/2011: из статьи 17 НК РФ следует, что, проверяя правильность исчисления и уплаты в бюджеты налогов, в том числе НДФЛ, налоговый орган обязан проверить все элементы налогообложения.

Налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения.

Следовательно, вопрос о введении или отмене льгот, равно как и определение (сужение или расширение) круга лиц, на которых распространяются налоговые льготы, относится к прерогативе законодателя.

Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 27.08.2010 N 03-05-04-01/42 и Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2005 N Ф03-А37/05-2/4403.

Поэтому становление необязательного элемента налогообложения - налоговой льготы, в том числе в виде уменьшения суммы налога, не может отождествляться с необходимостью установления в нормативном правовом акте представительного органа местного самоуправления о налоге на имущество физических лиц налоговой ставки.

Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 10.02.2012 N 03-05-04-01/06.

Исходя из Определения ВС РФ от 17.05.2006 N 44-Г06-7 льготы могут предоставляться только отдельным категориям налогоплательщиков.

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 15.05.2007 N 372-О-П, налоговая ставка, в том числе нулевая, по налогу на добавленную стоимость является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 НК РФ) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменять ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.

Если не определен хотя бы один из элементов налогообложения, например налоговая база, то налог не признается законно установленным и обязанность по его уплате у налогоплательщика не возникает.

Взаимосвязанным с данным выводом является умозаключение, согласно которому налоговый орган, проверяя правильность исчисления и уплаты в бюджет налогов, в том числе НДС и налога на прибыль, обязан проверить все элементы налогообложения, составляющие эти налоги, не исключая налоговые вычеты и расходы (см. также Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2011 N А75-11678/2010, ФАС Поволжского округа от 28.03.2011 N А55-9777/2010).

ФАС Московского округа в Постановлении от 24.08.2009 N КА-А40/7943-09 рассмотрел ситуацию, в которой отсутствие у налогоплательщика государственного кадастрового учета земельных участков привело к невозможности однозначно выделить данный участок из других земельных участков и осуществить его надлежащую экономическую оценку.

В 2006 году и на момент проведения выездной налоговой проверки кадастровая стоимость земельных участков - водозаборный узел, железнодорожная будка, ГРП - 1,2, здание конторы - не была доведена до сведения налогоплательщика.

Факт доведения до сведения налогоплательщика кадастровой стоимости земельных участков налоговым органом не доказан.

Более того, кадастровая стоимость земельных участков была неизвестна не только налогоплательщику, но и налоговому органу, который именно в связи с данным обстоятельством произвольно рассчитал сумму недоимки по земельному налогу.

Таким образом, суд посчитал, что земельный налог за 2006 г. не был установлен и обязанность по его уплате не возникала в связи с отсутствием существенного элемента налогообложения. Соответственно, в отношении данных земельных участков налогоплательщик, по мнению суда, не должен был исчислять и уплачивать земельный налог.

Важным аспектом, затрагивающим элементы налогообложения, является вопрос возможности применения положений, сформулированных НК РФ в отношении одного налога, к исчислению и уплате другого налога.

В данном случае действует правило, что правила в отношении одного налога могут применяться к другому, только если указание на такую возможность прямо содержится в НК РФ.

Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.11.2012 N А05-1368/2012 суд признал неправомерным довод о том, что нормами главы 21 НК РФ прямо не урегулирован порядок применения налоговых вычетов, относящихся к расходам на проведение геологоразведочных работ, а потому подлежит применению особый порядок учета спорных затрат, предусмотренный для исчисления налога на прибыль (статьи 261 и 325 НК РФ). По мнению организации, поскольку расходы на освоение природных ресурсов в части геологоразведочных работ принимаются в целях налогообложения прибыли только по завершении соответствующих работ и не единовременно, а равномерно в течение 12 месяцев, то налоговые вычеты по НДС в части расходов на освоение природных ресурсов могут быть заявлены не ранее возникновения у налогоплательщика права на их учет в целях налогообложения прибыли.

Однако суд указал, что согласно статье 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В спорном случае порядок обложения НДС регулируется нормами главы 21 НК РФ, которыми определены все элементы обложения этим налогом, в том числе и порядок заявления вычетов по НДС, независимо от того, к какой сфере предпринимательской деятельности относится объект налогообложения (операции по реализации товаров, работ, услуг), что исключает применение к спорным правоотношениям норм налогового законодательства, регулирующего правоотношения по иному налогу.

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 N А42-1576/2012 сформулирован вывод о том, что порядок определения налоговой базы и исчисления налога применительно к каждому конкретному налогу установлен соответствующими главами части второй НК РФ.

Порядок исчисления НДС установлен главой 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость", не регулирующей отношения, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль. Предусмотренные указанной главой условия исчисления и уплаты НДС, в том числе в части предъявления налога покупателю, установлены исключительно в целях исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость.

Суд пришел к выводу, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не предусматривает факт непредъявления покупателям товаров, работ, услуг НДС по объективным причинам, в качестве основания для непринятия указанных сумм в качестве прочих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.